УДК 37

Активные методы обучения на уроках математики в начальной школе

Тужик Юлия Андреевна – учитель начальных классов и заместитель директора по учебной работе, магистрант Факультета педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании, филиала Омского государственного педагогического университета.

Aннoтaция: В дaннoй cтaтьe излoжeн опыт пpимeнeния активных мeтoдoв oбучeния нa уpoкaх математики в нaчaльнoй шкoлe. Теоретический раздел статьи посвящен анализу активных методов обучения и особенностям их использования на уроках математики. В практической части - пoкaзaны примеры применения paзличных активных мeтoдов обучения, испoльзуeмыe вo вpeмя уpoкa математики.

Ключeвыe cлoвa: активные методы, oбучeниe, математика, начальная школа.

Все мы знаем, что основа формирования личности человека закладывается в начале школьного обучения – в начальной школе. «Основные задачи начальной школы: обеспечение первичного формирования личности ребенка; раскрытие и развитие его способностей, приобретение прочных навыков опыта сотрудничества в обучении», - говорится в концепции развития среднего образования Республики Казахстан. Для успешного выполнения этой задачи мы должны быть готовы к всестороннему обеспечению учащегося, совмещая работу по обучению, воспитанию, развитию с каждым школьником [1].

Наша задача-воспитать учащихся так, чтобы они могли свободно вести себя в любой среде, достойно называться гражданами Республики Казахстан. В этой связи повышение качества знаний учащихся – важное дело. Важной задачей учителя является активизация мыслительной деятельности учащихся, мотивация к получению новых знаний, стимулирование к активной работе на уроках. Универсальным методом для решения задач является применение активным методов обучения.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения – это единство управления и организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • Активность обучения;
  • Самостоятельное принятие решений;
  • Вовлечение учащихся в учебный процесс на высоком уровне;
  • Развитие математических умений и навыков.
  • При самостоятельной работе в обучении учитель ставит во главу угла сотрудничество со мной и учеником.

Применение активных методов обучения развивает у учащихся мыслительные способности к активизации психических процессов, т. е. к решению определенных проблемных ситуаций, использованию деловых игр, а также формирует потребность в усвоении и запоминании основных на практических занятиях , самостоятельном поиске знаний. Методы могут быть реализованы с помощью алгоритма ниже:

  • Анализ содержания учебного материала;
  • Определение цели урока;
  • Определение методов обучения, соответствующих цели урока [2].

Для большинства младших школьников урок математики является одним из сложных предметов. «Несмотря на то, что математика имеет большое разнообразие подходов к методу обучения, она всегда остается тяжелой работой для учеников», - сказал известный ученый Писарев Д. И.

Эффективность преподавания математики зависит от выбора метода организации учебного процесса, который помог бы учащимся преодолеть трудности ее изучения. Поэтому в своей работе я сосредотачиваюсь на применении активных методов обучения.

На каждый урок я разрабатываю карточки с учетом индивидуальных знаний и способностей учащихся. Например, в классе некоторые ребята во время самостоятельного выполнения задания быстро понимают его суть и справляются с ним быстрее. Чтобы дети не сидели и не ждали, без дела, оставшихся ребят я готовлю для них карточку с аналогичным заданием и предлагаю выполнить ее на дополнительную оценку. При решении текстовых задач я готовлю разноуровневые карточки и распределяю их между детьми в соответствии с уровнем их подготовки. Такая форма применения активного метода позволяет каждому обучающемуся прочувствовать ситуацию успеха.

К развитию математических способностей учащихся относится коллективная аналитическая работа. Поэтому в своей работе использую активный метод - командные соревнования. Это: математические бои, уроки обучения друг другу, деловые игры и многое другое. Организация такой формы урока позволяет младшим школьникам повысить интерес и мотивацию к изучению математики.

Еще одним интересным методом обучения математики является «Блицтурнир». Данный метод реализуется с помощью заданий «Что это значит?» и «Найди ошибку». Учащиеся сами дают противоположной команде задания типа «Угадай ошибку». Следующий конкурс «Домашнее задание». Помощники проверяют во время освежения и «Блицтурнира». При правильном выполнении всего задания учащиеся получают 5 баллов, если допущены ошибки, то количество баллов ниже. Ребятам предлагаются интересные задания по теме урока. Каждый консультант выполняет задание на доске и объясняет ученикам его выход. Задача контргруппы-задать вопрос консультанту. Консультант приносит группе 10 баллов. 5 баллов – за правильное решение задачи, 5 баллов – за разъяснение и ответы на вопросы. Подводятся итоги, выявляются освоенные материалы и недостатки, даются задания.

Метод «Математическая дискуссия» ориентирована на решение нестандартных задач. В то время как на ежедневном уроке учащиеся выполняют отчет за оценку, олимпиада также выполняет его для себя. Учащиеся самостоятельно решают задачи, и в обеих группах учащиеся выполняют одни и те же задания. Примечательно, что каждая группа требует объяснить контрагенту последовательность отчета. В то время как один ученик из группы интерпретирует отчет, один ученик из противоположной группы проверяет его. Цена выставляется на обоих. Учащиеся сами определяют порядок и ситуацию обсуждения. Например: время, которое дается, сколько раз один ученик выходит, использование калькулятора, выход с готовым решением и т. д. В конце спора руководители выполняют интересные задания. На таком занятии учащиеся развивают не только вычислительные навыки, но и математические языки, учатся интерпретировать, слушают другого и задают конкретный вопрос. Учащиеся учатся консультироваться, обмениваться мнениями, слушать друг друга, работая в группе [3].

В зависимости от цели урока я также провожу урок как деловую игру. Дети делятся на команды. Там будет командир, штурман и 3 пилота. Учащимся даются задания. Они выполняют задание в группе, а руководители групп выставляют оценки. По правилу игры группа должна утвердить свои оценки. Для этого в группе выдается жетон. Если написано «Все», все учащиеся этой группы выходят и выполняют задание, предложенное учителем. Если написано «выбрать», учитель выводит одного ученика. Остальные решают ребус . Если дано слово «Делегат», группа выводит одного ученика. Если получается «доверие», задания учащихся выставляют свои оценки без проверки.

Проведение совещаний-занятий также позволит закрепить знания учащихся. Его цель: выявление проблем, возникающих при овладении новой материей, подготовка вопросов, на которые они не обращали внимания . Но, как выясняется, у учащихся возникают трудности с заданием вопросов.

В освоении нового материала учащиеся учатся задавать вопросы. Если у вас много вопросов, объедините их по аналогии и вместе рассмотрим ответ.

В заключении хочу сказать: «Всё в наших руках». Представленные активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов. Использование математических эстафет, турниров, соревнований, дидадических игр во время занятий не только делает процесс обучения интересным, но и вызывает у детей позитивное настроение. При использовании активных методов в обучении математике развиваются следующие качества учащихся. Они:

  • Учащиеся начинают интересоваться дополнительными заданиями.
  • Учит осознавать индивидуальные особенности учащихся.
  • Помогает в освоении учащегося, в познании области развития.
  • У учащихся формируются умения задавать вопросы.

Таким образом, применение на уроках математики активных методов обучения повышает интерес учащихся к изучению предмета. На уроках с применением активных методов обучения происходит полноценное усвоение изучаемого материала, поскольку дети самостоятельно добывают знания через интересные и занимательные задания. Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Список литературы

  1. Активные методы обучения в образовательном процессе. Сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». - Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru/ – М., 2014.
  2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
  3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.