УДК 373.3

Формирование навыка межкультурной коммуникации у детей младшего школьного возраста посредством информационно-коммуникационнных технологий в школе

Сумин Данила Александрович - студент Психолого-Педагогического Факультета Ставропольского Государственного Педагогического Института,

Научный руководитель: Погодина Ирина Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент Кафедры Математики, Информатики и Цифровых Образовательных Технологий Ставропольского Государственного Педагогического Института.

Аннотация: в статье рассмотрена проблема формирования навыка межкультурной коммуникации у детей младшего школьного возраста в условиях глобализации и интеграции различных культур. В содержательном аспекте показана практическая реализация формирования навыка межкультурной коммуникации у младших школьников посредством ИКТ на уроках информатики.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, информационно-коммуникативные технологии, дети, младший школьный возраста.

Современный мир характеризуется высокой степенью глобализации и интеграции различных культур. Под влиянием процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура – информационное общества [8]. В этих условиях способность к межкультурной коммуникации становится одним из ключевых навыков, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Особенно актуальным является формирование данного навыка у детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются основы мировоззрения и ценностных ориентаций.

Одним из эффективных средств формирования навыка межкультурной коммуникации у младших школьников является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. ИКТ позволяют расширить культурный кругозор учащихся, познакомить их с различными культурными традициями и особенностями, а также создать условия для непосредственного межкультурного взаимодействия.

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования навыка межкультурной коммуникации у детей младшего школьного возраста посредством ИКТ в школе. Теоретические основы формирования навыка межкультурной коммуникации у младших школьников.

Межкультурная коммуникация представляет собой умение взаимодействия и обмена информацией между представителями различных культур. Данный процесс предполагает не только владение иностранным языком, но и понимание культурных особенностей, традиций, ценностей и норм поведения, присущих другим культурам. Формирование навыка межкультурной коммуникации у детей младшего школьного возраста является важной задачей, поскольку именно в этот период происходит активное познание окружающего мира, формирование мировоззрения и ценностных ориентаций [5].

Младший школьный возраст характеризуется высокой восприимчивостью к новой информации, открытостью к познанию других культур, а также стремлением к общению и взаимодействию. Согласно теории социокультурного развития Л. С. Выготского, формирование навыка межкультурной коммуникации у младших школьников должно осуществляться в процессе активного взаимодействия с представителями других культур, а также в ходе освоения культурных ценностей и норм.

Важную роль в этом процессе играют информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют расширить культурный кругозор учащихся, создать условия для непосредственного межкультурного взаимодействия и обмена информацией, где дети знакомятся с культурой, совершают виртуальные экскурсии и др.

Информационно-коммуникационные технологии открывают широкие возможности для формирования навыка межкультурной коммуникации у детей младшего школьного возраста. Среди основных направлений использования ИКТ в этом процессе можно выделить:

  1. Использование мультимедийных презентаций, видеороликов и интерактивных ресурсов для знакомства с культурными традициями, особенностями и ценностями различных стран и народов. Данные средства позволяют наглядно и увлекательно представить информацию об особенностях культуры, быта, традиций, праздников и т. д.
  2. Организация виртуальных экскурсий и путешествий по музеям, достопримечательностям и культурным центрам различных стран. Данный подход позволяет учащимся совершить "виртуальное" знакомство с культурным наследием других народов, не выходя за пределы школы.
  3. Использование сервисов видеоконференцсвязи для организации прямого межкультурного взаимодействия и обмена информацией между учащимися разных стран и культур. Данный подход способствует развитию навыков межкультурной коммуникации в процессе непосредственного общения.
  4. Создание совместных международных проектов с использованием сетевых технологий. Данный подход позволяет учащимся не только познакомиться с культурными особенностями других стран, но и принять активное участие в межкультурном взаимодействии и обмене информацией.
  5. Использование обучающих игр и симуляторов, моделирующих ситуации межкультурного взаимодействия. Данные средства позволяют в игровой форме отработать навыки межкультурной коммуникации, а также сформировать толерантное отношение к представителям других культур. Практическая реализация формирования навыка межкультурной коммуникации у младших школьников посредством ИКТ.
  6. Формирование навыка межкультурной коммуникации у детей младшего школьного возраста посредством ИКТ может быть реализовано в рамках различных учебных предметов, а также во внеурочной деятельности. Рассмотрим пример реализации данного процесса на уроках иностранного языка [4].

На уроках иностранного языка использование ИКТ может включать в себя:

  • Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций, видеороликов и интерактивных ресурсов, знакомящих учащихся с культурными традициями, праздниками, особенностями быта и повседневной жизни в странах изучаемого языка;
  • Организация виртуальных экскурсий по музеям, достопримечательностям и культурным центрам стран изучаемого языка с последующим обсуждением увиденного;
  • Проведение видеоконференций с учащимися из других стран для обмена информацией о культурных особенностях, традициях и ценностях;
  • Реализация совместных международных проектов с использованием сетевых технологий, предполагающих взаимодействие и обмен информацией между учащимися разных стран;
  • Использование обучающих игр и симуляторов, моделирующих ситуации межкультурного взаимодействия;

Данные виды деятельности способствуют не только расширению культурного кругозора учащихся, но и формированию навыков межкультурной коммуникации, таких как:

  • Понимание и уважение культурных различий;
  • Способность адаптировать свое поведение и коммуникативные стратегии в соответствии с культурными особенностями собеседника;
  • Умение находить общие точки соприкосновения и взаимопонимание с представителями других культур;
  • Толерантное отношение к иным культурным традициям и ценностям [5].

Кроме того, использование ИКТ в процессе формирования навыка межкультурной коммуникации способствует повышению мотивации и вовлеченности учащихся в учебную деятельность, а также развитию их познавательной активности и творческих способностей.

Таким образом, формирование навыка межкультурной коммуникации у детей младшего школьного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий в школе является важной и актуальной задачей. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет расширить культурный кругозор учащихся, создать условия для непосредственного межкультурного взаимодействия и обмена информацией, а также способствует развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в современном поликультурном мире.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
  3. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
  4. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
  5. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1991. - 311 с.
  6. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 624 с.
  7. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
  8. Погодина, И. А. Информационно-коммуникационная компетенция учащихся: проблемы и модель формирования / И. А. Погодина // Открытое и дистанционное образование. – 2009. – № 4(36). – С. 58-62. – EDN KZIUJH.