УДК 371.121

Педагогические условия организации учебного полилога в начальной школе

Мармуз Екатерина Федоровна – студент Ставропольского государственного педагогического института

Научный руководитель Колосова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: В современном образовании активное взаимодействие учащихся между собой и с учителем становится все более важным элементом образовательного процесса. Один из способов организации такого взаимодействия – учебный полилог, который способствует развитию коммуникативных навыков, критического мышления и умению аргументировать свою точку зрения. Учебный полилог – это форма организации обучения, основанная на диалогическом взаимодействии всех его участников: учителя и каждого ученика одновременно. Эта модель позволяет активизировать познавательную деятельность каждого ребенка, развивает его коммуникативные навыки и способствует формированию самостоятельности и творческого мышления. В этой статье мы рассмотрим ключевые педагогические условия, необходимые для эффективной организации учебного полилога в начальной школе, а также приведем примеры практической работы по данной модели.

Ключевые слова: учебный полилог, ученик, учитель, начальная школа, условия организации учебного полилога.

В современном образовании особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков учащихся, поскольку способность к диалогу, обмену мнениями и аргументации играет важную роль в формировании личности ребенка. Вместе с человечеством развивается его речь и способы общения, в подспорье диалогу приходит полилог – один из эффективных методов развития коммуникативных умений. Полилог – разговор между несколькими людьми на общую тему, где говорящий обращается ко всем слушающим, а каждый из них, отвечая, становится на позицию первого. Учебный полилог представляет собой форму обучения, включающую активное обсуждение учебного материала, обмен мнениями и идеями между учащимися и учителем. Он представляет собой систему диалогических взаимодействий между учителем и учащимися, а также между самими учениками. Говоря об этой форме общения, важно обозначить значение учебного полилога в начальной школе:

  1. Развитие коммуникативных навыков: Учебный полилог способствует развитию у детей навыков высказывания своего мнения, аргументации, слушания собеседника и умению находить общий язык при обсуждении различных тем.
  2. Стимулирование мыслительной деятельности: Обсуждение учебного материала в рамках полилога требует от учащихся анализа, синтеза информации, критического мышления и поиска аргументов для поддержки своей точки зрения.
  3. Создание атмосферы взаимопонимания и уважения: Учебный полилог способствует формированию у детей навыков конструктивного общения, уважения к мнению других и способности слушать и принимать точку зрения собеседника.

Можно выделить четыре основные схемы организации полилога.

  1. Реплики направляются от одного участника разговора к другому. (Такая схема, как правило, работает в затруднительных ситуациях, и своей целью несет оказание помощи, разъяснения или поддержки.)
  2. Реплики направляются по кругу. (Чаще всего схема используется, когда участники предлагают свои темы, проблемы подходы.)
  3. Реплики (просьбы, вопросы, предложения) направлены к одному участнику разговора. (В таком случае именно он обладает необходимой информацией.)
  4. Реплики исходят от ведущего, который контролирует поведение участников. (Обычно эта схема нуждается в оглашении регламента и повестки дня.)

В связи с этим стоит обратить внимание на педагогические условия успешной организации учебного полилога:

  1. Создание доверительной обстановки: Учитель должен создать атмосферу в классе, где каждый ученик чувствует себя комфортно для выражения своего мнения без страха быть осужденным.
  2. Подготовка к обсуждению: Учитель должен предварительно подготовить учащихся к обсуждению темы, предоставив необходимую информацию и стимулируя интерес к обсуждаемому вопросу.
  3. Формирование навыков диалога: Учитель должен обучать детей правилам ведения диалога, включая умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.
  4. Поддержка и регулирование процесса: Учитель играет роль модератора в учебном полилоге, помогая учащимся разрешать конфликты, стимулируя обсуждение и направляя его в конструктивное русло.

Организационные условия успешного учебного полилога в начальной школе являются важным аспектом формирования коммуникативных навыков у учеников. Важно создать ясные правила и структуру учебного полилога. Ученики должны знать, как они могут выразить свое мнение, как слушать других и уважать их точку зрения. Педагог должен продумать и построить систему общения, которая будет регулировать все процессы полилога, чтобы каждый участник чувствовал себя включенным и уважаемым.

Дополнительно, важно разнообразить методы и формы обучения. Необходимо использовать различные методики, такие как групповая работа, парное обсуждение, ролевые игры и дебаты, чтобы стимулировать учебный полилог и активное взаимодействие между учениками.

Учебный полилог в начальной школе является эффективным инструментом развития коммуникативных навыков, мыслительной активности и социальных компетенций учащихся. Правильная организация этого процесса требует от педагога особых усилий и внимания к индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Организация учебного полилога заключается в подборе верных методов и форм работы, используемых в начальной школе.

Одним из методов работы с учебным полилогом является групповая работа. Ученики делятся на маленькие группы и вместе решают различные задачи и проблемы. Такой подход способствует развитию навыков коммуникации, умению слушать и высказывать свое мнение, а также развивает навыки сотрудничества.

Другой метод работы с учебным полилогом – дискуссия. Учитель ставит вопросы и проблемы, которые требуют обсуждения, и ученики высказывают свои точки зрения. При этом важно способствовать открытому и уважительному обсуждению, а также развитию навыков аргументации и умения выступать перед аудиторией.

Одна из форм работы с учебным полилогом – проектная деятельность. Ученики самостоятельно выбирают тему проекта и совместно работают над его реализацией. При этом они обмениваются информацией и мнениями, ищут решения проблем, анализируют результаты и делают выводы

Не менее важно обратить внимание на культуру обратной связи между участниками полилога.

В заключение хотелось бы сказать: результаты исследований учебного полилога показывают, что данная форма организации образовательного процесса способствует развитию критического мышления, коммуникативных навыков, самостоятельности и социальной компетенции учащихся. Учебный полилог также способствует повышению мотивации к обучению и формированию позитивного отношения к учебному процессу.

Список литературы

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб., 1999.
  2. Белаян А. Р. Проблемы моделирования диалога // Материалы третьего Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. – М., 1979.
  3. Иванова Е. М. Полилог как тип диалога в современном обществе: интервальный подход // Вестник Томского государственного университета. 2009. С. 40-41.
  4. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи. – Киев, 1989.
  5. Яковлева Э. Б. «Полилог – третья форма речи?»//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Т. № 1 2007 – с. 82-88.

Интересная статья? Поделись ей с другими: