УДК 378.01, 159.937

Социализация как социально-педагогический феномен: актуальные вопросы

Хуан Янань – аспирант Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье автором рассмотрены современные аспекты понимания социализации в качестве социально-педагогического феномена. Перечислены и охарактеризованы наиболее актуальные проблемы, проявляющиеся сегодня в данной сфере. Анализируемый феномен по своей сути является социально-педагогическим, поскольку с его учётом предусматривается передача знаний, отношений, поведения от одного поколения к другому, а также предполагается непрерывный обмен информацией и опытом внутри социальных групп.

Ключевые слова: общество, педагогика, проблема, социализация, феномен.

В соответствии с превалирующими сегодня научными представлениями, социализация — это фундаментальный процесс, который оказывает глубокое влияние на человеческое развитие, обучение. Речь идёт о средстве, с помощью которого люди приобретают знания, навыки, ценности, а также нормы, столь значимые с позиций эффективного функционирования в своей социальной среде.

Социализация с социально-педагогической точки зрения — это процесс, в ходе которого человек осваивает социальный опыт, нормы, ценности, установки, роли, необходимые для адекватного функционирования и интеграции в обществе [4].

Исходя из представленного выше определения, важно подчеркнуть, что, по существу, социализация — это не просто «побочный продукт» человеческого существования, а социально-педагогический феномен, который играет одну из фундаментальных ролей в формировании идентичности, поведения, мировоззрения людей.

Анализируемый процесс облегчается различными агентами социализации; речь идёт о:

- семье;

- образовательных учреждениях;

- сверстниках;

- средствах массовой информации;

- культурной среде [2].

Так, что касается семьи, то она служит базовым «агентом» социализации, закладывая основу для социального, эмоционального, когнитивного развития человека.

Уместно подчеркнуть, что в условиях семьи дети усваивают фундаментальные ценности, нормы, поведенческие модели — посредством наблюдения, подражания, прямых указаний. Родители и опекуны выступают в качестве образцов для подражания, формируя восприятие, систему руководящих убеждений, отношение детей к конкретным аспектам жизни.

По ходу того, как люди продвигаются по жизненному пути, образовательные учреждения становятся весьма значимыми субъектами социализации. Школы и прочие организации формируют структурированную среду обучения, в которой учащиеся приобретают соответствующие требуемые знания, развивают общественные навыки, налаживают межличностные взаимодействия [5]. Группы сверстников также играют важнейшую роль в рассматриваемом нами процессе, воздействуя на поведение, судьбы принятия решений.

Далее необходимо отметить, что социализация глубоко укоренена в обширном социокультурном контексте. Культурные нормы, традиции, системы убеждений формируют восприятие, ценностные представления, поведение людей. Помимо этого, общественные институты (подразумеваются, в первую очередь, религия, средства массовой информации, политические структуры и т. п.) вносят свой весомый и содержательный вклад в ход социализации, распространяя информацию, укрепляя общественные ожидания, генерируя общественный дискурс.

В дополнение к обозначенному выше, современные исследователи сходятся во мнении, что социализация — это не однонаправленный процесс, а, скорее, взаимный обмен между людьми и их окружением. Хотя на людей влияет опыт социализации, они также активно способствуют развитию общественных норм, культурных практик. Эти взаимоотношения и взаимосвязи высвечивают динамичный характер анализируемого нами явления (что отчётливо проявляется на протяжении всей жизни человека).

Понимая и позиционируя социализацию в качестве социально-педагогического явления, важно принимать во внимание значительные последствия и эффекты для образовательной практики, разработки политики, реализации разного рода социальных мер. Это подчёркивает необходимость инклюзивной и учитывающей культурные спецификации педагогики, в рамках которой признаётся и уважается разнообразный опыт социализации. Вдобавок, актуализируется значимость развития навыков критического мышления, а также поощрение людей к активному участию в формировании своей социальной среды.

В настоящее время существует ряд актуальных проблем (разной степени остроты), сопряжённых с социализацией. Они рассматриваются, главным образом, через призму:

- цифровизации и «экранного времени»;

- влияния соцсетей;

- культурной гомогенизации;

- образовательных систем;

- семейных условий;

- экономических диспропорций;

- проблематики психического здоровья;

- политической поляризации [1, 3].

Так, существенное увеличение «экранного времени», зависимость от цифровых устройств, гаджетов создают явные препятствия на пути взаимодействия лицом к лицу (что, безусловно, необходимо для изучения социальных сигналов, развития и последующего закрепления навыков межличностного общения).

Хотя социальные сети являются весьма эффективным инструментом в контексте коммуникации, они также способны привести к серьёзным проблемам, касающимся социализации:

- киберзапугивание;

- социальная тревожность;

- распространение дезинформации [3].

В свою очередь, глобализация сказывается на «размывании» местных культур и традиций, что негативно отражается на рассматриваемом нами процессе, который часто опирается на эти культурные нюансы (для привития общественных норм).

Образовательные учреждения имеют определяющее значение для социализации, однако переполненные подчас классы, а также нацеленность на стандартизированное тестирование, ощутимо ограничивают развитие умения мыслить критически и навыков взаимодействия.

Целесообразно особо подчеркнуть, что изменения в структуре семьи (а частности, нами подразумевается увеличение числа разводов и неполных семей), оказывают мощное влияние на стабильность и ресурсы, доступные для социализации детей.

Социально-экономический статус тоже способен сильно повлиять на качество и объем возможностей, доступных людям, что закономерно влечёт за собой социальное неравенство.

Рост числа проблем с психическим здоровьем среди молодежи становится барьером и, без преувеличения, вызовом для результативной социализации, поскольку такие состояния, как депрессия, тревожность, существенно ограничивают участие в общественной деятельности и жизни в целом.

Наконец, острые политические разногласия достаточно мощно воздействуют на социализацию, формируя напряжённую среду, в которой не терпят различий во мнениях, что сужает поле знакомства с разными позициями, точками зрения.

Таким образом, в нынешнем понимании и детализированном осмыслении социализация — это многоаспектный и непрерывный процесс, благодаря которому у людей формируются идентичность, убеждения, поведенческие установки. Как социально-педагогическое явление, данная категория охватывает передачу знаний, ценностей, норм через различных агентов (семью, образовательные учреждения, сверстников, культурные паттерны). Признавая социально-педагогическую природу социализации, можно гораздо лучше понять и корректнее воспринять достаточно сложное взаимодействие между индивидами и их социальным окружением; появляется возможность успешно разрабатывать стратегии, содействующие инклюзивному, справедливому, преобразовательному опыту включения в общественную жизнь. Успешное разрешение обозначенных и проанализированных в статье актуальных проблем требует многостороннего подхода, опирающегося на изменение политики, реформу образовательной системы, создание систем общественной поддержки, а также на повышение осведомленности о высокой значимости эффективной социализации.

Список литературы

  1. Биисова Г.И. Образовательное пространство школы как социально-педагогическое условие успешной социализации молодёжи / Г.И. Биисова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2021. – № 4. – С. 17-24.
  2. Евсеева И.Г. Современная социализация подростков как социально-педагогическая проблема / И.Г. Евсеева, Т.В. Курочкина // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. – 2019. – № 2. – С. 31-34.
  3. Мальцева Т.Е. Социализация как социально-педагогический феномен / Т.Е. Мальцева, С.Н. Мальцев // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2020. – № 1. – С. 63-70.
  4. Радюкевич М.М. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения как направление социально-педагогической поддержки социализации ребенка / М.М. Радюкевич // Педагогическая наука и современное образование. Материалы X научно-практической конференции. – СПб.: 2023. – С. 149-153.
  5. Худякова С.А. Полоролевая социализация как социально-педагогическая проблема / С.А. Худякова, Г.И. Гайсина // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве. Материалы IV международной научно-практической конференции. – Уфа: 2020. – С. 563-566.