УДК 37

Формы взаимодействия детского сада с семьей в контексте ФОП ДО

Грищенко Олеся Александровна – студентка Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Научный руководитель Григорьева Антонина Афанасьевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) по науке и образованию.

Аннотация: В статье рассматривается важность взаимодействия детского сада и семьи. Детский сад - это первая образовательная организация, в которую попадает дошкольник. Сотрудничество ДОО с родителями влияет на успешное обучение и воспитание ребенка, поэтому его необходимо систематически организовывать различными формами в контексте ФОП ДО в единстве, основываясь на доверии, партнерстве и взаимопонимании.

Ключевые слова: взаимодействие, ФОП ДО, формы, развитие, семья, родители, педагоги.

В нынешнее время все более актуальной проблематикой является выстраивание доверительных взаимоотношений между детским садом и семьей, так как они важны для развития дошкольников.

Семья несет ответственность за воспитание ребенка, так как она, прежде всего, формирует, развивает его с самого рождения и это влияет на то, каким человеком он станет в будущем.

Детский сад является помощником для родителей, так как призвание педагогов поддерживать и дополнять воспитательный процесс семьи.

В Федеральной Образовательной Программе дошкольного образования (ФОП ДО), в п. 29.3.5, описывается необходимость выстраивания отношений детского сада с семьей на ценностно-ориентационном единстве и продуктивном сотрудничестве всех участников социокультурной среды, для предоставления качественного образования и гармоничного развития личности ребенка [5].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (далее ФЗ) педагоги и родители являются участниками образовательного процесса, и должны иметь равные права и ответственность [4].

Целями такого сотрудничества в соответствии с ФОП ДО являются:

  • наилучшим образом обеспечить единый подход в развитии, воспитании и обучении детей как в ДОО, так и дома.
  • эффективно оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать грамотность родителей (законных представителей) по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников.

Для достижения данных целей необходимо решить ряд основных задач:

  1. Установить открытые и доверительные отношения между образовательной организацией и семьей с целью взаимодействия.
  2. Применять различные формы информирования, просвещения и консультирования родителей.
  3. Поддерживать, с тактом направлять и вовлекать родителей в процесс всестороннего развития детей.
  4. Организовать условия повышения квалификации педагогического состава и руководителя ДОО по вопросам тесного сотрудничества с семьями воспитанников в контексте ФОП ДО [1].

В ФОП ДО указаны принципы взаимодействия с родителями (законными представителями):

  1. Приоритет семьи: В статье 44 ФЗ указано, что важнейшей ролью обучения и воспитания несовершеннолетних детей обладают именно родители (законные представители), в обязанность которых входит положить начало физическому, нравственному и интеллектуальному развитию личности ребенка для реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [4].

Семья основополагающий институт развития ребенка и играет решающую роль в формировании его духовно-нравственных ценностей, убеждений и поведения, принятых в России. Но активное сотрудничество семьи с педагогами благоприятно сказывается на детях и является помощью и поддержкой для родителей.

  1. Взаимное доверие и уважение: Детский сад и семья должны уважать, дополнять и поддерживать друг друга в воспитании и обучении детей. Важными моментами общения являются культура, положительные эмоции, этика, эстетика и разумное использование полученной информации.
  2. Открытость: Воспитатели и семьи должны обязательно обмениваться информацией о способах, особенностях и процессе развития детей, о трудностях, возникающих у них и успехах.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход: В процессе выстраивания доверительных отношений, необходимо использовать новые методы взаимодействия. Принимать во внимание изменения в образовательных программах, потребностях, пожеланиях и возможностях семьи, для осуществления качественных партнерских отношений в образовательном процессе.
  4. Возрастосообразность: Эффективным обучение будет, если брать в расчет возрастные особенности развития ребенка, т.е. его психологические и физиологические свойства и принимать во внимание характер построения взаимоотношений с мамой и папой [5].

С целью повышения воспитательного потенциала семьи, ДОО использует различные формы взаимодействия:

  • Сбор и анализ информации проводятся с помощью теста, анкетирования, опроса, интервью, беседы, занятий с привлечением члена семьи.
  • Информировать, просвещать и консультировать в современном мире стало намного проще благодаря цифровизации. Цифровые технологии - облачные сервисы, страницы в социальных сетях (ВКонтакте), мессенджеры Telegram и WhatsApp, сайт организации и другие приложения помогают в работе педагогов, но и занимают много времени для осуществления «обратной связи». В практике имеют весомое значение и личная консультация, беседа, стенды в приемной группы, брошюры, день открытых дверей, открытые занятия, мастер-классы, фотовыставки, видеорепортажи или видеоролики.

Информационные сессии о принципах здоровьясбережения, воспитания, обучения детей в разные периоды развития являются обязательной частью просвещения. Они помогают родителям осмыслить собственные воспитательные способы. А также определить их достоинства, недостатки, овладеть различными методами и приемами преодоления сложностей в воспитательном процессе в условиях семьи.

  • На протяжении всей своей жизни человек учится, также педагоги и родители. Поэтому организация различных групповых встреч, родительских собраний, проектов, открытых занятий, развивающих и обучающих игр, мастер-классов, практических семинаров по общению с детьми, применению позитивной дисциплины и поддержке их эмоционального благополучия. Встречи с интересными людьми разных профессий (медики, психологи, логопеды и т.д.). Например: «Здоровьесберегающие технологии в ДОО и семье», «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» [2, С. 157]. Так осуществляется обучение, обмен опытом и получения поддержки друг друга. Для достижения лучших результатов необходима системная и комплексная работа.
  • Выстраивание партнерских отношений происходит через коллективный отдых, показательные и праздничные мероприятия, выступления детей, участие членов семьи в творческих и семейных выставках, конкурсах, соревнованиях, викторинах, акциях и флешмобах. Таким образом, развивается у родителей чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, расширяются возможности образовательного процесса, повышается его эффективность и результативность, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
  • Для участия в работе ДОО родители входят в состав коллегиального органа самоуправления - совет родителей, и в групповой родительский комитет.

Заключение

ДОО и семья – это важные социальные институты формирования социального взаимодействия дошколят. Практика показывает, что воспитатель не может в одиночку полноценно всесторонне развивать детей. Родительское участие в процессе воспитания очень важно, без него процесс будет неполноценным. В программе дошкольного образования на федеральном уровне подчеркивается, необходимость оказания родителями своим детям качественной образовательной поддержки.

Приобретение семьями воспитанников актуальных педагогических знаний о возрастных особенностях и потребностях детей, понимание основных принципов, методов, технологий воспитания и обучения дошкольников, позволит им продуктивно взаимодействовать с детьми дома, поддерживая и дополняя воспитательно-образовательную работу детского сада. Освоение практических навыков воспитания и обучения детей дома происходит через совместные мероприятия, мастер-классы, практикумы и тренинговые занятия. Полученные навыки используются в режимных моментах, в процессе развития речи и сенсорных, познавательных, творческих способностей. Это помогает родителям осознать свою роль как первую и главную в воспитании и образовании детей, а также повышает их уверенность в собственных возможностях, позволяя стать активным партнером педагогов.

Создание эффективного партнерства между детским садом и семьей, основанное на взаимопонимании, стратегическом планировании, вовлеченности, станет ключом к успеху дошкольника в академической сфере и в практической жизни.

Список литературы

  1. Альчикова А. С. Методика конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи / А. С. Альчикова, И. В. Зотова // European science, - 2019. - № 4 (46). – С. 61-66.
  2. Рылькова Т.А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС // Инновационная наука. – 2019. – № 3. – С. 156-158.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ (ред.от 29.07.2017) Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012года. [Электорнный ресурс] / Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 7.03.24).
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 7.03.24).