Образовательная роль культурно-познавательного туризма в РФ

"Научный аспект №5-2024" - Культура и искусство

УДК 379.851

Хозяйнова Юлия Андреевна – магистрант Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация. В статье рассматривается образовательная роль культурно-познавательного туризма в контексте развития образования, культуры. Автор исследует влияние образовательных программ, экскурсий на расширение знаний туристов, обогащение их культурного опыта. Особое внимание уделяется значению культурно-познавательного туризма как эффективного инструмента для образования.

В результате исследования был сделан вывод о том, что образовательная роль культурно-познавательном туризма является эффективным инструментом для образования, культуры и туризма в целом.

Ключевые слова: культурно-познавательный туризм, образование, туристы, образовательная роль, туризм, экскурсии.

На сегодняшний день сфера туризма является одной из самых динамично развивающихся сфер в российской экономике. Граждане РФ все чаще стали исследовать новые регионы, интересоваться культурой и историей, изучать традиции и обычаи различных народов. С каждым годом туристский поток растет (см. рисунок 1).

X1

Рисунок 1. Туристский поток в РФ, ед. [2]

Как мы видим, туристский поток с каждым годом только увеличивается. Туристы с каждым годом путешествуют все чаще по определенными целям (см. рисунок 2).

X2

Рисунок 2. Цели поездок туристов, %.

Туристы чаще всего выбирают целью своей поездки культурно-познавательный туризм, так как он способствует познанию культуры, истории места пребывания. Данный вид туризма несет больше образовательный характер, поэтому стоит разобрать образовательную роль культурно-познавательного туризма поподробнее.

Культурно-познавательный туризм, согласно Национальному стандарту РФ: «это познавательные путешествия, которые знакомят туристов с историческими, культурными, природными ценностями, традициями и обычаями с помощью экскурсий и проведения различных мероприятий» [1].

Для развития культурно-познавательного туризма нужны специалисты, которые участвуют в различных аспектах культурно-познавательного туризма. Они включают в себя гидов, экскурсоводов, кураторов музеев, исследователей, историков и т.д. Эти специалисты вносят значительный вклад в образовательную часть населения (см. рисунок 3).

X3

Рисунок 3. Численность специалистов, задействованные в деятельности культурно-познавательного туризма за 2021-2023 гг., чел.

Благодаря специалистам, задействованным в деятельности культурно-познавательного туризма выполняется образовательная часть знакомство с исторической и культурной частью.

Культурно-познавательный туризм выполняет ряд функций в сфере туризма (см. рисунок 4).

X4

Рисунок 4. Функции культурно-познавательного туризма

Самая основная функция культурно-познавательного туризма – это образовательная функция. Она позволяет воспитывать личность человека, способствует обучению, как в культурном, так и в историческом плане.

Образовательная функция реализуется через экскурсионную деятельность. Экскурсии позволяют ознакомиться с достопримечательностями, памятниками и культурой в целом, видя все наглядно. Как утверждают современные педагоги Коменский Я.А., Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др., что от 70% информации усваивается с помощью зрения [5]. Наглядность позволяет лучше понимать и оценивать культурные достопримечательности, памятники и т.д. Визуальные образы, предметы и места могут быть мощным инструментом передачи информации и эмоций, а также способствовать более углубленному пониманию культурного контекста.

Визуальное восприятие, наглядность важная составляющая образовательной функции в культурно-познавательном туризме:

  • Посещение музеев, выставок позволяет туристам увидеть представленные экспонаты, коллекции, картины, которые отражают историю, искусство и культуру региона;
  • Исследование архитектурных памятников и сооружений помогает туристам оценить историческое и культурное значение;
  • Посещение мастерских, ремесленных учреждений позволяет туристам увидеть процесс создания традиционных изделий и познакомиться с мастерами, передающими уникальные навыки и знания;
  • Участие в фольклорных и танцевальных шоу, народных праздниках и фестивалях позволяет туристам погрузиться в атмосферу местной культуры и традиций;
  • Использование интерактивных технологий, аудиогидов, презентаций и других средств помогает сделать культурное путешествие более увлекательным и запоминающимся.

Таким образом, наглядность играет важную роль в образовательном аспекте культурно-познавательного туризма, помогая туристам глубже понять и оценить культурное наследие места, а также создавая более яркие и запоминающиеся впечатления от поездки.

Если рассматривать целевую аудиторию культурно-познавательного туризма, то большую часть составляют школьники и студенты, которые посещают различные места и мероприятия в культурно-познавательных целях (см. рисунок 4).

X5

Рисунок 5. Целевая аудитория культурно-познавательного туризма, %

Основной целевой аудиторией являются школьники и студенты, туристы, педагоги, искусствоведы и т.д. Они часто предпочитают погрузиться в местную культуру, а также заинтересованы принимать участие в различных культурных мероприятиях, фестивалях и мастер-классах.

Культурно-познавательный туризм ориентирован на образование, саморазвитие и обогащение духовного опыта, поэтому данный вид туризма на сегодняшний день уже стал неотъемлемой частью образования населения.

Кроме того, сейчас создаются различные образовательные программы в сфере культуры, культурно-познавательного туризма, например, существует Федеральный проект под названием «Создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора», который направлен на поддержку и развитие культурно-познавательного туризма и креативных индустрий, а также на реализацию программ позволяющий получить дополнительное образование в сфере креативных индустрий (на основе культурно-познавательного туризма с применением инновационных технологий) [4].

Такие программы еще больше позволяют приобщить население к культурно-познавательному туризму.

И с каждым годом все больше растет интерес к культурно-познавательному туризму, именно с образовательной целью (см. рисунок 5).

X6

Рисунок 6. Посещение мероприятий культурно-познавательного туризма с образовательной целью, % [3]

Как мы видим, с каждым годом все больше растет интерес к культурно-познавательному туризму с образовательной целью. В 2023 году зафиксировано рекордное посещение мероприятий культурно-познавательного туризма с образовательной целью, в 2024 году ожидается увеличение как минимум на 5-10%, поэтому образовательная роль в данном виде туризма играет одну из важных ролей.

С ростом интереса к культурно-познавательному туризму растут и объекты данного вида туризма (см. рисунок 6).

X7

Рисунок 7. Динамика роста объектов культурно-познавательного туризма, ед.

Рост объектов культурно-познавательного туризма характеризуется увеличением и разнообразием культурных достопримечательностей имеющий определенную ценность для образования.

Культурно-познавательный туризм благоприятно сказываются на качестве знаний и степени обученности населения (см. рисунок 7).

X8

Рисунок 8. Динамика изменений качества знаний и степени обученности за 2021-2023 г., %

Качество знаний и степень обученности благодаря культурно-познавательному туризму, знакомству с культурно-познавательными объектами, историей, культурой способствует повышению уровня образования и обученности населения.

Таким образом, можно отметить, что образовательная роль культурно-познавательного туризма в РФ имеет большое значение для развития образования, культуры. Образовательные программы, экскурсии и самостоятельное изучение культуры и истории способствуют обогащению знаний туристов, расширению культурного опыта.

Культурно-познавательный туризм не только способствует развитию туристической индустрии, но и является эффективным инструментом для образования и просвещения. Поэтому образовательная роль в культурно-познавательном туризме способствует обмену знаниями и углублению понимания других культур.

Список литературы

  1. ГОСТ Р 70361-2022. «Национальный стандарт Российской Федерации. Туризм и сопутствующие услуги. Студенческий туризм. Общие требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.12.2022 №1697-ст)
  2. Федеральная служба государственной политики (РОССТАТ) // URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm
  3. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) // URL: https://www.fedstat.ru/
  4. Федеральный проект «Создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора (Придумано в России)»
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс: Учебник – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2015. – 205 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Хозяйнова Юлия Андреевна