Образовательная роль культурно-познавательного туризма в РФ
"Научный аспект №5-2024" - Культура и искусство
УДК 379.851
Хозяйнова Юлия Андреевна – магистрант Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Аннотация. В статье рассматривается образовательная роль культурно-познавательного туризма в контексте развития образования, культуры. Автор исследует влияние образовательных программ, экскурсий на расширение знаний туристов, обогащение их культурного опыта. Особое внимание уделяется значению культурно-познавательного туризма как эффективного инструмента для образования.
В результате исследования был сделан вывод о том, что образовательная роль культурно-познавательном туризма является эффективным инструментом для образования, культуры и туризма в целом.
Ключевые слова: культурно-познавательный туризм, образование, туристы, образовательная роль, туризм, экскурсии.
На сегодняшний день сфера туризма является одной из самых динамично развивающихся сфер в российской экономике. Граждане РФ все чаще стали исследовать новые регионы, интересоваться культурой и историей, изучать традиции и обычаи различных народов. С каждым годом туристский поток растет (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Туристский поток в РФ, ед. [2]
Как мы видим, туристский поток с каждым годом только увеличивается. Туристы с каждым годом путешествуют все чаще по определенными целям (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Цели поездок туристов, %.
Туристы чаще всего выбирают целью своей поездки культурно-познавательный туризм, так как он способствует познанию культуры, истории места пребывания. Данный вид туризма несет больше образовательный характер, поэтому стоит разобрать образовательную роль культурно-познавательного туризма поподробнее.
Культурно-познавательный туризм, согласно Национальному стандарту РФ: «это познавательные путешествия, которые знакомят туристов с историческими, культурными, природными ценностями, традициями и обычаями с помощью экскурсий и проведения различных мероприятий» [1].
Для развития культурно-познавательного туризма нужны специалисты, которые участвуют в различных аспектах культурно-познавательного туризма. Они включают в себя гидов, экскурсоводов, кураторов музеев, исследователей, историков и т.д. Эти специалисты вносят значительный вклад в образовательную часть населения (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Численность специалистов, задействованные в деятельности культурно-познавательного туризма за 2021-2023 гг., чел.
Благодаря специалистам, задействованным в деятельности культурно-познавательного туризма выполняется образовательная часть знакомство с исторической и культурной частью.
Культурно-познавательный туризм выполняет ряд функций в сфере туризма (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Функции культурно-познавательного туризма
Самая основная функция культурно-познавательного туризма – это образовательная функция. Она позволяет воспитывать личность человека, способствует обучению, как в культурном, так и в историческом плане.
Образовательная функция реализуется через экскурсионную деятельность. Экскурсии позволяют ознакомиться с достопримечательностями, памятниками и культурой в целом, видя все наглядно. Как утверждают современные педагоги Коменский Я.А., Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др., что от 70% информации усваивается с помощью зрения [5]. Наглядность позволяет лучше понимать и оценивать культурные достопримечательности, памятники и т.д. Визуальные образы, предметы и места могут быть мощным инструментом передачи информации и эмоций, а также способствовать более углубленному пониманию культурного контекста.
Визуальное восприятие, наглядность важная составляющая образовательной функции в культурно-познавательном туризме:
- Посещение музеев, выставок позволяет туристам увидеть представленные экспонаты, коллекции, картины, которые отражают историю, искусство и культуру региона;
- Исследование архитектурных памятников и сооружений помогает туристам оценить историческое и культурное значение;
- Посещение мастерских, ремесленных учреждений позволяет туристам увидеть процесс создания традиционных изделий и познакомиться с мастерами, передающими уникальные навыки и знания;
- Участие в фольклорных и танцевальных шоу, народных праздниках и фестивалях позволяет туристам погрузиться в атмосферу местной культуры и традиций;
- Использование интерактивных технологий, аудиогидов, презентаций и других средств помогает сделать культурное путешествие более увлекательным и запоминающимся.
Таким образом, наглядность играет важную роль в образовательном аспекте культурно-познавательного туризма, помогая туристам глубже понять и оценить культурное наследие места, а также создавая более яркие и запоминающиеся впечатления от поездки.
Если рассматривать целевую аудиторию культурно-познавательного туризма, то большую часть составляют школьники и студенты, которые посещают различные места и мероприятия в культурно-познавательных целях (см. рисунок 4).
Рисунок 5. Целевая аудитория культурно-познавательного туризма, %
Основной целевой аудиторией являются школьники и студенты, туристы, педагоги, искусствоведы и т.д. Они часто предпочитают погрузиться в местную культуру, а также заинтересованы принимать участие в различных культурных мероприятиях, фестивалях и мастер-классах.
Культурно-познавательный туризм ориентирован на образование, саморазвитие и обогащение духовного опыта, поэтому данный вид туризма на сегодняшний день уже стал неотъемлемой частью образования населения.
Кроме того, сейчас создаются различные образовательные программы в сфере культуры, культурно-познавательного туризма, например, существует Федеральный проект под названием «Создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора», который направлен на поддержку и развитие культурно-познавательного туризма и креативных индустрий, а также на реализацию программ позволяющий получить дополнительное образование в сфере креативных индустрий (на основе культурно-познавательного туризма с применением инновационных технологий) [4].
Такие программы еще больше позволяют приобщить население к культурно-познавательному туризму.
И с каждым годом все больше растет интерес к культурно-познавательному туризму, именно с образовательной целью (см. рисунок 5).
Рисунок 6. Посещение мероприятий культурно-познавательного туризма с образовательной целью, % [3]
Как мы видим, с каждым годом все больше растет интерес к культурно-познавательному туризму с образовательной целью. В 2023 году зафиксировано рекордное посещение мероприятий культурно-познавательного туризма с образовательной целью, в 2024 году ожидается увеличение как минимум на 5-10%, поэтому образовательная роль в данном виде туризма играет одну из важных ролей.
С ростом интереса к культурно-познавательному туризму растут и объекты данного вида туризма (см. рисунок 6).
Рисунок 7. Динамика роста объектов культурно-познавательного туризма, ед.
Рост объектов культурно-познавательного туризма характеризуется увеличением и разнообразием культурных достопримечательностей имеющий определенную ценность для образования.
Культурно-познавательный туризм благоприятно сказываются на качестве знаний и степени обученности населения (см. рисунок 7).
Рисунок 8. Динамика изменений качества знаний и степени обученности за 2021-2023 г., %
Качество знаний и степень обученности благодаря культурно-познавательному туризму, знакомству с культурно-познавательными объектами, историей, культурой способствует повышению уровня образования и обученности населения.
Таким образом, можно отметить, что образовательная роль культурно-познавательного туризма в РФ имеет большое значение для развития образования, культуры. Образовательные программы, экскурсии и самостоятельное изучение культуры и истории способствуют обогащению знаний туристов, расширению культурного опыта.
Культурно-познавательный туризм не только способствует развитию туристической индустрии, но и является эффективным инструментом для образования и просвещения. Поэтому образовательная роль в культурно-познавательном туризме способствует обмену знаниями и углублению понимания других культур.
Список литературы
- ГОСТ Р 70361-2022. «Национальный стандарт Российской Федерации. Туризм и сопутствующие услуги. Студенческий туризм. Общие требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.12.2022 №1697-ст)
- Федеральная служба государственной политики (РОССТАТ) // URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm
- Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) // URL: https://www.fedstat.ru/
- Федеральный проект «Создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора (Придумано в России)»
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс: Учебник – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2015. – 205 с.