Исследование особенностей формы утилитарных изделий народных художественных промыслов и ремёсел

"Научный аспект №5-2024" - Культура и искусство

УДК 745/749

Прохожев Олег Алексеевич – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой Промышленного дизайна Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

Горшкова Дарья Сергеевна – магистрант Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формообразования ремесленной посуды в зависимости от материала и функции с целью определения возможности переноса форм НХП, техник и приёмов изготовления в производство промышленных изделий. Поднимается проблема универсализации конструктивных решений в проектировании утилитарных изделий для приготовления, приема и хранения пищи. В связи с чем определяется потребность культурной идентификации изделий посредством обращения к народным художественным промыслам и ремёслам. Предполагается, что такой подход способствует сохранению и обогащению культурного наследия и передачи традиций от одного поколения к другому.

Ключевые слова: художественные промыслы и ремёсла, проектирование промышленных изделий, приемы и средства формообразования в сфере промышленного дизайна, утилитарные изделия для приготовления, приёма и хранения пищи.

Одним из ярких проявлений народных художественных промыслов является изготовление бытовой утвари. Форма таких изделий точно соответствовала своему предназначению и создавалась в соответствии с каноном. Процесс изготовления соответствовал определенному количеству выверенных операций, а результат в большей степени зависел от навыков мастера-ремесленника. Утварь, созданная для приготовления пищи, определялась рецептурой блюда, особенностями метода готовки и характеристиками продуктов (таблица 1). Так, например «опарница» – посуда, предназначенная для приготовления опары (тесто для хлеба, пирогов, блинов и т.д.). Данный предмет быта использовался на первом этапе приготовления хлебопекарных изделий, в нём замешивали тесто. Представлял собой невысокий сосуд с широким горлом и сужающимися ко дну вертикальными стенками. Такая форма позволяла заготовить большое количество опары, ингредиенты хорошо смешивались между собой и не «выпадали» за стенки, также высота сосуда была достаточной для того, чтобы тесто могло подняться, и его также можно легко было достать.

Одним из любопытных предметов утвари для приготовления пищи является «кисельник» или «кисельница». Данное изделие предназначалось для приготовления киселя и являлось довольно распространенным среди изделий гончарного промысла Нижегородской области. 

Богородская кисельница конца XIX – начала XX в. изготовлена из красной с коричневым оттенком глины, покрыта красно-коричневой поливой с люстром, в основании она может быть круглой, овальной, прямоугольной с закругленными углами, борта могут быть гладкими, проработаны ребрами или орнаментированы, на дне всегда расположен вдавленный орнамент [5].

Также интересным с точки зрения формы предметом быта является «корчага». Это глиняный сосуд больших размеров, чаще всего – с выпуклым туловом и узким дном. Корчага могла использоваться как для приготовления пищи – варки чего-либо, так и для хранения продуктов. Характерной особенностью корчаги являлось отсутствие крышки как таковой, при необходимости сосуд закрывался при помощи куска холста или деревянного кружка.

Глиняным сосудом, который одновременно использовался для хранения и приготовления пищи, являлась «кринка». Данный предмет быта имеет широкое высокое горло, плавно переходящее в тулово. Такая форма позволяет молоку (продукт, для которого предназначалась кринка) оставаться как можно дольше свежим. Похожую форму имеет «полевик», посуда, предназначенная для того, чтобы брать с собой питье в поле. Аналогично с кринкой такая форма обусловлена потребностью в сохранении свежести продукта. Также данный «сосуд» имеет ручку, для удобства переноса. Многообразие форм и функций утилитарных изделий НХП и ремёсел представлено в таблице 1.

Таблица 1. Утилитарные изделия для приготовления, приёма и хранения пищи.

Утилитарные изделия для приготовления, приёма и хранения пищи

Изделие

Функция

Форма

«Опарник»

приготовление пищи; посуда, предназначенная для приготовления опары (тесто);

невысокий сосуд с широким горлом и сужающимися ко дну вертикальными стенками;

«Кисельник»;

«Кисельница»

приготовление пищи;

посуда, предназначенная для приготовления киселя;

в основании она может быть круглой, овальной, прямоугольной с закругленными углами, борта могут быть гладкими, проработаны ребрами или орнаментированы, на дне всегда расположен вдавленный орнамент;

«Кринка»

хранение пищи;

хранение молока и молочных продуктов;

широкое высокое горло, плавно переходящее в тулово;

«Корчага»

могла использоваться как для приготовления пищи - варки чего-либо, так и для хранения продуктов;

глиняный сосуд больших размеров, чаще всего - с выпуклым туловом и узким дном, характерной особенностью корчаги являлось отсутствие крышки как таковой, при необходимости сосуд закрывался при помощи «куска холста» или «круга дерева»;

«Братина»

питьё и подача алкогольных напитков;

ковш с одной или двумя ручками по бокам;

также невысокий шаровидный сосуд;

«Полевик»

посуда, предназначенная для того, чтобы брать с собой питье в поле;

широкое высокое горло, плавно переходящее в тулово;

дугообразная ручка сверху;

«Кашник»

приготовление пищи в печи и высоких температурах;

высокий глиняный горшок с длинной цилиндрической ручкой и с расширением на конце и крышкой;

«Ендова»

подача алкогольных напитков;

широкая и низкая посуда с желобком;
также исполнялась в виде ладьи или «птицы» (гуся, утки );

«Латка»

приготовление пищи;

тушение овощей и мяса;

также под определенную дичь «Латка» называлась по-разному - «утятница» «гусятница»;

толстостенная посуда, овальной формы с бортиками;

«Кубышка»

хранение пищи;

сосуд с длинным узким горлом и широким туловом:

«Подойник»

хранение пищи;

сосуд для дойки;

сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой;

близкая к форме ведра с расширенными кверху стенками;

«Плошка»

подача пищи;

употребление пищи;

 неглубокий сосуд в виде чаши;

«Миска»

подача пищи;

употребление пищи;

глубокая чаша;

Можно сказать, что инженерный принцип и эргономический являются основополагающими принципами в ремесле. Если обратится к истории возникновения и становления конкретного ремесла, то всегда можно проследить как менялась форма и техника изделий в соответствии с приобретенными знаниями и навыками, привычками людей, традициями и манерами. Удобство и функция лежат в основе изделия ремесленного труда. Например, если мы посмотрим на ремесленную кухонную утварь, то нам будет относительно легко догадаться для чего она предназначена. Широкое высокое горло, плавно переходящее в тулово – хранение молочных продуктов; невысокий сосуд с широким горлом и сужающимися ко дну вертикальными стенками – приготовление теста. Если мы посмотрим на дизайн кухонной утвари нашего времени, то можно заметить, что различий между разными изделиями стало меньше, появилось стремление к универсальности.

Стоит отметить, что для изделий, предназначенных для приготовления, хранения и приема пищи чаще всего использовалась - глина. Это доступный и податливый материал. Формообразование утвари гончарного промысла отличается плавностью перехода от одной формы к другой, а также определенной толщиной стенок.

Можно выделить несколько подходов адаптации формы, приёмов и техник НХП и ремёсел в промышленное производство с целью явления культурной идентификации:

  • Одним из основных подходов является работа с формальными признаками изделий НХП и ремёсел, определение их характерных черт, как форма, цвет, графика и определение возможности их комбинации и применения;
  • Ещё одним подходом к адаптации ремёсел в промышленное производство и сохранение традиций является использование фольклора, образов и отдельных элементов промысла в форме объекта;
  • Следующий подход к адаптации ремёсел в промышленное производство заключается в переносе свойств одного объекта на другой, в поиске новых значений для старинных форм;
  • И последним подходом, который выделяет автор, является адаптация технологий промыслов и ремёсел.

Результаты исследования подтверждают возможность переноса форм, техник и приёмов НХП и ремёсел в промышленное производство.

Список литературы

  1. Канг, Л. Социальный дизайн как креативный инструмент в развивающихся странах: на примере сообщества гончаров ручной работы в Камбодже / Канг, Л. // Международный журнал дизайна. – 2016. – № 10 (3), с. 65-74.
  2. Емельянова Т.И. Декоративная роспись по дереву. Золотая хохлома. М.: ИнтерБук, 2001. 168 с.
  3. Зеленов, Л. А. Принципы дизайна / Л. А. Зеленов, О. П. Фролов; Горьк. инж.-строит. ин-т им. В. П. Чкалова, Каф. эстетики и дизайна. – Горький: ГИСИ, 1978. – 30 с.
  4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2007. – 303 с.
  5. Трусова М.П. Глиняные кисельницы села Богородского конца XIX – начала XX вв. В собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника // Вопросы музеологии. – 2 (14). 2016.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Прохожев Олег Алексеевич