Многогранный мир культуры: от основных понятий к социокультурным группам

"Научный аспект №5-2024" - Культура и искусство

УДК 008

Чэнь Сяосюй – студентка Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Аннотация: В статье рассматривается понятие культуры в различных научных областях, выявляется ее многогранность и разнообразие составляющих элементов. Особое внимание уделяется понятию субкультуры, которое приобрело актуальность в последние десятилетия. Рассматривается определение субкультуры как группы людей, объединенных общими чертами, такими как интересы, убеждения, стиль жизни. Приводятся примеры различных субкультур, а также обсуждается влияние субкультур на социокультурные процессы в обществе. Исследуется влияние принадлежности к субкультуре на выбор профессии, формирование общественных убеждений и социальную адаптацию индивидов. Статья подводит итоги различных трактовок культуры и субкультуры, предлагает новые подходы к исследованию данной проблематики и показывает их значимость для понимания социокультурных процессов в современном обществе.

Ключевые слова: культура, субкультуры, социокультурные процессы, адаптация индивидов, формальные субкультуры, неформальные субкультуры, интерпретации термина «культура», составляющие элементы культуры.

Понятие «культура» представляет собой многогранный феномен, который находит широкое применение в различных областях науки, искусства и общественной жизни. Существует множество трактовок и определений культуры, что свидетельствует о ее сложности и многомерности. В современном обществе особое внимание уделяется концепции субкультуры, которая является важным элементом культурного многообразия.

Исследования в области культурологии позволяют понять роль культуры в формировании и развитии общества. Культурные практики, символы, ценности и нормы играют ключевую роль в формировании коллективной идентичности. Культурные процессы также влияют на социальное поведение и взаимодействие индивидов.

Субкультуры, в свою очередь, представляют собой отдельные гик-группы или сообщества, которые выделяются в рамках основной культуры и имеют собственные ценности, нормы и образ жизни. Изучение субкультур позволяет лучше понять динамику культурного разнообразия и процессы социокультурной адаптации. Анализ определений и концепций культуры и субкультуры является необходимым шагом для более глубокого понимания исследования культурных явлений и их влияния на общественные процессы.

Культура, происходящая от латинского слова cultura, имеет множество определений. Британский социолог Р. Вильямс выделял четыре основные интерпретации этого термина до XIX века. Первое определение связывает культуру с общим духовным состоянием и идеей человеческого совершенства. Второе определение относится к общему уровню духовного развития определенного общества. Третье определение упоминает искусство в целом, а четвертое говорит о целостности человеческой жизнедеятельности, включая духовную, материальную и интеллектуальную сферы.

Согласно С.И. Ожегову, культура представляет собой некую совокупность общественных, духовных и производственных достижений [3, с. 307].

Исходя из изучения различных интерпретаций понятия культуры и учитывая современное состояние социологии культуры, Н.П. Петрова формулирует следующее определение: «Культура – это совокупность ценностей и норм, продуктов материального и духовного производства и способов жизнедеятельности людей по их созиданию, распространению и потреблению» [4, с. 14]. Кроме того, согласно Н.П. Петровой, структура культуры является многогранной и содержит в себе 3 основных элемента:

  1. Ценности и нормы.
  2. Продукты духовного и материального производства.
  3. Способ создания, распространения и потребления людьми этих компонентов культуры и соблюдения ее норм [4, с. 14-15].

Однако, анализируя широкий спектр трактовок понятия культуры, можно заключить, что более точные и универсальные трактовки предлагают историк Е.Б. Тайлор и социолог Н. Смелзер.

Историк приводит следующее понимание культуры: «…некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способы и привычки, усвоенные человеком как членом общества.» [9, с. 18].

Социолог Н. Смелзер понимает культуру как «убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы и служат для упорядочивания опыта и регулирования поведения данной группы» [8, с. 40].

Первое упоминание термина «субкультура» относится к 30-м гг. прошлого века на Западе. В нашей стране данное слово стали употреблять в печати в 1960-е гг.: использование нового термина было связано с анализом и критикой молодежных западных движений.

Приставка «суб» в русском языке формирует слова – прилагательные и существительные, - в значениях подчиненности, вторичности, малости по сравнению с тем, что названо в производственной основе, побочности [3, с. 766].

Словарь иностранных языков определяет «суб» как латинское «sub» - «под»: первая составная часть слов, которая означает:

  1. Расположенность внизу, под чем-нибудь, около чего-либо.
  2. Подначальный, подчиненный.
  3. Не главный, не основной. [6, с. 488].

Краткий социологический словарь дает следующую трактовку:

  1. Культура определенной демографической или социальной группы.
  2. Чем-либо ограниченная культура социальной общности, которая обусловлена куцыми социальными связями, затрудненностью или неполнотой доступа для нее к культурному наследию [2, с. 401].

Другие социологические источники приводят такие определения:

  1. Сумма неких негативно интерпретируемых ценностей и норм классической культуры, которые функционируют в качестве культуры преступного среза социума.
  2. Определенная организационная форма социума (как правило, это молодежь), - независимое целое образование внутри господствующей структуры, которое формирует образ мышления и жизни ее носителей, отличающееся собственными нормами, институтами, традициями, комплексами ценностей и т.д.
  3. Система ценностей классической культуры, которая была трансформирована профессиональным мышлением и получившая своеобразный окрас [7, с. 336.].

Принцип дифференциации субкультуры от традиционной культуры заключается не только в индивидуальности культурного субъекта, но также в идеологических и ценностных разногласиях между ними. Эти различия играют ключевую роль в принятии решения отдельными индивидами в пользу выбора конкретной субкультуры. Однако, став членом субкультуры, человек не отрывается от общей культуры - он обязан поддерживать взаимодействие и взаимосвязь с традиционными культурными ценностями. Принцип недостаточности вхождения в традиционную культуру является одной из ключевых составляющих самоидентификации сторонников субкультур. Они стремятся к самостоятельности и уважению своей индивидуальности в социуме. Однако ни одна субкультура не может существовать в изоляции от общества: они взаимодействуют, влияют друг на друга и дополняются, образуя единое культурное целое [1, с. 223.].

По мнению Г.Ф. Хохрякова, необходимо 2 основных условия формирования субкультуры:

  1. выделение по каким-либо основаниям общности из общества;
  2. осознание членами сообщества своей причастности к нему и противопоставление себя обществу в целом и другим сообществам в частности [10, с. 87].

В социологии существует определенная классификация субкультур, где важным аспектом является различие между официальной и неофициальной субкультурами. Первая из них - официальная (формальная) субкультура, является рефлексией жизнедеятельности индивида, которая тесно связана с его отношением к основным функциональным нормам данного сообщества: общественная активность, профессиональная деятельность, образование, работа; это проявление субкультуры, официально признанной и социально актуализированной в рамках совместного общества. Так, подрастающее поколение обязано получать образование, посещать школу и таким образом интегрироваться в общество. Лица пожилого возраста должны придерживаться определенных норм и правил в сфере своей деятельности, на рабочем месте. Их нарушение влечет за собой различные санкции - штрафы, увольнения, выговоры и прочее.

Неформальная субкультура, в свою очередь, может быть разделена на два типа, а именно: асоциальную и криминальную. Первый тип субкультур формируется на основе групп индивидуумов, которые отходят от установленного социального порядка и объединяются по принципам идеализма. Однако они не являются преступниками, но проявляют антисоциальное поведение, нарушая общественный порядок и допуская административные правонарушения. Панки, готы, металлисты, рокеры и т.д. могут быть примерами неофициальных субкультур, которые отличаются своими символами, жаргоном, нормами поведения, идеологиями и другими характеристиками. Исследования показывают, что такие субкультуры могут играть значительную роль в формировании социальных групп и даже влиять на общественные процессы. Например, выявлено, что принадлежность к определенной субкультуре может оказывать влияние на выбор профессии, образ жизни, даже на политические убеждения индивидов. Каждая из подобных субкультур является в молодежной среде «то бесконечно отдаляющейся от общечеловеческих ценностей, то приближающейся к ним» [5, с. 8].

Таким образом, на основе анализа существующих в различных научных сферах трактовок понятий культура, можно сделать следующие выводы. Анализировав понятие культуры в различных научных дисциплинах, мы приходим к выводу о ее многогранности и широком спектре включенных элементов. Культура охватывает разнообразные аспекты, включая поведение, нормы морали и права, искусство, уровень социокультурного развития общества и другие культурные компоненты. Субкультура - относительно новое понятие, зародившееся в 30-60-х годах прошлого века. Термин обозначает группу людей, объединенных общими признаками, которые могут быть разнообразными, такими как музыкальные предпочтения, художественные вкусы, стиль жизни и другие факторы. Примерами субкультур являются рокеры, панки, художники определенного направления и др. Важно отметить, что понятие субкультуры также может применяться к объединениям, связанным с преступным миром. Исследования показывают, что субкультуры играют значительную роль в формировании социокультурных групп, а также могут влиять на социальные процессы в обществе. Например, принадлежность к определенной субкультуре может влиять на выбор профессии, общественные убеждения и социальную адаптацию отдельных индивидов.

Список литературы

  1. Година А.И. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб., 1999. – 411 с.
  2. Краткий словарь по социологии. – М., 1988. – 675 с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 1995. – 1655 с.
  4. Петрова Н.П. Роль подростковой субкультуры в социализации подростков: дис. ... канд. соц. наук. – Уфа, 1994. – 267 с.
  5. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь, 1994. – 129 с.
  6. Словарь иностранных слов. – М., 1979. – 764 с.
  7. Современная западная социология: слов. – М., 1990. – 532 с.
  8. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – 255 с.
  9. Тайлор Е.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – 121 с.
  10. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы (проблемы, дискуссии, предложения). – М., 1991. – 172 с.
Автор: Чэнь Сяосюй