Юридические тексты: от бумажных листов до электронных документов

"Научный аспект №5-2024" - История

УДК 34.06

Упоров Иван Владимирович – доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор Краснодарского университета МВД России.

Аннотация: В настоящее время использование цифровых технологий в правовой сфере является обычным делом. Имеется немало сайтов-платформ, на которых размещаются разного рода нормативно-правовые акты и иные правовые документы (в их числе «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Государственная система правовой информации - http://www.pravo.gov.ru и др.). Однако еще сравнительно недавно (по историческим меркам), то есть примерно тридцать лет назад, юридические тексты для использования тиражировались практически полностью на бумажных носителях (в основном в виде книг и брошюр, издаваемых как официально, так и неофициально). В статье представлен обзор основных тенденций развития материальных носителей юридических текстов. Отмечается, что первые правовые тексты высекались в камне (Законы Хаммурапи в древневавилонском государстве), в дальнейшем юридические тексты изображались на глиняных, восковых, бронзовых досках, пергаментных листах, свитках. Но акцент автор делает на бумажных носителях, учитывая, что с появлением бумаги право как социальный регулятор стало развиваться на системном уровне, и за всю писаную историю цивилизации именно правовые книги в течение нескольких веков являлись основными носителями правовых сведений, при этом исследуется российская правовая действительность. Но эпоха печатного текста, начавшись шестьсот лет назад, завершается, активно вытесняемая цифровыми технологиями.

Ключевые слова: юридический текст, право, государство, бумажный носитель, прогресс, цифровые технологии.

Письменность, как известно, возникла задолго до появления книги как разновидности печатной продукции в традиционном (современном) ее понимании, равно как и до появления бумаги, и соответственно в древней истории правовые нормы доводились до сведения общественности путем высечения текста на каменной стеле (например, древневавилонские Законы Хаммурапи XVIII в. до н.э., которые считаются древнейшим из известных источников письменного права), записи на глиняных, деревянных, восковых и бронзовых досках (например, древнеримские Законы XII Таблиц V в. до н.э.), текстов законов в виде свитков и отдельных листов из папируса и пергамента (например, Эдикт Диоклетиана о ценах IV в., Юстиановские институции VI в., японские законы Тайхо рицурё VIII в. и др.). Наконец, с XIV в., после внедрения изобретения Иоганна Гуттенберга стало возможным печатное дело [1] (набор текста на литерах и его механическое размножение на бумажных страницах, после чего рукописное переписывание стало уходить в прошлое), соответственно и юридические кодексы стали приобретать привычный для современного человека книжный вид (например, хартии и статуты европейских городов XV в. и др.), что олицетворяло собой начало печатной книжной эпохи, вместившей в миллионахы (и даже, скорее всего, в миллиардах экземпляров), историю и современное состояние всей цивилизации.

В этом процессе необходимо учитывать, что юридические тексты (законы в виде вполне определенных общеобязательных правил поведения в нынешнем их понимании) появлялись позже текстов иного характера на каждом этапе развития письменного и печатного дела. Первенство было за религиозными тестами (так, первая привычная нам книга в виде сшитых рукописных листов - «Синайский кодекс» была изготовлена в IV в. и включала в себя неполный текст Ветхого Завета и полный текст Нового Завета; первая печатная книга также была посвящена Библии). Данное обстоятельство, очевидно, можно объяснить приоритетом религии в шкале общественных ценностей древней и средневековой эпох. Кроме того, нужно иметь в виду, что многие авторы называют «книгой» не только печатную продукцию, но и древние рукописные документы (книга-свиток, книга-пергамент [2], каменная книга, глиняная книга, пальмовая книга [3; 4]).

Возникает вопрос о том, насколько правильно использование данного термина («книга»). Как нам представляется, этот вопрос должен решаться, исходя из того контекста, в котором идет речь. В контексте наших рассуждений мы полагаем целесообразным обозначать книгой письменный текст на любом носителе, который содержит социально полезную информацию значительного объема, предназначенную для копирования (путем переписывания или печатания) и распространения в обществе. Соответственно мы не видим препятствий говорить об упомянутых видах книг. Другое дело, что в настоящее время книга как вещь воспринимается как сшитые бумажные страницы в каком-либо переплете, а, например, о книге-свитке упоминается разве что в исторических работах.

И это неудивительно, поскольку за прошедшие почти шестьсот лет человечество привыкло именно к современной книге, прочно вошедшей в обыденную жизнь человека. Отмеченные выше тенденции относятся и к России, но со своей спецификой. Так, на территории нашей страны каменных или глиняных книг не обнаружено, а первые письмена сохранились на берестовых новгородских грамотах. Но юридических текстов в них не было. А древнерусские памятники права, и прежде всего Русская Правда (XI в.) известны нам по свиткам. Первая печатная книга в России – «Апостол», как известно, была издана в 1564 г. усилиями Иван Федорова и его помощников [5].

Что касается первой правовой печатной книги, то таковой было Соборное уложение 1649 г. [6] Это выдающийся юридический памятник в истории нашей страны характерен не только тем, что впервые был напечатан типографским способом, но и тем, что, не менее важно, в нем была осуществлена первая систематизация российского права. При этом дьяки, составлявшие текст Уложения (комиссия во главе с князем Н.И. Одоевским) читали и обобщали предшествовавшие правовые акты, которые были в рукописном виде (в свитках). Собственно, и сам оригинал Уложения также был создан в виде свитка. После этого правовые акты в России стали обнародоваться непременно в печатном виде, а книжный формат стал для официального опубликования законов стал обязательным.

Так, в рамках следующей фундаментальной систематизации российского законодательства под руководством М.М. Сперанского (первая треть XIX в.) было издано 30 томов (весьма объемных и в большом формате) Полного собрания законов Российского империи, на основании которого, на следующем этапе систематизации, было сформировано пятнадцать томов Свода законов Российской империи, которые были действующими (с последующими дополнениями и изменениями) до падения империи в 1917 г.

Важно заметить, что данная систематизация законодательства осуществлялась уже на основе законов, изданных в виде печатных книг. Вместе с тем нужно иметь в виду, что доступность населения к изданным законам была ограничена (и прежде всего это было связано с сравнительно небольшим тиражом Свода законов Российской империи, а также тем обстоятельством, что тома Свода находились в основном в присутственных местах, а стоимость каждого тома в книжной торговле была высока). В советском государстве при резко измененном содержании законов (согласно большевистско-классовой доктрине), тем не менее, книжный формат их опубликования не только сохранился, но и получил свое развитие [7; 8], что свидетельствует об объективном процессе печатного дела, не зависящем от политических иных социальных течений и событий.

В частности, были выделены специальные издательства, которые стали печатать сборники законов, отдельные кодексы и иные правовые книги («Политиздат», «Юридическая литература» и др.), однако их дефицит все же сохранялся. После распада СССР издание правовой книги поднимается на новый уровень – в 1990-х гг. появляется множество негосударственных издательств, которые печатают тексты правовых актов самых разных уровней (законы, постановления Правительства, региональные, муниципальные акты, судебные решения и др.). В то время в российском обществе впервые был удовлетворен спрос на правовую книгу). Одновременно, как известно, стала развиваться компьютерная техника, отправившая в утиль, в частности, пишущие машинки после столетнего их использования, что, бесспорно, облегчило издательское дело.

Следом человечество получило в свое пользование Глобальную сеть. В результате принципиально новые цифровые технологии поставили под вопрос целесообразность издания бумажных книг. В области права данное направление, как представляется, развивается наиболее интенсивными темпами. Так, спрос на бумажные юридические книги, содержащие законы, резко упал по очень простой причине: текст любого нормативно-правового акта (а они имеют публичный характер и должны быть опубликованы для общего сведения) необычайно легко найти в Интернете буквально за несколько минут.

Помимо этого действуют негосударственные локальные справочно-правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант» и др.), где на поиск документа уходит несколько секунд. Да и государство не отстает, организовав официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru), где осуществляется официальное опубликование правовых актов, и пользователи получают выверенные тексты требуемых документов. Неизбежно возникает вопрос: каково будущее правовой книги? Его следует рассматривать в контексте ведущейся в обществе дискуссии о том, исчезнет ли так привычная нам книга, которую мы можем подержать в руках, полистать, подумать над прочитанным и т.д., или нет, и должна ли она исчезнуть?

На наш взгляд, эта дискуссия совершенно бесплодна, ибо давно доказано, что научно-технический прогресс (НТП) не остановить. Мы полагаем, что понятие книги как было, так и остается неизменным (письменный текст на любом носителе, который содержит социально полезную информацию значительного объема, предназначенную для копирования и распространения в обществе). Да, меняется носитель этой информации: камень-глина-воск-дерево-пергамент-бумага. Наше время добавляет: электронный текст. 

Будущие поколения, очевидно, добавят новую форму фиксации и распространения информации. В таком движении НТП эпоха книги в бумажном формате с неизбежностью будет заканчиваться, что, собственно, в сфере юриспруденции уже происходит. И мы не видим здесь вообще никакой проблемы, поскольку цифровые технологии позволяют удовлетворить самый изысканный вкус: любую изданную на бумаге книгу можно заказать в электронном виде, в том числе в оригинальном изображении; любую изданную в электронном виде книгу можно распечатать типографским способом. А сама дискуссия, на наш взгляд, обусловлена слишком быстрыми темпами НТП – ведь еще, можно сказать, вчера, мы жили с бумажной книгой, а сегодня ее, образно говоря, вырвали из наших рук, и сунули взамен ПК с клавиатурой. Впрочем, человек быстро привыкает к техническим новинкам, и мы прогнозируем, что буквально через 5-10 лет все эти дискуссии о книжной-электронной книге прекратятся и будут сопрягаться с детской наивностью.

Список литературы

  1. Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гуттенберга. М., 2000.
  2. Борухович В. Г. В мире античных свитков. Саратов: Из-во Саратовского гос. университета, 1976.
  3. Федорова Л. Из истории допечатной книги. Статья первая // Филолог. 2011. № 16 [Электронный ресурс] URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mnum_16 (дата обращения: 06.04.2024 г.).
  4. Метельский Г. Каменная книга // Вокруг света. 1962. № 1. С. 37-41.
  5. Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров, М., 1964.
  6. Соборное уложение 1649 г. / Под ред. А.Г. Манькова. Д. Наука, 1987.
  7. Малыхин Н. Г. Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР. М., 1965.
  8. Виноградова Л.А. История книжного дела в России. М., 1991.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Упоров Иван Владимирович