УДК 271.2

Репрессии против Русской православной церкви на Алтае

Зацепин Евгений Алексеевич – аспирант кафедры Отечественной истории Алтайского государственного педагогического университета.

Аннотация: В данной статье автор рассматривает положение Русской православной церкви в Алтайском крае в период репрессий. Автор рассуждает о том, что репрессии сильно пошатнули позиции Русской православной церкви. Советская власть стремилась уничтожить Русскую православную церковь не только в Алтайском крае, но и по всей стране. Органы государственной безопасности активно преследовали не только представителей Русской православной церкви, но и всех активных прихожан. Именно по этой причине аресты «церковников» в Алтайском крае были масштабные.

Ключевые слова: партия большевиков, Алтайский край, ликвидация кулачества, епископ Григорий, органы НКВД.

После окончания гражданской войны партия большевиков, начала активно выявлять тех людей, кого не удалось уничтожить во время войны. Многие организации и их служащие, которых подозревали большевики в сочувствии к белому движению подлежали ликвидации. Не обошли стороной репрессии и Русскую православную церковь.

В нашем исследовании речь пойдет о том, как советская власть боролась с Русской православной церковь в Алтайском крае. Религиозные организации, партия большевиков практически всегда считала своими врагами. Многие партийные деятели большевиков утверждали, что Церковь в СССР - это единственный легальный защищенный от ЧК контрреволюционный источник. В 30-е годы руководство СССР попыталось нанести первый серьезный удар по Русской православной церкви в ходе коллективизации. В районах сплошной коллективизации, а Алтайский край являлся одним из таких районов, органы ОГПУ согласно приказу за № 44\21 “О ликвидации кулачества как класса” начали принимать меры по аресту активных членов совета церковного совета.

Однако ликвидировать Русскую православную церковь в Алтайском крае в период коллективизации полностью не удалось, тогда органы государственной безопасности. Здесь необходимо отметить, что задача по уничтожению Русской православной церкви не была осуществлена в полном объеме, так как большая часть населения относилась к Церкви более чем лояльно, как отмечали руководители ОГПУ в крае “...большая часть населения заражена религиозными идеями...” [1, с. 258]. И бороться с подобными явлениями в Алтайском крае органам безопасности было фактически невозможно. Единственный способ, на который надеялись органы безопасности — это посеять раздор в рядах самой Русской православной церкви и поддерживать внутри нее конфликтные ситуации.

Другой шанс решить окончательно вопрос с Русской православной церковью в Алтайском крае представился местным властям в ходе массовых репрессий 1937 г., в приказе №00447 отмечалось “...разгромить в прошлом репрессированных церковников и сектантов...” [2, л. 8]. А вот репрессии по нашему мнению нанесли по рядам Русской православной церкви более серьезный удар. В алтайском крае органы государственной безопасности проводили массовые зачистки против практически всего населения выявляя “вредные элементы” в их ряды попадали и священнослужители, а так же активные прихожане.

Аресты “церковников” на Алтае начались в апреле 1937 г., всего было арестовано 288 человек. Такой размах не был случайным, краевые власти придерживаясь генеральной линии партии принялись активно исполнять идеи партии. Противопоставить что-либо в свою защиту Церковь не могла, да и сил способных противостоять органам безопасности у Церкви не было. Кроме того, что аресту подлежали практически все служители Церкви, так же органы безопасности вели наблюдение и за наиболее активными прихожанами. Находясь под следствием “церковники” во избежание пыток оговаривали сами себя. Образовательный ценз арестованных “церковников” был весьма не плохим, так в своем исследовании А.А. Колесников отмечает, что “Духовную академию окончил только епископ Барнаульский Григорий, духовные семинарии и консистории окончили 42 человека, в епархиальные училища закончили 31 человек, в церковно-приходские школы окончили 115 человек” [3, с. 286], однако многие “церковники кроме того, что оговаривали себя, но и старались делать вид, что они малограмотные и не умеют ни читать, ни писать, однако обмануть органы безопасности было сложно, следователи НКВД прекрасно понимали, что эти задержанные люди владеют грамотой. Важно отметить, что как только церковь закрывали, то аресту подлежали все ее служители и наиболее активные прихожане. Те кто по тем или иным причинам избежали ареста, старались не афишировать свое церковное прошлое в большинстве своем они старались покинуть пределы Алтайского края, либо старались сделать себе поддельные документы.

Однако скрыться от органов следствия не всегда удавалось один из прошедших по следственным делам в крае, был арестован в Новосибирской области. После ареста проводились массовые обыски изъятию подлежали: паспорта, документы об образовании, личные переписки, обрядовые предметы, церковные грамоты и др.

Органы безопасности в дальнейшем приняли решение о том что бы разделить дела “церковников” на две группы:

  1. Индивидуальные
  2. В составе группы

По индивидуальным делам было осуждено 65 человек, по групповым 263 человека в основном им вменялась статья 58, п.11 (участие в контрреволюционной организации). Однако если начать разбираться подробнее в делах “групповиков”, то сразу становится ясно, что многие группы были не устойчивыми. Да и сами группы группы были немногочисленными от 2 до 10 человек. В ноябре-декабре 1937 сотрудники Баевского РОМ (Районный отдел милиции) раскрыли организацию из трех священников которые занимались контрреволюционной агитацией статья 58, п.10 [4, л. 86]. Причем священники были из разных сел. Однако сотрудников местного РОМ подобная информация интересовала меньше всего, главное было отчитаться о проделанной работе иначе велика была вероятность самим оказаться на скамье подсудимых.

Что бы полностью соблюсти социалистическую законность, для каждого уголовного дела, возбужденного против “церковников”, были нужны свидетели. Со свидетелями возникали проблемы, простые люди не особо хотели свидетельствовать против священнослужителей, однако и здесь органы безопасности нашли выход, в качестве свидетелей по тому или иному делу они использовали “подельников” подозреваемого, либо лиц которые проходили по другим “политическим” делам.

В 1938 г., дел о контрреволюционной деятельности “церковников” органами безопасности на Алтае было возбужденно 16 по которым проходило в общей сложности 47 человек. Свидетелями по этим делам проходили обычные сельские активисты. Необходимо отметить, что в 1938 г., органы безопасности уже не особо заботились о том признает подследственный свою вину или не признает, его дальнейшая судьба фактически была предопределена. Уровень полного признания вины был высоким, однако необходимо отметить, что среди осужденных “церковников” были и те кто на допросах не оговорил никого.

Подводя итог нашего исследования надо отметить, что процент осужденных и приговоренных к расстрелу на Алтае был выше чем по всей стране в целом из 328 осужденных 302 были расстреляны (92%), остальные 26 приговорены к лагерным срокам 8 и 10 лет. Здесь надо сказать, что судебные приговоры выносили “тройки”, которые были созданы для упразднения следственных дел и действовали они по всей стране и Алтайский край не был исключением. Уничтожение религиозных деятелей и активистов, способствовало тому, что многие церкви в Алтайском крае оказались закрытыми. В период с 1931-1941 гг., в крае было закрыто 369 церквей, но самый пик закрытий пришелся на 1937-1939 гг., 157. Закрытые властями церкви перепрофилировались под другие здания: клубы, больницы, школы, избы-читальни и др. символично будет отметить, что в с. Знаменка бывшее здание церкви было перестроено и отдано под районный отдел НКВД [5, л. 34].

Список литературы

  1. Мозохин О.Б. Право на репрессии: внесудебные полномочия органов государственной безопасности. М.2006 С. 246-272.
  2. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф.Р. 1235 Оп-141 Д. 2021 (л.7-10).
  3. Колесников А.А. Преследование Русской православной церкви на Алтае // Сталинизм в советской провинции: 1937-1938. Массовая операция на основе приказа № 00447. М.: РОССПЭН, 2009. С. 285-286.
  4. Государственный Архив Алтайского Края (ГААК) Ф.Р.1692 ОП.7 Д.7681 (л.85-88).
  5. Государственный Архив Алтайского Края (ГААК) Ф.Р.1692 ОП.-1 Д. 1 (л. 29-38).

Интересная статья? Поделись ей с другими: