УДК 94

АТЗ в г. Рубцовске: от планов послевоенных пятилеток к банкротству

Шипулина Татьяна Сергеевна – аспирант Алтайского государственного педагогического университета

Научный руководитель Контев Аркадий Васильевич – кандидат исторических наук Алтайского государственного педагогического университета

Аннотация: Данная статья посвящена периоду в истории Алтайского тракторного завода от его лучшей эпохи в 70-80-е гг. прошлого столетия до признания предприятия банкротом в 2011 г. Преодолев все тяготы военного и раннего послевоенного времени, в трудных и, порою нечеловеческих условиях, возводивший тракторостроительное предприятие коллектив АТЗ  столкнулся  с непреодолимыми трудностями в период развала СССР, из которых он уже не смог выбраться. Все, кто принимал участие в строительстве АТЗ разрабатывали планы грядущих пятилеток, успешно их выполняли и уверенно наращивали производственные мощности. Но 90-е годы свели на нет все усилия коллектива предприятия и разрушили мечту заводчан к 2000-му году стать крупнейшим предприятием страны в области тракторостроения.

Ключевые слова: АТЗ (Алтайский тракторный завод), банкротство, производственное объединение, г. Рубцовск, трактор.

После распада Советского Союза Алтайский тракторный завод, как и многие другие предприятия страны, переживал трудные времена. С 2007 года началось постепенное обанкрочивание некогда крупного предприятия, и в ноябре 2011 года АТЗ окончательно прекратил свою работу, объявив себя банкротом. Все имущество было распродано, а архивы переданы на хранение в музеи г.Рубцовска.

Расцвет АТЗ в г.Рубцовске пришелся на послевоенные годы, когда он считался градообразующим предприятием, вокруг которого базировались смежные предприятия. 1970-е годы стали для коллектива АТЗ особым периодом. Наступило время подведения итогов деятельности за тридцатилетнюю историю, что обусловило разработать план на ближайшую пятилетку. Были объявлены новые социалистические соревнования под лозунгом: «Дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами» [4, с.147]. В этот же период на АТЗ было произведено техническое перевооружение. Результатом поставленных задач стал выпуск первого более мощного трактора Т-4А 22 апреля 1970 г. А в 1974 г. – 100-тысячного трактора Т-4А, что приурочили к празднованию 30-ти летия со Дня Победы над фашистской Германией. Именно на базе этой модели был разработан специальный трактор для строительных и дорожных работ – Т-4АП2. Эта модель была отмечена различными государственными наградами. В связи с острой государственной необходимостью и внедрением новой технологии лесосечных работ в ноябре 1971 г. сошел с конвейера первый трелевочный трактор ТТ-4, разработанный специально для лесной промышленности [2].

Таким образом, к 1974 г. Алтайский тракторный завод был преобразован в производственное объединение: ПО «АТЗ им. М.И.Калинина и стал крупнейшим предприятием тракторостроения. В структуру данного предприятия входили механосборочные цеха, инструментальный цех, энергетический комплекс, вспомогательные службы, конструкторские бюро, специальные лаборатории и вычислительные центры. Кроме того, предприятие обладало своей учебной базой, которая подготавливала специалистов среднего и высшего звена. На предприятии работали высококвалифицированные специалисты. Каждый второй житель г. Рубцовска работал на АТЗ. В этот же период выпускался и наибольший объем продукции. Например, в 1977 г. с конвейера АТЗ было выпущено более 43 тысяч тракторов [2]. Забегая вперед, для сравнения стоит отметить, что в 2005 году, созданное на месте АТЗ, предприятие «Алттрак» выпустили всего 425 тракторов, что позволяет оценить весь масштаб работы Алтайского тракторного завода в ту эпоху.

В 1984 г. коллективом АТЗ совместно с учеными отраслевого тракторного института (НАТИ) был разработан и выпущен трактор Т-250, который успешно прошел все испытания, в том числе и сравнительные с американским трактором «Челленджер-65» и внедрен в серийное производство.  А в январе 1986 был выпущен миллионный трактор Т-4А [2].

Таким образом, АТЗ уверенно выполнял все поставленные задачи очередной пятилетки и набирал обороты. Казалось бы, грандиозные планы руководства предприятия выйти к 2000-му году на мировой уровень и стать крупнейшим в стране предприятием тракторостроения были так близки к осуществлению. Но 90-е гг. и развал СССР внесли свои коррективы во все сферы деятельности страны, в том числе и в отечественное тракторостроение. Производственная самодостаточность АТЗ, которая далась очень тяжело в военные и первые послевоенные годы, в конце 1990-х- начале 2000-х стала проблемой. Как и большинство других предприятий подобного типа, АТЗ строился по принципу полного цикла: от приемки металла до выпуска готового трактора, что в 90-е гг. осложнило задачи предприятия. В условиях неконтролируемой инфляции металл дорожал, с бешеной скоростью росли тарифы на энергоресурсы и комплектующие. В таких условиях было все труднее содержать собственное литейное производство и энергетическую базу [1].

Пытаясь остаться на плаву, в сентябре 2000 г. руководство АТЗ предпринимает попытку объединения в «Сибмашхолдинг» с Красноярским комбайновым заводом. Но в 2002 г. сталкивается с проблемой поставок дизельных двигателей от своего поставщика ОАО «Алтайдизель», который, в свою очередь, стал заложником своих недобросовестных поставщиков. Именно в этот период впервые заговорили о скором банкротстве АТЗ.

Кризис в АТЗ медленно, но верно усугублялся: низкая конкурентоспособность, многомесячные задержки заработной платы, потеря значительной доли рынка тракторов, кредиторская задолженность. С начала 2005 г. АТЗ многократно останавливал свою деятельность, не прекращая при этом искать выход из создавшейся ситуации. Так, возлагались большие надежды на запуск в массовое производство, разработанного и внедренного АТЗ в 1980-е гг. трактора Т-250, но столкнулись с проблемой отсутствия господдержки. Также предпринимались попытки разработки новых моделей тракторов: Т-402А, Т-404 и Т-408 с бульдозерной навеской. Но все эти попытки вывести предприятие из кризиса не увенчались успехом, и главной проблемой в этом было отсутствие трансмиссий [1].

К 2007 г. АТЗ становится главным многомиллионным должником по заработной плате в Алтайском крае, что приводит к тому, что арбитражный суд выносит предприятие на торги, а в 2009 г. Алтайский тракторный завод проходит процедуру банкротства. На территории завода возникают множество небольших предприятий, специализирующихся в основном на производстве трелевочных тракторов ТТ-4М.

Таким образом, история Алтайского тракторного завода окончательно закончилась в 2011 г., когда он официально был признан банкротом. Последующие три года происходил дележ имущества между акционерами и руководством предприятия, в течение которых была разрушена большая часть зданий и производственных мощностей [3]. Все, что с нуля создавали в военное время, было навсегда стерто с лица земли современными реалиями, что явилось поистине черной полосой в истории Алтайского тракторного завода.

Список литературы

  1. Вынужденная консолидация. История вхождения в рынок сибирских производителей сельхозтехники. [Электронный ресурс] // Континент Сибирь Onlain / 2008 г. – 18 января. URL: https://ksonline.ru/su/-/id/26/. (Дата обращения: 01.03.2024 г.).
  2. Дуленко Л.Н. «Алтайский трактор». [Электронный ресурс] // Рубцовск: вся гамма жизни. Энциклопедия г.Рубцовска. 2012 г. URL: http://www.liveinternet.ru/click (Дата обращения: 01.03.2024 г.).
  3. Моисеенко А. Трактор на постамент! [Электронный ресурс] // Алтайская нива. 2023. – 27 апреля. URL: http://www.alt-niva.ru/news/traktor-na-postament/. (Дата обращения: 01.03.2024 г.).
  4. Пустынников, И. А. Ордена Ленина Алтайский тракторный: очерк истории Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина. / И.А. Пустынников, К.Р. Севастьянов. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1978. – с. 216.

Интересная статья? Поделись ей с другими: