Стандарты цифровой зрелости: анализ и перспективы

"Научный аспект №5-2024" - Информ. технологии

УДК 004

Кайкова Ирина Викторовна – аспирант Московского государственного технологического университета «Станкин».

Аннотация: В данной статье поднимается значимость цифровизации в современном мире, выявляется отсутствие общепринятых стандартов для оценки цифровой зрелости и обсуждается важность создания таких стандартов, выделяются ключевые критерии для определения цифровой зрелости. Автор анализирует текущую ситуацию, рассматривает ключевые проблемы цифровизации, с которыми сталкиваются компании при стремлении к цифровой зрелости, выявляет их причины и предлагает пути решения.

Ключевые слова: цифровая зрелость, цифровизация, оценка цифровой зрелости, стандарты, импортозамещение, проблемы цифровизации, критерии цифровизации.

Введение

В условиях быстро меняющегося технологического ландшафта цифровая зрелость играет ключевую роль во всех аспектах нашей жизни. В том числе, цифровизация стала неотъемлемой частью современных предприятий и организаций. Однако, что именно подразумевается под цифровой зрелостью и существуют ли стандарты для ее оценки? Рассмотрим основные аспекты этого понятия, проанализируем текущую ситуацию и оценим перспективы на ближайшее будущее.

Одним из основных вызовов на пути к цифровой зрелости является отсутствие четких и общепринятых стандартов цифровизации. В отличие от технических стандартов, таких как ISO или ГОСТ, цифровая зрелость является комплексным понятием, которое включает в себя множество аспектов: от уровня автоматизации бизнес-процессов до культуры использования цифровых технологий внутри организации. Каждый бизнес уникален, и то, что подходит одной компании, может быть неприменимо для другой. Поэтому стандартизация цифровой зрелости остается сложной задачей, требующей индивидуального подхода и гибкости.

В 2023-2024 годах для определения цифровой зрелости организациями повсеместно используются следующие ключевые критерии [1-2]:

  1. Автоматизация процессов.
  2. Интеграция и интероперабельность систем.
  3. Цифровая культура.
  4. Аналитика и использование данных.
  5. Кибербезопасность.
  6. Гибкость и адаптивность.
  7. Клиентский опыт.
  8. Инновации и развитие.
  9. Обучение и развитие персонала.
  10. Эффективность и продуктивность.

Эти критерии позволяют организациям проводить всестороннюю оценку своего уровня цифровой зрелости и разрабатывать стратегические планы по дальнейшему развитию и совершенствованию цифровых инициатив.

На 2024 год большинство компаний находятся на различных этапах цифровой зрелости. Некоторые предприятия уже внедрили передовые технологии и активно используют искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей, другие же только начинают свой путь к цифровизации. В целом, можно отметить положительную динамику, однако уровень зрелости варьируется в зависимости от отрасли и региона [3].

Несмотря на то, что динамика роста цифровизации положительная, зачастую ожидания от цифровизации значительно отличаются от реального результата [4]. В процессе внедрения цифровых технологий компании сталкиваются с множеством проблем: от технических сложностей до сопротивления сотрудников. Среди основных препятствий на пути к цифровизации можно выделить: недостаток квалифицированных кадров с необходимыми цифровыми компетенциями, неподготовленность и сопротивление изменениям, высокие затраты на внедрение новых технологий, сложность интеграции [5].

Таблица 1. Анализ ключевых проблем цифровизации.

Проблема

Причина

Решение

Существует острый дефицит специалистов в области информационных технологий и цифровых технологий.

Система образования и профессиональной подготовки не успевает за быстро меняющимися требованиями рынка. Кроме того, наблюдается «утечка умов», т.е. миграция высококвалифицированных кадров за рубеж.

Необходимо реформировать образовательную систему, активно развивать программы переподготовки и повышения квалификации, а также создавать благоприятные условия для работы IT-специалистов в стране.

Внедрение цифровых технологий требует значительных финансовых вложений, которые не всегда могут позволить себе малый и средний бизнес.

Ограниченные финансовые ресурсы и недостаточная государственная поддержка цифровизации.

Усилить государственные программы поддержки и финансирования цифровизации, включая субсидии и налоговые льготы для бизнеса, в особенности для малого и среднего.

Сопротивление сотрудников и руководства к внедрению новых технологий.

Страх перед изменениями, потерей рабочих мест и нехватка знаний о преимуществах цифровизации.

Внедрять программы обучения и повышения осведомленности о преимуществах цифровых технологий, развивать корпоративную культуру, поддерживающую инновации.

Нехватка необходимой инфраструктуры, особенно в удаленных регионах.

Недостаточные инвестиции в развитие инфраструктуры и проблемы с доступом к высокоскоростному интернету.

Увеличить инвестиции в развитие цифровой инфраструктуры

Например, задуманная автоматизация может привести к необходимости перестройки всей бизнес-модели, что требует значительных ресурсов и времени. Однако, правильно управляя этим процессом, компании могут добиться значительных улучшений в достижении цифровой зрелости.

В 2024 году ключевыми проблемами останутся: нехватка экспертов в области цифровых технологий, необходимость значительных инвестиций в инфраструктуру и обучение персонала, сложность интеграции и совместимости ввиду объединения разнородных систем и платформ.

Президент России определил цифровую трансформацию в качестве одной из национальных целей развития страны, для ее реализации в первую очередь необходимо развить отечественную инфраструктуру передачи и обработки данных, создать собственные электронные платформы в ключевых секторах экономики и государственном управлении. Ключевой задачей является перевод 80% российских организаций на использование отечественных решений к 2030 году.

Импортозамещение в области цифровизации является важным аспектом для многих стран, стремящихся к независимости от зарубежных технологий. Создание собственных стандартов цифровой зрелости позволяет учитывать специфические условия и потребности российского рынка. Это требует значительных усилий по разработке и внедрению новых технологий, а также подготовки квалифицированных специалистов. Однако такой подход способствует укреплению национальной безопасности и экономической стабильности.

Несмотря на значительное количество наложенных санкций, Россия проявляет оперативность и постоянную адаптивность к изменяющимся условиям, к минусам, вызываемым теми же санкциями, что позволило бизнесу не только сохраниться, но и успешно функционировать и развиваться. Это позволяет эффективно функционировать и сохранять свою практику в условиях неопределенности и перемен. В процессе были разработаны собственные модели ЦЗ с точки зрения личной практики, которые оказались более практичны и эффективны, превосходя в этом отношении аналогичные модели других стран. В рамках централизованного подхода к цифровому развитию России удается добиваться успеха. В других странах другие поведенческие модели, однако в контексте их реализации, России удалось выйти на положительный эффект, а у остальных он – отрицательный. Спецификой цифрового развития в России является сохранение акцента на практику. В то время как другие страны отошли от практики с полным переходом на цифровые технологии, в России другой подход, в котором цифровые технологии обслуживают практику, а не заменяют ее. И даже несовершенная цифра способствует повышению производительности и качества, благодаря балансу цифровой зрелости. Ведь цифровая зрелость подразумевает выход на передний план цифровой культуры, а не алгоритмов четкого выполнения и упора только на цифровизацию всех процессов.

Заключение

Цифровая зрелость – это сложный и многогранный процесс, требующий внимательного подхода и значительных усилий. Отсутствие общепринятых стандартов и многочисленные препятствия делают этот путь нелегким. Отсюда возникает возникает необходимость разработки собственных цифровых стандартов в контексте цифровой зрелости, отражающие уникальную практику и потребности. Осознавая важность и необходимость цифровизации, компании могут достичь высоких результатов и повысить свою конкурентоспособность на рынке. Важно не только стремиться к цифровой зрелости, но и иметь четкую стратегию, план и ресурсы для ее достижения.

В условиях, когда российское общество достигло определенного уровня зрелости, происходит отмена устаревших бюрократических процедур, что способствует созданию экологически чистой цифровой среды. Экономика страны начинает подстраиваться под новые условия, что обеспечивает выход на мировой рынок с установлением собственных цифровых стандартов и диктованием своих правил, а не интегрирования в мировую экономику.

Список литературы

  1. Попов Е.В., Уровни цифровой зрелости промышленного предприятия / Симонова В.Л., Черепанов В.В. — Journal of New Economy. 2021. Т. 22, № 2. С. 89-109.
  2. Гилева Т.А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия «Экономика». 2021. № 1 (27). С. 38-52.
  3. Глезман Л.В. Приоритеты пространственно-отраслевого развития регионов в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11, № 2. С. 581-596. DOI: 10.18334/vinec.11.2.111961.
  4. Хохлов Ю.Е. Готовность регионов России к информационному обществу // Информационное общество. 2006. № 4. С. 20-22.
  5. Лепеш Г.В. Цифровая трансформация промышленного сектора экономики // Техникотехнологические проблемы сервиса. 2022. Т. 60, № 2. С. 3-15.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Кайкова Ирина Викторовна