Флористическая символика в романе Л. М. Олкотт «Маленькие женщины» («Little women»)

"Научный аспект №5-2024" - Филология и лингв.

УДК 821.111.09-31(73)

Дубинина Ирина Олеговна – студентка факультета Иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.

Никитинская Лариса Владимировна – кандидат филологических наук, доцент Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.

Аннотация: Статья посвящена выявлению имплицитных смыслов флористических образов, присутствующих в художественном пространстве романа Л. М. Олкотт «Маленькие женщины» («Little Women»). Особое внимание уделено установлению роли флористических символов для характеристики внутреннего мира и отношений героев романа. В частности, исследуется использование образа роз, ландышей, фиалок и подснежников, каждый из которых наделен уникальным содержанием и обогащает общую картину повествования. Исследование вносит свой вклад в углубление понимания функционального потенциала символики в литературном произведении.

Ключевые слова: язык цветов, флористическая символика, «Маленькие женщины».

Неотъемлемой составляющей художественного пространства является природа, проявления которой в художественном мире произведения различны в определенные периоды развития литературы. Так, начало XIX века в русской культуре ознаменовалось большим интересом к «языку цветов», который был принесен в Западную Европу с Востока и именовался селамом, что означает «язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи их сочетаний» [1, c. 22]. Викторианскую эпоху историки культуры справедливо считают последней стадией развития цветочного символизма в рамках европейской цивилизации (это убедительно доказывает, например, Беверли Ситон, автор англоязычной монографии «Язык цветов: история» [4, c. 101]). Представления о цветах как выразителях особых смыслов прочно вошли в литературу XIX столетия. Данная тенденция ярко проявилась в романе американской писательницы Л. М. Олкотт «Маленькие женщины», что воплотилась в многочисленных сопоставлениях героев с флористическим образами, которые относятся к предметному миру романа и являются одним из способов выражения характерологических особенностей героев. Данный роман посвящен описанию взросления четырех сестер семьи Марч (the March): Маргарет (Margaret), Джо (Jo), Бет (Beth) и Эми (Amy). Нарратив автобиографичен, поскольку основан на детских воспоминаниях автора. Л.М. Олкотт следует уже сложившейся в США традиции женской и воспитательной литературы. Обращение к собственному жизненному опыту позволяет автору избежать схематичности и назидательности: главные персонажи книги имеют реальные прототипы, это члены семьи известного трансценденталиста Бронсона Олкотта (Bronson Alcott), отца писательницы [3, c. 5].

Цель данной статьи заключается в выявлении скрытых значений флористических образов в романе Л. М. Олкотт «Маленькие женщины» и выявлении их роли в создании портрета персонажей. Флористическая символика, описываемая автором, несет в себе не только традиционные значения цветов и растений, но и воплощает уникальные идеи и концепции. Раскрывая глубинные смыслы флористических образов, мы можем лучше понять внутренний мир героев и их эмоциональное состояние и в результате анализа оценить вклад флористической символики в формирование образов литературных произведений и их воздействие на читателя.

Материалом для данного исследования послужили отрывки из книги талантливой писательницы Л.М. Олкотт «Маленькие женщины». В романе упоминаются различные виды цветов, которые символизируют разные аспекты жизни главных героинь. В произведении много отсылок к природе, цветам и растениям, каждая из которых имеет свой символический смысл. Наиболее важными выразителями имплицитных смыслов становятся розы, ландыши, фиалки и подснежники. Розы олицетворяют противоречия в жизни, где красота и боль, радость и трудности часто переплетаются друг с другом. Тем самым, использование образа розы подчеркивает сложность отношений и чувств между Джо, Эми и Лори, оказавшихся в центре любовной интриги. Ландыши в творчестве Л. М. Олкотт выступают символом чистоты, невинности и скромности. Эти цветы ассоциируются с нежностью и простотой, что напрямую соотносится с образом Мэг, подчеркивают ее духовное богатство, превалирующее над внешним блеском, символизируют верность себе и своим жизненным принципам. Образ фиалок указывает на надежду и возрождение, отражает глубокий и добрый характер одной из главных героинь, Джо. Эти цветы выражают истинную красоту, скрытую за неприметным внешним видом девушки. Весенние цветы, подснежники, ассоциируются с переходом от земной жизни к вечной. Когда Бет переживает свои последние минуты, подснежники служат символом продолжения жизни в посмертном мире.

Символика цветов в американском романе «Маленькие женщины» помогает создать более глубокое понимание духовного развития каждого персонажа. Цветы служат средством передачи внутреннего характера героинь и являются одним из способов раскрытия ключевых тем романа.

Проанализируем отрывок из романа Л. М. Олкотт, где розы являются средством описания Эми Марч как страстной, свободной и романтичной личности, которая наслаждается изяществом всего того, что ее окружает, несмотря на присутствие определенных отрицательных моментов, символом которых являются шипы роз. В данном отрывке используются стилистические средства, которые помогают создать яркое и эмоциональное представление об образе героини и окружающем её мире: Roses covered the walls of the house and ran riot over the balustrade of the wide terrace, whence one looked down on the sunny Mediterranean."This is a regular honeymoon paradise, isnt it? Did you ever see such roses?" asked Amy. "No, nor felt such thorns," returned Laurie, with his thumb in his mouth, after a vain attempt to capture a solitary scarlet flower that grew just beyond his reach [2, c. 369]. Метафора "run riot" олицетворяет не только буйство роз, покрывающих стены дома, но и является метафорой свободы и необузданности чувств героини. Это выражение создаёт образ изобилия и неконтролируемого роста, что может отражать внутренний мир Эми, её чувства и желания. Розы являются символом новообретенной любви Лори к Эми, пришедшую на смену его безответной привязанности к Джо, старшей сестры Эми Марч. Эми – это «низко висящие розы», до которых можно дотянуться рукой, и которые доступны как физически, так и эмоционально. Использование метафоры “honeymoon paradise” характеризует Эми как мечтательную и восхищенную красотой, в то время как Лори выражает более осторожное и реалистичное отношение к окружающему миру.

Розы сопровождают героев, оказавшихся в «любовном треугольнике», на протяжении всего романа. В следующем примере розы выражают эмоциональное состояние персонажа Лори и его внутренние раздумья. Чтобы передать идею завершения отношений Лори и Джо, автор применяет языковой эпитет “ little dead roses”. Розы, которые хранятся внутри одного из конвертов с письмами Эми, являются метафорой прошлых чувств и отношений. Эти розы, как и письма, представляют собой связь с прошлыми отношениями молодого человека. Таким образом, розы в данном отрывке символизируют прошлые отношения, изменения внутреннего состояния Лори и его решение оставить прошлое позади: Tumbling about in one part of the desk among bills, passports, and business documents of various kinds were three notes from Amy and in another compartment Jo’s letters, carefully tied up with one of her blue ribbons and sweetly suggestive of the little dead roses put away inside. Laurie gathered up all Jo’s letters, smoothed, folded, and put them neatly into a small drawer of the desk [2, c. 352].

Розы часто ассоциируются с любовью, поэтому их употребление в данном описании указывает на то, что для Лори выдуманный женский образ стал объектом его возвышенных чувств и вдохновения. Рассмотрим данный пример подробнее: When he looked about him for another and a less intractable damsel to immortalize in melody, memory produced one with the most obliging readiness. This phantom wore many faces, but it always had golden hair, was enveloped in a diaphanous cloud, and floated airily before his mind’s eye in a pleasing chaos of roses, peacocks, white ponies, and blue ribbons [2, c. 386]. Эпитет "pleasing chaos of roses" описывает представление воздушной и нежной женщины, окруженной розами, которые являются символом любви и красоты. Использование слова "phantom" показывает, что идеальный портрет девушки существует только в фантазиях Лоуренса, акцентируя идеализацию и мистичность отношений между ним и этим образом. Возможно, розы в этом контексте указывают на то, что для Лори Джо Марч стала не только объектом чувств, но и символом романтической идеи, которую он пытается сохранить в своих мыслях.

Рассмотрим образ героини романа Маргарет Марч. Автор использует богатый арсенал средств, описывая ее внешность, характер, мысли и поступки, при анализе которых возникают определенные ассоциации, из которых складывается образ-символ. Так, например, автор сравнивает Маргарет с прекрасными цветами – ландышами – которые являются символом очарования и невинности, используя сравнение, выраженное сочетанием прилагательного и субстантивной группы: Meg sat upon her cushion, sewing daintily with her white hands, and looking as fresh and as sweet as a lily of the valley, in her pink dress, among the green [2, c. 131]. Языковой эпитет “daintily”, а также определения “white hands, pink dress” насыщают данное сравнение новыми значениями, добавляя образу Мэг нежность, чувствительность и даже некоторую мелодраматичность. Можно предположить, что новые чувства, а возможно, раскрывшееся женское начало заставляет ее благоухать как цветок. Внутренний мир героини автор пока скрывает за ширмой ее внешних проявлений.

Тот же мотив прослеживается в еще одном сравнении девушки с благоухающим цветком, в описании которого автор прибегает к использованию эпитетов и речевой метафоры: Meg looked very like a lily of the valley herself, for all that was best and sweetest in heart and soul seemed to bloom into her face that day, making it fair and tender, with a charm more beautiful than beauty [2, с. 231]. В данном случае, соотнося девушку с ландышами, автор не просто описывает ее внешность, но и раскрывает глубинные причины ее красоты, а именно доброту и нежность сердца, которая буквально «зацвела» на ее лице, сделав ее светлой и ласковой. В данном случае подчеркиваются внутренние качества. Тем самым, автор подводит читателя к пониманию того, что ландыши – это показатель доброты, ласки и женского шарма, отличающего обычную привлекательность от притягательной красоты, так называемой «красоты с харизмой».

Использование образа ландышей является символом новых черт в личности Маргарет. Как отмечает автор, выбор украшений в виде ландышей характеризует Мэг как внимательную и заботливую жену, готовую удовлетворить пожелания и предпочтения своего партнера: So she made her wedding gown herself, sewing into it the tender hopes and innocent romances of a girlish heart. Her sisters braided up her pretty hair, and the only ornaments she wore were the lilies of the valley, which 'her John' liked best of all the flowers that grew [2, с. 231]. В данном отрывке метафора "sewing into it the tender hopes and innocent romances of a girlish heart" подчеркивает ее мечтательность и трепетность и передает образную характеристику действия по созданию свадебного платья. Эпитеты "tender" и "innocent" наполняют повествование чувственностью и выражают надежду на будущий брак, наполненный счастьем.

Таким образом, Мэг Марч в романе описывается как символ женской красоты, нежности и доброты, с внутренним миром, который делает ее особенно привлекательной и заставляет других видеть в ней не просто красивую женщину, но и добрую и чуткую личность.

Фиалки также играют значительную роль в анализируемом романе. Они олицетворяют скромность и простоту Джо Марч. Эти цветы, несмотря на свою неприметность, обладают уникальным и сложным ароматом, как и Джо, которая, хотя и не яркая и не экстравагантная, обладает глубоким и добрым характером. Так, например, фиалки в метафоре "a bunch of violets to keep her company" используются как символический образ, который отражает идею дружбы, утешения и поддержки.

Фиалки, как цветы, которые часто ассоциируются со скромностью, преданностью и взаимопомощью, в данном отрывке являются не просто элементом окружающей обстановки, но и символом заботы и внимания: Early as it was, he was at the station next morning to see Jo off; and, thanks to him, she began her solitary journey with the pleasant memory of a familiar face smiling its farewell, a bunch of violets to keep her company, and, best of all, the happy thought, "Well, the winter's gone, and I've written no books, earned. no fortune, but I've made a friend worth having and I'll try to keep him all my life [2, с. 331]. Фраза "the winter's gone" передает не только сезонное изменение, но и переносное значение: несмотря на то, что Джо не достигла определенных целей, она ценит прошлый опыт и готова начать новую главу своей жизни, благодаря дружбе с молодым избранником. В целом, данный отрывок текста передает теплые и добрые чувства, которые испытывают герои друг к другу. Кроме этого, символика фиалок показывает, что героиня ценит душевное доверие выше материального богатства.

Отдельным флористическим символом романа являются подснежники. Смерть Бет описана в контексте прихода весны – времени обновления и возрождения природы. Упоминание весенних цветов, уход героини на рассвете “at the break of dawn” и метафора “sunlight streams”, подчеркивают идею нового начала и перехода в состояние «вечного покоя и высшего счастья»: Spring arrives. Lying asleep on her mother’s chest, Beth dies one day at the break of dawn. Sunlight streams onto Beth’s face, and snowdrops are blooming outside. Her family is glad to know that “Beth was well at last” [2, с. 384]. Автор интерпретирует смерть как освобождение от физической боли, что связано с общим символическим переходом к новой жизни, выраженным через образы весны и цветов. Фраза "Beth was well at last" заключает в себе понимание, что смерть Бет для ее семьи означает окончание страданий и переход в иной, благополучный мир. Цветение подснежников напоминает им о том, что жизнь продолжается, и что душа Бет наконец обрела успокоение. В данном примере появление подснежников можно трактовать как символ освобождения души героини после долгой и тяжелой болезни. В целом, использование образа подснежников в отрывке добавляет глубины и значимости моменту смерти Бет. Они представляют собой надежду, возрождение и утешение, помогая читателям найти смысл и мир в трагической потере.

Следующее сравнение Бет с цветами “snowdrops” через использование метафоры "the fire shone on her quiet face" передает образ ее нежности, теплоты и спокойствия: Beth sat in her little chair, and the fire shone on her quiet face, as she sat sewing, while Jo read aloud. It was a pleasant room, with the sun shining on the snowdrops that hung in at the windows, and a bright fire glowing in the grate [2, с. 329]. Эпитет “quiet” усиливает впечатление спокойствия, характеризуя Бет как миролюбивую натуру. Представление комнаты с помощью эпитетов “pleasant”, “with the sun shining” создают образ уютного места, где цветы и огонь становятся символами домашнего очага, что ассоциируется с заботой и любовью Бет к своему окружению. Таким образом, упоминание подснежников в описании младшей из сестёр Марч может передавать ее натуру и качества, которые делают ее персонажем, полным доброты и света.

Среди многочисленных цветов, упоминаемых в книге, глициния выделяется своим уникальным символизмом. Глициния — вьющееся растение, известное своими красивыми свисающими цветами, которые могут быть разных оттенков от светло-голубого до фиолетового. В одной из сцен романа сестры Марч любуются глицинией, цветущей возле их дома:

 The sisters paused a moment to admire the wisteria hanging from the porch. Meg was enchanted by its purple blossoms, Jo by its waving tendrils, Beth by its sweet perfume, and Amy by the graceful form of its leaves [2, с. 218].

Этот эпизод показывает, как каждая сестра интерпретирует символизм глицинии в соответствии со своими индивидуальными чертами характера. Мег, практичная и романтичная, видит в цветах красоту; Джо, независимая и амбициозная, ценит силу и стойкость растения; Бет, тихая и мечтательная, наслаждается его нежностью; а Эми, художественная и чувствительная, восхищается его эстетикой.

Таким образом, флористическая символика играет значительную роль в романе Л. М. Олкотт "Маленькие женщины". Цветы, описанные в произведении, воплощают в себе не только традиционные значения, но и уникальные идеи, связанные с персонажами и основными темами романа. Анализ флористических образов раскрывает глубинные смыслы характеров героев, их внутреннее состояние и развитие. Розы, ландыши, фиалки, подснежники и глициния символизируют различные аспекты личностей сестер Марч, их взаимоотношения и их путешествие во взрослую жизнь.

В целом, символика цветов в "Маленьких женщинах" обогащает повествование, добавляя глубину и смысл характерам, темам и общему опыту персонажей. Раскрывая скрытые значения флористических образов, мы получаем более глубокое понимание внутреннего мира героинь и воздействия произведения на читателя.

Список литературы

  1. Грищенко А.С. Имплицитные смыслы флористической символики в романах И. А. Гончарова // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (85). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/implitsitnye-smysly-floristicheskoj-simvoliki-v-romanakh-i-a-goncharova.html(Дата обращения: 28.05.2022 г.)
  2. Alcott L.M. Little Women / L.M. Alcott. — Random House, 2017. — 453 p.
  3. Crawford B.V. Needleman M.H. American Literature / B.V. Crawford, A.C. Kern. — N.Y.: Barnes and Noble, 1955. — P. 144.
  4. Seaton Beverly. The language of flowers: a history. Charlottesville; London: University press of Virginia, 1995.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Дубинина Ирина Олеговна