УДК 656
Выбор оптимального силового агрегата для грузовых транспортных средств в условиях Российской Федерации
Кучковский Александр Сергеевич – студент Дальневосточного федерального университета.
Научный руководитель Горчаков Юрий Николаевич – кандидат технических наук, доцент Дальневосточного федерального университета.
Аннотация: Несмотря на разнообразие силовых агрегатов для грузового транспорта, перед закупкой большого количества транспорта необходимо рассчитать эффективность работы каждого из них, а также сравнить итоговые значения для условий эксплуатации в Российской Федерации.
Ключевые слова: грузовой транспорт, эксплуатация, альтернативные двигатели, грузоперевозчик, экологичность, оценка.
Для определения эффективности использования транспортных средств с альтернативными силовыми агрегатами для грузовых перевозок основным методом является анализ зарубежного опыта применения, так-как другие страны уже имеют значительный пробег такого грузового транспорта.
На основе текущего подвижного состава в России, используя метод моделирования, можно рассчитать примерные данные о работе различных силовых установок на грузовом транспорте.
Произведя необходимые расчеты, полученные данные сводятся в таблицы, после чего используется метод сравнения для выбора наиболее эффективного силового агрегата для грузоперевозок.
Рассчитать количество выбросов вредных веществ на единицу выработанной энергии (1 кВт/ч).
Расчет выбросов проводится таким образом по той причине, что у самих электрогрузовиков, как таковых, вредных выбросов нет, однако на их работу необходимы затраты энергии, а для её производства необходима работа ТЭЦ, которая приводит к дополнительным выбросам загрязняющих веществ [1].
Гибридный грузовой транспорт может быть также более выгодным так как в меньшей степени отличается от дизельного двигателя и требует меньших вложений, но также зависим от замены батарей.
На основании расчетов была составлена аналитическая таблица, которая позволяет сравнить эффективность эксплуатации грузовиков с разными силовыми агрегатами. Данные отображены в таблице 1.
По проведенным исследованиям необходимо составить аналитическую таблицу (таблица 1), которая будет включать в себя ряд параметров, таких как:
- годовой выброс СО2 в вестовых единицах;
- уровень шума;
- себестоимость перевозок;
- инвестиции.
Значения рассматриваемых параметров представлены в виде относительных коэффициентов для удобства их сравнения. Наиболее эффективный вид грузовика выбирается по суммарному значению весового коэффициента.
Таблица 1. Аналитическая таблица эффективности эксплуатации грузовиков с разными силовыми агрегатами.
Параметр |
Грузовик с ДВС |
Грузовик с ГБО |
Электрогрузовик |
Годовой выброс СО2 в весовых единицах, кг/кг |
51 |
37 |
58,5 |
Относительный коэффициент |
0,72 |
1 |
0,63 |
Уровень шума, дБА |
91 |
73 |
51 |
Относительный коэффициент |
0,56 |
0,7 |
1 |
Себестоимость перевозок, мл. руб |
490 |
427 |
646 |
Относительный коэффициент |
0,87 |
1 |
0,66 |
Инвестиции, млн. руб |
500 |
811 |
2027 |
Относительный коэффициент |
1 |
0,62 |
0,25 |
Выбор варианта с учетом весовых коэффициентов |
3,15 |
3,32 |
2,54 |
Следующие данные получены с помощью методов анализа затрат и рынка услуг доставки, формализации затрат и экономической эффективности [2].
Значения относительных коэффициентов представлены на рисунке 1, который был построен с помощью графического метода, для наглядного сравнения эффективности грузовиков.
Рисунок 1. Относительные коэффициенты показателей эффективности грузового транспорта с разными силовыми агрегатами.
Суммарный весовой коэффициент эффективности грузового транспорта с разными силовыми агрегатами показан на рисунке 2.
Рисунок 2. Суммарный весовой коэффициент эффективности грузового транспорта с разными силовыми агрегатами.
По итогу, наиболее эффективным оказалось использование грузового транспорта с газобаллонным оборудованием. Грузовики с ГБО оказались наиболее экологически эффективными, а также имеют наиболее низкую себестоимость поездок. Однако такие грузовики являются не лучшим решением проблемы шума городского грузового транспорта, а также грузовой транспорт с ГБО требуют более высоких затрат на первоначальные вложения по сравнению с грузовым транспортом на ДВС.
Список литературы
- Экологичность электромобилей [Электронный ресурс] – Режим доступа к статье: https://goo.su/NiefW (дата обращения: 10.05.2023).
- Ковалева И. В., Мирончикова А. А. Загрязнение атмосферы выбросами транспорта и оценка автомобилей по токсичности выхлопов // Аграрная наука - сельскому хозяйству : одиннадцатая международная науч.-практ. конф. 04-05 фев. 2016 г. – Барнаул. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25959083 (дата обращения 27.04.2023).
- Голубев, И. Р. Окружающая среда и транспорт / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. – Москва : Транспорт. – 1987. – 206 с.
- Семененко, А. И. Логистика. Основы теории / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. – СанктПетербург : Союз, 2003. – 544 с.