УДК 656

Выбор оптимального силового агрегата для грузовых транспортных средств в условиях Российской Федерации

Кучковский Александр Сергеевич – студент Дальневосточного федерального университета.

Научный руководитель Горчаков Юрий Николаевич – кандидат технических наук, доцент Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: Несмотря на разнообразие силовых агрегатов для грузового транспорта, перед закупкой большого количества транспорта необходимо рассчитать эффективность работы каждого из них, а также сравнить итоговые значения для условий эксплуатации в Российской Федерации.

Ключевые слова: грузовой транспорт, эксплуатация, альтернативные двигатели, грузоперевозчик, экологичность, оценка.

Для определения эффективности использования транспортных средств с альтернативными силовыми агрегатами для грузовых перевозок основным методом является анализ зарубежного опыта применения, так-как другие страны уже имеют значительный пробег такого грузового транспорта.

На основе текущего подвижного состава в России, используя метод моделирования, можно рассчитать примерные данные о работе различных силовых установок на грузовом транспорте.

Произведя необходимые расчеты, полученные данные сводятся в таблицы, после чего используется метод сравнения для выбора наиболее эффективного силового агрегата для грузоперевозок.

Рассчитать количество выбросов вредных веществ на единицу выработанной энергии (1 кВт/ч).

Расчет выбросов проводится таким образом по той причине, что у самих электрогрузовиков, как таковых, вредных выбросов нет, однако на их работу необходимы затраты энергии, а для её производства необходима работа ТЭЦ, которая приводит к дополнительным выбросам загрязняющих веществ [1].

Гибридный грузовой транспорт может быть также более выгодным так как в меньшей степени отличается от дизельного двигателя и требует меньших вложений, но также зависим от замены батарей. 

На основании расчетов была составлена аналитическая таблица, которая позволяет сравнить эффективность эксплуатации грузовиков с разными силовыми агрегатами. Данные отображены в таблице 1.

По проведенным исследованиям необходимо составить аналитическую таблицу (таблица 1), которая будет включать в себя ряд параметров, таких как:

  • годовой выброс СО2 в вестовых единицах;
  • уровень шума;
  • себестоимость перевозок;
  • инвестиции.

Значения рассматриваемых параметров представлены в виде относительных коэффициентов для удобства их сравнения. Наиболее эффективный вид грузовика выбирается по суммарному значению весового коэффициента.

Таблица 1. Аналитическая таблица эффективности эксплуатации грузовиков с разными силовыми агрегатами.

Параметр

Грузовик с

ДВС

Грузовик с

ГБО

Электрогрузовик

Годовой выброс СО2 в весовых единицах, кг/кг

51

37

58,5

Относительный коэффициент

0,72

1

0,63

Уровень шума, дБА

91

73

51

Относительный коэффициент

0,56

0,7

1

Себестоимость перевозок, мл. руб

490

427

646

Относительный коэффициент

0,87

1

0,66

Инвестиции, млн. руб

500

811

2027

Относительный коэффициент

1

0,62

0,25

Выбор варианта с учетом

весовых коэффициентов

3,15

3,32

2,54

Следующие данные получены с помощью методов анализа затрат и рынка услуг доставки, формализации затрат и экономической эффективности [2].

Значения относительных коэффициентов представлены на рисунке 1, который был построен с помощью графического метода, для наглядного сравнения эффективности грузовиков.

1

Рисунок 1. Относительные коэффициенты показателей эффективности грузового транспорта с разными силовыми агрегатами.

Суммарный весовой коэффициент эффективности грузового транспорта с разными силовыми агрегатами показан на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Суммарный весовой коэффициент эффективности грузового транспорта с разными силовыми агрегатами.

По итогу, наиболее эффективным оказалось использование грузового транспорта с газобаллонным оборудованием. Грузовики с ГБО оказались наиболее экологически эффективными, а также имеют наиболее низкую себестоимость поездок. Однако такие грузовики являются не лучшим решением проблемы шума городского грузового транспорта, а также грузовой транспорт с ГБО требуют более высоких затрат на первоначальные вложения по сравнению с грузовым транспортом на ДВС.

Список литературы

  1. Экологичность электромобилей [Электронный ресурс] – Режим доступа к статье: https://goo.su/NiefW (дата обращения: 10.05.2023).
  2. Ковалева И. В., Мирончикова А. А. Загрязнение атмосферы выбросами транспорта и оценка автомобилей по токсичности выхлопов // Аграрная наука - сельскому хозяйству : одиннадцатая международная науч.-практ. конф. 04-05 фев. 2016 г. – Барнаул. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25959083 (дата обращения 27.04.2023).
  3. Голубев, И. Р. Окружающая среда и транспорт / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. – Москва : Транспорт. – 1987. – 206 с.
  4. Семененко, А. И. Логистика. Основы теории / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. – СанктПетербург : Союз, 2003. – 544 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: