УДК 656.2

Инновации в информатизации железнодорожной сферы

Масягутов Динар Дазмирович – студент Оренбургского института путей и сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения

Хлудеева Марина Анатольевна – доцент Оренбургского института путей и сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения

Аннотация: В статье рассмотрены инновация в развитие информатизации в железнодорожной сфере, значимость железных дорог в транспортной системе России, особенность инновационного развития ОАО «Российские железные дороги», концепция информационной безопасности.

Ключевые слова: транспорт, связь, инновации, информатизация, информационная безопасность.

Железная дорога занимает важное положение в транспортной системе России, ее использование способствует качественному и быстрому удовлетворению потребностей населения и отраслей экономики в транспорте, и сегодня на железнодорожный транспорт приходится 82% общего грузооборота. Уведомление на железнодорожном транспорте основано на широком использовании методов сбора, обработки, передачи и хранения информации, основной целью программы широкого внедрения сервисов и информационных систем в сфере информационного обеспечения железнодорожного транспорта является создание информационной базы для достижения максимальной эффективности железнодорожной отрасли на рынке экономика. Отметим, что процесс автоматизации и компьютеризации железнодорожной системы имеет долгую историю развития, которая началась в 1927 году, когда в промышленности начали использоваться первые компьютеры. В данном исследовании большое внимание уделяется изучению особенностей внедрения информационных технологий в сфере железнодорожного транспорта на данном этапе.

Важность (социальная значимость) обусловлена тем, что перспективы дальнейшего социально-экономического развития России зависят не только от статуса и качества железной дороги, но и от способности государства эффективно выполнять такие функции, как защита государственного суверенитета и безопасность страны. В связи с этим одной из главных стратегических целей отрасли является необходимость создания и внедрения перспективных информационных технологий, охватывающих все сферы железнодорожного транспорта и обеспечивающих эффективность перевозок и снижение затрат. На это указывают положения транспортной стратегии России до 2030 года, а 1-м направлением транспортной политики Российской Федерации на текущем этапе является "создание инфраструктуры единого транспортного пространства, обеспечивающей доступное и безопасное транспортное сообщение между территорией страны и внешним миром"

Целью данного исследования является изучение основных направлений информационной поддержки железнодорожного транспорта, основанных на деятельности ОАО "Российские железные дороги" (далее – ОАО "РЖД"), наиболее важных операторов сети российских железных дорог.

В результате анализа особенностей инновационного развития ОАО "Российские железные дороги" основными направлениями информационной деятельности компании являются: разработка и внедрение технических средств и технологий для организации высокоскоростных и сверхскоростных пассажирских перевозок, а также крупных – масштабирование перевозок, повышение безопасности и надежности производственных процессов, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций, совершенствование системы технического регулирования, внедрение инновационных спутниковых технологий и географической информации.

Среди инновационных систем, используемых сегодня в процессе управления железными дорогами, можно выделить следующие:

  1. Производственно-сельскохозяйственный комплекс "Эльбрус" и система автоматического управления "Полигон" используются в транспортном процессе путем организации движения транспортных составов на железнодорожных полигонах по оптимальной энергетической магистрали твердого топлива;
  2. Автоматическая система локомотивной сигнализации (MALS), предназначенная для повышения уровня безопасности движения во время маневровых работ и снижения количества случаев травматизма работников на маршруте;
  3. Автоматическое управление движением поездов АПК в условиях высокой интенсивности движения в режиме "Автодиспетчер-машинист";
  4. Цифровая технологическая система беспроводной связи и стандартная система передачи данных DMR, предназначенные для обеспечения безопасности движения поездов и снижения риска аварий;
  5. Набор критериев и методов, используемых для управления ресурсами, рисками и надежностью на этапе жизненного цикла объекта железнодорожного транспорта (Erran).

Кроме того, в рамках пакета услуг, предназначенных для обслуживания клиентов, все системы интегрированы в единое программное обеспечение и программный пакет, используемый в веб-технологиях.

Следует отметить, что основным разработчиком информационных систем, используемых на железнодорожном транспорте, является ОАО "НИИАС". АО "НИИАС". "Институт разрабатывает комплексный подход к управлению всеми производственными технологическими циклами на железнодорожном транспорте, основанный на создании единой интегрированной технологической системы управления транспортными процессами, инфраструктурой и безопасностью, основанной на новейшем программном обеспечении и интеллектуальных технологиях", – сказал генеральный директор Rosenberg."

Результаты работ по формированию современной телекоммуникационной инфраструктуры на российских железных дорогах показали такие показатели, как протяженность проложенного волоконно-оптического кабеля (26 тысяч километров), магистральная сеть связи (8 тысяч километров), создание спутниковых подсистем ОАО "Российские железные дороги" и настройка единой системы передачи данных. Это показывает, что сделать это невозможно. Передающая сеть Российских железных дорог (РЖД). Невозможно не обратить внимание на завершение внедрения 1-го этапа системы учета железнодорожного транспорта (DISPARK), которая используется с начала 2000-х годов.

В области уведомлений ведется работа по созданию новых прикладных систем, которые включают как существующую базовую обработку, так и развитие инфраструктуры. На железнодорожной линии и GVC было завершено создание набора программного и аппаратного обеспечения как части информационной инфраструктуры. В то же время необходимо внедрить систему PTK и укрепить GVC для внедрения новых централизованных информационных систем, что станет возможным благодаря развитию коммуникаций.

Ожидается, что в будущем информатика будет развиваться на основе передовых технических принципов, которые радикально изменят всю технологию производства, поэтому инновации и инвестиции в области связи и информатики в отрасли значительно возрастут. Это стало возможным благодаря созданию механизма реализации инвестиционных проектов в железнодорожной сети и созданию системы управления проектами в кратчайшие сроки. Задачей на ближайшее будущее является завершение строительства сети передачи данных и создание сети, разработанной на базе локальной вычислительной сети 3 компаний, отвечающей потребностям автоматизированных прикладных систем – интегрированной системы управления финансами и ресурсами на базе системных продуктов SAP ag R/3000.

Была разработана концепция информационной безопасности создаваемой системы, и с 2000 года проектирование и создание информационных систем осуществляется с учетом предъявляемых требований. С развитием информационной сети повышается качество и надежность связи, повышается эффективность управления за счет повышения надежности передачи информации; существующей и внедряемой информации; сокращаются расходы на персонал и техническое обслуживание коммуникационного оборудования и компьютерных систем.

В результате развитие мотивации творческой деятельности и креативных процессов на железнодорожном транспорте, а также внедрение инициатив в работу ОАО "Российские железные дороги" и других железнодорожных компаний повысят конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг и в рамках развития межрегионального сотрудничества – конкуренция видов.

Список литературы

  1. Жаркова Е.А. Системные аспекты развития железнодорожного транспорта на основе информационных технологий // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (3). С. 10-14.
  2. Пузиков Р.В. Гасанова Д.П. Информатизация железнодорожного транспорта в Российской Федерации // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы. 2018. № 1. С. 281-283.
  3. Розенберг Е.Н. Инновационные технологии в развитии российских железных дорог // Деловая слава России. 2015. № 50. С. 5-7.

Интересная статья? Поделись ей с другими: