УДК 159.9

Влияние посттравматической реакции на взрослого человека, пережившего сексуальное насилие в детстве, и ее коррекция

Кондратьева Ольга Васильевна – педагог-психолог, президент Института практической психологии «СИРИУС» (г. Кемерово)

Аннотация: Статья посвящена изучению влияния посттравматической реакции сексуального насилия в детстве на адаптацию в социуме во взрослом периоде жизни человека. Особое внимание уделено проблеме домашнего сексуального насилия в отношении девочек их отцами, т. е. инцесту. Выделены три этапа осознания сексуального насилия в детстве и три типа поведения, которые формируются во взрослой жизни и сопровождаются психосоматическими реакциями, как результат последствий инцеста. Предложен структурированный подход к психологической коррекции последствий посттравматического синдрома. Рассмотрены возможные пути выхода из данной проблемы и эффективные способы трансформации последствий детского насилия. На основе анализа и изучения последствий домашнего сексуального насилия в семье, считаем, что для психологической коррекции последствий ПТРС, будет более эффективен структурированный подход, который предлагается в этой статье. Рассмотрена трехэтапная коррекция, которая может дать хорошие результаты в решении данной задачи.

Ключевые слова: внутрисемейное насилие, инцест, сексуальное насилие, деструктивное влияние, психосоматика, посттравматическая реакция (далее ПТР), посттравматический синдром (далее ПТРС), психологическая коррекция.

Введение

В психологической практике сексуальное насилие над детьми со стороны взрослых в современном мире, к сожалению, частое явление. Сексуальное насилие внутри семьи ­– инцест – особый случай, т.к., поскольку ребенок воспринимает родителей, как безусловный авторитет, то он полностью зависит от их мировоззрения и поведения. Ребенок, по сути, бесправен и беззащитен, как в семье, так и в социуме.

Когда ребенок становится взрослым человеком и осознает всю неприглядность пережитого сексуального насилия в детстве, особенно, если это насилие было проявлено со стороны одного из родителей, то пережить это воспоминание без последствий практически невозможно.

В среднем 18% девочек и 8% мальчиков во всем мире подвергаются сексуальному насилию внутри семьи. В России регистрируется 7-8 тысяч случаев насилия над детьми ежегодно, более 60% из них совершается в семье. Это официальная статистика, составленная на основе обращений в полицию. По имеющемуся практическому опыту, не обращенных в полицию по поводу сексуального насилия, на много больше, чем говорит данная статистика.

За период 2012–2015 гг. почти в два раза увеличилось количество преступлений против половой неприкосновенности детей и подростков. Из одиннадцати тысяч потерпевших шестьсот девяносто несовершеннолетних детей пострадало от сексуальных действий со стороны близких и членов семей [6].

В подобных случаях необходима психологическая помощь, не только детям, но и взрослым, пережившим насилие в детстве. Выход из затяжного кризиса ПТРС, чаще всего, нуждается в длительной психологической реабилитации, и восстановление психического здоровья протекает достаточно сложно. Необходима эффективная психологическая коррекция восприятия негативного происшествия в прошлом, принятие себя в качестве нормального человека и возвращение к продуктивной жизни в социуме.

Актуальностьисследования обусловлена увеличением за последние несколько лет случаев сексуального насилия детей, как в семье, так и вне семьи, и тяжелыми последствиями ПТРС, которые влияют на всю последующую жизнь взрослого человека, подвергшегося насилию в детстве. Многообразие возникающих ПТР значительно увеличилось, что деструктивно влияет на адаптацию в социуме взрослого человека. Адаптация, в свою очередь, требует структурированного подхода к психологической коррекции последствий ПТРС, поэтому в последнее время этой проблеме уделяется большое внимание в отечественных и зарубежных источниках,

Цель: структурировать подход к психологической коррекции последствий ПТРС сексуального насилия в детстве.

Задачи:

  1. Провести анализ современных исследований последствий сексуального насилия в детстве на построение отношений и создание семьи во взрослой жизни за последние три года.
  2. Провести анализ этапов осознания жертвой, произошедшего сексуального насилия в детстве в процессе взросления.
  3. Разработать структурированный подход к психологической коррекции последствий ПТРС.

Современные исследования последствий сексуального насилия в детстве имеют огромное значение во всем мире. Данная проблема волнует умы многих ученых современности из области психологии, психиатрии, медицины и юриспруденции. Перед ними стоят разные задачи и подходы к решению данной проблемы. Однако, какие бы задачи ни стояли перед учеными, исследование ПТРС потерпевших, жертв сексуального насилия, является одной из актуальных задач, раскрывающих особенности психосексуального развития личности.

Особое внимание вызывают сексуальные насилия в детстве внутри семьи, инцесты. Инцесты – сексуальные отношения между людьми, состоящими в близком родстве. При этом под родством понимаются не только кровные отношения, но и некровные, включая отчима, мачеху и т. д. Травматичность и вредоносность сексуального насилия воздействуют на развитие личности ребенка, усугубляя паталогическое сочетание множества полярных чувств – одновременно привязанность и отвращение; доверие к близкому человеку и понимание ненормальности происходящего; необходимость сохранять тайну и вынужденная изоляция, как от других близких людей, прежде всего, от матери, так и от сверстников; смена чувства вины по отношению к одному или другому родителю. Инцест связан с предательством, вероломством доверия к людям, от которых ребенок зависит. При этом недопустимо то, что взрослые вынуждают ребенка хранить тайну, что обрекает ребенка на безмолвие, беззащитность и беспомощность. В силу привязанности к ним и отсутствия жизненного опыта ребенок не может идентифицировать виновника происходящего [1].

Согласно концепции психосексуального дизонтогенеза
(Васильченко Г. С., 1983 г.), все расстройства становления сексуальности представляют собой частный случай нарушений индивидуального психосексуального развития человека. Васильченко Г. С. выделяет три этапа психосексуального развития:

  • формирование полового самосознания (1-7 лет);
  • формирование стереотипа полоролевого поведения (7-13 лет);
  • формирование психосексуальных ориентаций (14-26 лет) с условным делением на стадии соответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо, охватывающих два возрастных периода: пубертатный (12-18 лет) и переходный (16-26 лет).

Васильченко Г. С. в своих исследованиях приходит к выводу, что отсутствие или нарушение ранних этапов психосексуального развития приводит к грубым деформациям, затрагивающим ядро личности, а воздействие патогенных факторов на завершающем этапе становления сексуальности ведет к поверхностным, легким, «краевым» нарушениям. [2]

Так, в работе Ушаковой И. М., Ткаченко А. А. (1993 г.) указано, что у потерпевших от сексуального деликта возможны нарушения психосексуального развития с торможением формирования эротической фазы сексуальности и зрелого сексуального влечения. Они утверждают, что у девочек, перенесших сексуальное насилие, в последующем нередко формируется склонность к сексуальным эксцессам, промискуитету или компульсивной мастурбации, преждевременное сексуальное поведение со взрослыми людьми, что может приводить к неблагоприятным социальным и медицинским последствиям [4].

В результате длительной работы с потерпевшими, жертвами сексуального насилия в детстве, исследуя и изучая влияние последствий сексуального насилия на пострадавшую личность и на построение отношений этой личности в социуме, создание семьи во взрослой жизни, можно выделить три этапа осознания сексуального насилия в детстве:

  1. Сексуальное насилия в детстве, чаще всего происходит в латентный период (6-12 лет) жизни. В этот период в личности ребенка формируется система норм, ценностей, убеждений, мировоззрений, которые сформированы при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, родителями. В этот период сексуальный инстинкт ещё дремлет. Любовь воспринимается как проявленная нежность, ребенок тянется к родителям, доверяет им и полностью находится в их власти, он беззащитен и любое сексуальное насилие разрушает концепцию «любовь–нежность». Для взрослого человека актуальна другая концепция «любовь–секс», соответственно нормальная потребность ребенка в любви воспринимается им извращенно. Насильник недооценивает ребенка. Считает, что он не понимает происходящее, забудет, ему не поверят, но для собственной безопасности просит молчать, убеждая, что это норма; угрожая, формирует чувство страха и т. п. Реакция ребенка на насилие, может проявляться в попытке сопротивления (агрессивные действия, слова, слезы), если это не помогает, тогда ребенок замирает, срабатывает защитная система психики – вытеснение собственной личности из ситуации (меня здесь нет, это не со мной происходит и т. п.). Для того, чтобы избежать повторного насилия, ребенок ищет защиту у второго родителя (ластится, цепляется, прячется, пытается рассказать). Но, когда ему не верят и считают, что это либо фантазии, либо капризы, либо наговор (на самом деле, просто боятся в это поверить; осознать; не хотят действовать, даже если им известно о преступлении; покрывают совершивших преступление), тогда ребенок или замыкается, или резко меняет поведение на девиантное, или испытывает отвращение к себе, нарушение сна, депрессию, психосоматическое заболевание, как защитный механизм.
  2. При наступлении половой зрелости, в пубертатный период, формируется новая концепция «любовь–секс», начальная фаза генитальной стадии (12-18 лет), у подростков идет усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. В этот период начинают восстанавливаться вытесненные воспоминания и осознание всего ужаса сексуального насилия близким человекам. Подростки реагируют эмоционально ярко, т. к. понимают, что именно с ними случилось. Здоровые чувства типа сочувствия и симпатии превращаются в агрессию или слепую подчиненность, усиливается депрессия, ночные кошмары и нарушения сна, сексуальные поведенческие извращения, пищевые расстройства, отвращение к себе, агрессивное поведение – нанесение телесных повреждений, суицидальные попытки. Девиантное поведение усугубляется (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Возникает внутренний конфликт: с одной стороны, интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса; с другой стороны, осознание сексуального насилия в детстве и предательства близкого человека, боль и страх происходящего на всех уровнях восприятия (разум, чувства, тело). После этого возникает самозапрет на отношения. В связи с тем, что изменить прошлую ситуацию нет возможности, а боль произошедшего невыносима, тогда возникает психосоматика, появляются проблемы с физическим здоровьем, идет выплеск агрессии, а за тем срабатывает защитная система психики и происходит подавление эмоционального взрыва.
  3. В переходный период (16-26 лет) к началу взрослой жизни возникает потребность в «любви–привязанности», создании семьи в самостоятельной жизни. Но психотравма сексуального насилия в детстве создает проблемы не только с восприятием себя, но и разрушительно действует на здоровье, начинает проявляться более ярко выраженная психосоматика. В течение этого периода проявляется внутренний конфликт, что деструктивно влияет на построение отношений и создание семьи во взрослой жизни.

Последствия сексуального насилия в детстве приводит к деструктивному проявлению себя в социуме. Жертва насилия, пытаясь понять причины произошедшего в детстве, воссоздает ситуацию насилия и пытается найти выход из ситуации прошлого. При этом формируется три типа поведения:

  • стремиться проиграть стрессовую ситуацию прошлого, занимаясь сексом с разными мужчинами для того, чтобы понять причины и найти выход из стрессовой ситуации насилия; для получения любви, которой не хватило в детстве в виде отцовской; для наказания партнера, проявляя агрессию из-за желания отомстить; для наказания себя: «Я грязная и меня нужно наказать».
  • стремиться избежать стрессовую ситуацию прошлого в настоящим и будущем, проявляя аутичное поведение: замыкается и избегает отношений; отказывается от них полностью. Страх близости с мужчинами вызывает реакцию отвращения к себе или к партнеру.
  • стремиться принять стрессовую ситуацию прошлого, как норму жизни: может создать семью, но выбирает партнера – насильника в супружеских отношениях, т. к. в детстве сформировалась концепция «любовь–насилие», которую нужно терпеть.

Основываясь на собственным опыте психологической работы с последствиями детского насилия, был разработан структурированный подход, состоящий из трёх этапов, который показал свою эффективность выхода из последствий ПТРС. Для адаптации в социуме жертве детского насилия, необходимо пройти три этапа для выхода из последствий ПТРС:

  1. ЭТАП: Работа с прошлым опытом. Осознание, что в ситуации сексуального насилия, происходящей в детстве, нет вины жертвы и от нее ничего не зависело в этой ситуации; что вся ответственность и вина лежит на насильнике. В этом случае, необходимо принять ситуацию, как некоторый опыт, испытание, которые делают человека сильнее.
  2. ЭТАП: Работа с настоящим состоянием. Отрефлексировать эмоции и чувства, которые были подавлены, принять свое тело, как чистый сосуд. Проработать страх смерти, вину, стыд и беспомощность. Необходимо прощение и принятие себя, воспринимая прошлое, как опыт взросления.
  3. ЭТАП: Работа с форсированием представления будущего. Восстановить достоинство, доверие и личные суверенные границы. Простроить будущее в относительной безопасности в социуме, особенно осознать возможность безопасности взаимодействия с мужчинами и построения благополучных отношений в семье.

Выводы

В результате изучения различных источников отечественных и зарубежных подходов к решению проблемы сексуального насилия в семье (инцест), проведения анализа современных исследований многообразия возникающих ПТР и других последствий сексуального насилия и их деструктивного влияния на построение будущих отношений в браке и семье, мы пришли к следующим выводам:

  1. Последствия сексуального насилия в детстве внутри семьи (инцест), не только деструктивно влияют на психику человека, но и кардинально меняют его поведение и восприятие действительности, которые препятствуют построению гармоничных отношений с партнером и делает не возможным создание семьи во взрослой жизни.
  2. Были выделены три этапа осознания сексуального насилия в детстве и три типа поведения, которые формируются во взрослой жизни, как результат последствий данного насилия.
  3. Рассмотрена трехэтапная коррекция, которая является эффективным средством в решении данной задачи. Структурированный в три этапа подход к психологической коррекции ПТРС будет наиболее эффективен в решении данной задачи.

Список литературы

  1. Уязвимые группы населения. Том 1. / С, Сгрой. – 1988.
  2. Частная сексопатология: руководство для врачей. Том 2. / Под ред. Г. С. Васильченко. – Москва: Медицина, 1983, – 352 с.
  3. Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек // Психология и право. – – Том 7, № 3.
  4. Аномальное сексуальное поведение / Под ред. А. А. Ткаченко. – Москва. – 1997.
  5. Сущность насилия / Г. Н. Киреев.– Москва, – 110 с.
  6. Сексуальное насилие и эксплуатация детей: выявление, оказание помощи и профилактика: научно-методическое пособие / Под ред. М. М. Русаковой, В. А. Одиноковой. – Санкт-Петербург: СкифияПринт, - 2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими: