УДК 159.9
Экспериментальное исследование «Образа-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Винокурова Алина Александровна – студент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
Научный руководитель Свириденко Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
Аннотация: Данная статья представляет собой научное исследование, нацеленное на экспериментальное изучение уровней сформированности «Образа-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В ходе изложения статьи описан процесс организации и процесс диагностики детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: «Образ-Я», особенность развития, самооценка, самосознание, младшие школьники, задержка психического развития.
«Образ-Я» имеет ключевое значение для развития личности, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, занимает центральное место в процессе самосознания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также имеет множество связей и отношений с другими психологическими процессами [6,1].
Целью нашего исследования была оценка уровней сформированности «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития.
Экспериментальное исследование было реализовано на базе МБОУ «С(К)ОШ «Надежда» город Симферополь, Республики Крым. Экспериментом была охвачена группа детей младшего школьного возраста 2-х классов с задержкой психического развития, в общем количестве 10 человек. Возраст детей 10-11 лет.
Самооценка является эмоциональной частью «Образа-Я» и отображает подход к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности, поэтому в исследование были включены методики на изучение самооценки младших школьников [2].
Экспериментальное исследование в рамках данной проблемы мы начнем с определения критериев и показателей уровня самооценки и сформированности «Образа-Я» младших школьников с задержкой психического развития, определенных такими авторами как Е. Т. Соколова, И.С. Кон, Р.С. Немов, А.М. Прихожан, Э.Х. Эриксон и другие.
Описание критериев и показателей представлено в таблице 1.
Таблица 1. Критерии и показатели «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития.
№ |
Критерии |
Показатели |
1. |
Личность школьника. |
Оценка данного критерия осуществляется по ответам ребёнка по параметрам: 1.Хороший 2.Добрый 3.Умный 4.Аккуратный 5.Послушный 6.Внимательный 7.Вежливый 8.Умелый (способный) 9.Трудолюбивый 10.Честный |
2. |
Самоощущение и положение в обществе. |
- Чувство уверенности в себе - Реальная и идеальная позиция в обществе |
3. |
Уровень и характер самооценки. |
- Завышенная самооценка - Заниженная самооценка |
Далее на основании выделенных критериев был подобран диагностический инструментарий, состоящий из таких методик, как: «Какой Я» Р.С. Немов, «Проба Де Греефе», «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, «Лесенка» В.Г. Щур [4].
В процессе исследования в экспериментальной группе завышенный уровень был диагностирован у 70% обучающихся, адекватный уровень не был диагностирован, заниженный уровень самооценки и сформированности «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития был диагностирован у 30% учащихся.
Список литературы
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович; Санкт-Петербург: Питер. 2015. 464 с.
- Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. М.: Дрофа. 2009. 267 с.
- Дьякова Е. В. Особенности образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях // Молодой ученый. № 27 (131). С. 781-783.
- Жулина Е. Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи / Е. Жулина. М.: Palmarium Academic Publishing, 2018. 328 c.
- Зайцева И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С.Кукушина. Изд–е 2–с, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». 2018 352 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт–Петербург: Питер. 2015. 705 с.