УДК 159.9

Экспериментальное исследование «Образа-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Винокурова Алина Александровна – студент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Научный руководитель Свириденко Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Данная статья представляет собой научное исследование, нацеленное на экспериментальное изучение уровней сформированности «Образа-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В ходе изложения статьи описан процесс организации и процесс диагностики детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: «Образ-Я», особенность развития, самооценка, самосознание, младшие школьники, задержка психического развития.

 «Образ-Я» имеет ключевое значение для развития личности, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, занимает центральное место в процессе самосознания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также имеет множество связей и отношений с другими психологическими процессами [6,1].

Целью нашего исследования была оценка уровней сформированности «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития.

Экспериментальное исследование было реализовано на базе МБОУ «С(К)ОШ «Надежда» город Симферополь, Республики Крым. Экспериментом была охвачена группа детей младшего школьного возраста 2-х классов с задержкой психического развития, в общем количестве 10 человек. Возраст детей 10-11 лет.

Самооценка является эмоциональной частью «Образа-Я» и отображает подход к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности, поэтому в исследование были включены методики на изучение самооценки младших школьников [2].

Экспериментальное исследование в рамках данной проблемы мы начнем с определения критериев и показателей уровня самооценки и сформированности «Образа-Я» младших школьников с задержкой психического развития, определенных такими авторами как Е. Т. Соколова, И.С. Кон, Р.С. Немов, А.М. Прихожан, Э.Х. Эриксон и другие.

Описание критериев и показателей представлено в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития.

Критерии

Показатели

1.

Личность школьника.

Оценка данного критерия осуществляется по ответам ребёнка по параметрам:

1.Хороший

2.Добрый

3.Умный

4.Аккуратный

5.Послушный

6.Внимательный

7.Вежливый

8.Умелый (способный)

9.Трудолюбивый

10.Честный

2.

Самоощущение и положение в обществе.

- Чувство уверенности в себе

- Реальная и идеальная позиция в обществе

3.

Уровень и характер самооценки.

- Завышенная самооценка

- Заниженная самооценка

Далее на основании выделенных критериев был подобран диагностический инструментарий, состоящий из таких методик, как: «Какой Я» Р.С. Немов, «Проба Де Греефе», «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, «Лесенка» В.Г. Щур [4].

В процессе исследования в экспериментальной группе завышенный уровень был диагностирован у 70% обучающихся, адекватный уровень не был диагностирован, заниженный уровень самооценки и сформированности «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития был диагностирован у 30% учащихся.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович; Санкт-Петербург: Питер. 2015. 464 с.
  2. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. М.: Дрофа. 2009. 267 с.
  3. Дьякова Е. В. Особенности образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях // Молодой ученый. № 27 (131). С. 781-783.
  4. Жулина Е. Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи / Е. Жулина. М.: Palmarium Academic Publishing, 2018. 328 c.
  5. Зайцева И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С.Кукушина. Изд–е 2–с, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». 2018 352 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт–Петербург: Питер. 2015. 705 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: