УДК 159.9

Психолого-педагогические пути формирования «Образа-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Винокурова Алина Александровна – студент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Научный руководитель Свириденко Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: В статье исследованы психолого-педагогические пути формирования «Образ-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Приведены условия для реализации формирования «Образ-Я» учащихся, охарактеризованы основные принципы, раскрыты поэтапность комплексных действий при формирования собственного «Я», самооценки, самосознания младших школьников с задержкой психического развития. Одним из эффективных методов в психолого-педагогической и коррекционной работе является игровая деятельность. Таким образом, нами отмечено, что формирование «Образ-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является актуальной проблемой современной специальной педагогики, психологии, что определено важной ролью самосознания, самооценки в образовании детской личности, воспитание у него возможности полноценной трудовой деятельности и дальнейшего социального приспособления.

Ключевые слова: «Образ-Я», особенность, принципы, психолого-педагогические пути, самооценка, самосознание, условия, «Я-концепция».

В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. В связи с этим существует необходимость психолого-педагогического сопровождения данной категории детей. Специальные коррекционные школы создают максимальные условия для обеспечения адаптации и социализации детей с задержкой психического развития. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования психологических свойств и поведения, создания собственного «Образа-Я».

В данной статье мы ответим на вопрос, какие условия необходимы для правильного формирования «Образа-Я», раскроем психолого-педагогическ

На сегодняшний день недостаточное количество исследований посвященных формированию «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития. фундаментальные основы «Я-концепции» раскрывающие самооценку, самопознание, когнитивные и поведенческие компоненты, в том числе и «Образ-Я» изучались Т.А. Власовой [2], В.В.Воронковой [3], Л.С. Выготским [4], Е.В. Дьяковой [5], Е. Жулиной [6], О.В. Защиринской [8] А.А. Леонтьевым [9], С. Л. Рубинштейн [11] и другими.

О.В. Защиринская считает, что «задержка психического развития у детей сказывается на представлении о себе» [8, с. 32]. У данных младших школьников способы познания ограничены, восприятие себя дисгармонично, самооценка зависит от окружающих и приобретает или завышенный или заниженный уровень. По мнению Т.А. Власовой и М.С. Певзнер процесс формирования «Образ-Я» у школьников имеют свои особенности, так как нарушения речи, отрицательно влияет на общение с окружающими и на развитие личности обучающегося, а так же приводит к искажению эмоционально-волевой сферы, развивается застенчивость, проявляется неуверенность в себе, выражена замкнутость, в некоторых ситуациях негативизм и чувство неполноценности [2]. Искаженное восприятие себя и окружающих, неправильная оценка своих личных качеств, способностей свидетельствует о необходимости проведения психолого-педагогической работы по формированию «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития [3].

Психолого-педагогические пути формирования «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития должны осуществляться с учетом специальных условий, принципов, методов способствующих более эффективной коррекционной работе.

Формирование «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития реализуется при соблюдении следующих психолого-педагогических условий [5]:

  • применение как группового, так и индивидуального подхода в деятельности педагогов;
  • разработка коррекционно-развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей младших школьников с задержкой психического развития;
  • применение многообразия средств, методов способствующих в формировании «Образа-Я» у школьников;
  • психолого-педагогическое сопровождение учащегося, тьюторская поддержка;
  • организация работы с родителями учащихся.

Приведенные условия, будут способствовать в более эффективной организации психолого-педагогического процесса при взаимодействие и учебно-воспитательной деятельности формирования собственного «Я».

Необходимо применять ряд следующие принципов, которые зафиксируют полученные результаты формирования «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития [6]:

  • гуманизация (проявление уважения, признание гражданских прав ребенка)
  • прородосообразность (учитывать возрастные и индивидуальные способности с опорой на зону ближайшего развития);
  • целостность (единство, взаимосвязь всех психолого-педагогических процессов);
  • системность (целостный процесс, отношения);
  • доступность и посильность (поэтапность подачи информации).

Согласно концепции Л. Ф. Обуховой для формирования собственного «Я», самооценки, самосознания младших школьников с задержкой психического развития необходимо придерживаться определенного структурного комплекса действий, отраженного на рисунке 1.[10]

1

Рисунок 1. Комплекс действия для формирования «Образ-Я» младших школьников с задержкой психического развития.

При действиях снятие неуверенности в себе, самопознание необходимо обогащать школьников знаниями о себе и своих личностных качествах. Важным при этапе коррекции депривации притязания на признание является повышение уверенности обучающегося в себе и в своих силах, при условии развитии взрослым потребности в признании у школьника на каждом занятии [1].

Этап половой идентификации необходим для расширения знаний детей о себе как представителя определенного пола, осознание своей половой идентификации.

Создание альбома с рисунками предполагает развитие «психологически изменяющейся личности» младшего школьника, где можно будет по истечению времени наблюдать динамику осознания, восприятия себя и своего образа.

Специально созданные и оговоренные правила и обязанности способствуют работе по развитию «социального пространства личности».

Таким образом, поэтапных комплекс действий осуществляется как в групповых, так в индивидуальных занятиях.

Процесс формирования «Образ-Я» должен охватывать все стороны жизнедеятельности младших школьников с задержкой психического развития. Одним из эффективных методов в школьном возрасте выступает игра, которая способствует обратить внимание школьника на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. К основным играм можно отнести: «Комплементы», «Соревнование знатоков», «Мышка-хвастунья», сценка «Котята» и другие [7].

Подводя итоги нашего исследования отметим, что формирование самосознания зависит от самооценки, которая близко связана с «Я-образ», «Я-концепция». В формировании самооценки у учеников младших классов с задержкой психического развития важную роль выполняют педагоги, воспитатели, родители, все они должны способствовать и создавать благоприятную среду для становления правильной положительной самооценки личности школьника [11].

Правильное развитие собственного «Я» – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Младшие школьники с задержкой психического развития требуют особый подход при формировании «Образа-Я», самооценки, самовосприятия [4]. Поэтому педагоги начальных классов специальных школ должны владеть психологическими знаниями и навыками.

При психолого-педагогическом формировании «Образа-Я» у младших школьников с задержкой психического развития рекомендуется применять игровую деятельность. Выбираемые для комплекса игры должны предусматривать активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Применение игр и других рекомендаций в практике воспитания учащихся младших классов специальной школы позволит сформировать у них более адекватную самооценку и в дальнейшем правильно адаптироваться к самостоятельной жизни [9].

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович; Санкт-Петербург: Питер. 2015. 464 с.
  2. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова М.С. Певзнер. М.: Мир 2010. 103 с.
  3. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. М.: Дрофа. 2009. 267 с.
  4. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: 2019. 186 с.
  5. Дьякова Е. В. Особенности образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях // Молодой ученый. № 27 (131). С. 781-783.
  6. Жулина Е. Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи / Е. Жулина. М.: Palmarium Academic Publishing, 2018. 328 c.
  7. Зайцева И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С.Кукушина. Изд–е 2–с, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». 2018 352 с.
  8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития / О.В. Защиринская. М.: Речь. 170 с.
  9. Леонтьев А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. М.: Наука 2017. 771 c.
  10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. М.: Издательство Юрайт. 2023. 460 с.
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт–Петербург: Питер. 2015. 705 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: