УДК 159.9

Особенности формирования «Образа-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Винокурова Алина Александровна – студент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Научный руководитель Свириденко Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты исследования особенностей формирования «Образа-Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Раскрывается определение понятия «Образ-Я» и его основных структурных компонентов: самооценки, самоопределения, самосознания, реального поведения, познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер. Нами определено, что «Образ-Я» формируются с помощью индивидуальных особенностей, на которые влияют как внутренние составляющие личности школьника, так и внешние факторы как учебных процесс. В результате собственного исследования мы пришли к выводу, что наличие нарушений у детей с задержкой психического развития, а так же неадекватности самооценки, возрастных особенности, «Образ-Я» не сформирован.

Ключевые слова: образ-Я, особенность, самооценка, самосознание, задержка психического развития.

На современном этапе все больше уделяется внимание детям с диагнозом задержка психического развития. Инклюзивное обучение дает возможность создавать персональные программы с целью коррекции формирования детей данной группы. Одним из актуальных направлений педагогической работы в младшем школьном возрасте является формирование «Образа-Я», для того чтобы дети могли лучше понимать себя, свои способности, которые в будущем смогут реализовать для более лучшей социализации в обществе.

В данной статье мы ответим на вопрос, какие составляющие входят в «Образ-Я» и какие особенности его формирования присущи детям с задержкой психического развития.

Проблемой исследования «Образа – Я» у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимались следующие авторы: Т.В. Архиреева [1], Р. Бернс [3], О. А. Белобрыкина [2], Л.С. Выготский [4], И.А. Конева [5], В.В. Лебединский [6] Е.М. Мастюкова [7], М.С. Певзнер [8], С.Я. Рубинштейн [9] и другие.

Основой возникновения проблемы «Образа - Я» происходит от «Я-концепции» Р. Бернса. Под понятием «Образ - Я» этот автор подразумевает понимание касательно самого себя, выражающиеся в восприятии собственного тела, возможностей, индивидуальных качеств, общественных взаимоотношений, а самовосприятие ведет к формированию данного образа [2]. Таким образом, «Образ-Я» содержит в себе представление «Я» - физиологическое, «Я» - психологическое, «Я» - общественное.

К элементам текстуры «Образ - Я» причисляют самомнение, самоопределение, реальное поведение, познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая области.

Л.С. Выготский отмечает: «Самосознание - это осознание человеком себя как личности» [4, вместе с. 67]. Изменение в самосознании ярче всего проявляется в самооценке, т.е. в том, что ребенок оценивает себя, личные достижения, промахи, прислушивается к тому, какую оценку дают его поведению другие.

С.Я. Рубинштейн полагает: ««Самооценка обозначает способность сознания индивида к беспристрастной оценке своей собственной личности, в общем, ее потенциала, способностей, преимуществ, изъянов, а также положения в современном обществе» [9, с. 112].

Немаловажно выделить, то что все дети с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех учащихся с задержкой психического развития являются в той или иной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, проблемы произвольной саморегуляции. Зачастую у таких детей отмечаются вербальные нарушения, а также мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, интеллектуальных способностей и эмоциональной сферы. Все эти нарушения сказываются и на формирования «Образа-Я» в младшем школьном возрасте [8].

Специфические особенности младших школьников с задержкой психического развития заключается в полном признании ими авторитетности взрослых. Дети безоговорочно принимают их мнение и оценку. В таком возрасте самомнение детей напрямую зависит от характера оценок, которые даются взрослыми личностным качествам детей, их успехам в разных разновидностях работы, что оказывает большое влияние на формирование «Образа - Я».

Реальное поведение отражается в учебном процессе, который является одним из важнейших факторов, влияющих на самопознание, формирование самооценки учащихся, по этой причине цель учителя начальных классов понимать психологические особенности, учитывать индивидуальные особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития [1].

Таким образом, основными факторами, оказывающими воздействие на создание самооценки, «Образ-Я» учащихся начальных классов, выступают оценочные влияния педагога, близких, их отношение к учебе.

В.В. Лебединский [6] и М.С. Певзнер [8] считают, что школьники с задержкой психического развития зачастую не могут адекватно оценить свои собственные действия, неверно обосновывают свою оценку, обучаясь в инклюзивной школе чаще наблюдается завышенная самооценка. Исследования свидетельствуют о том, что обучаясь в общеобразовательной школе, у младших школьников с задержкой психического развития обнаружена низкая самооценка, проявление неуверенности в себе и своих силах, на фоне успешных учеников, что влечет за собой отрицательные последствия дальнейшего формирования «Образа-Я».

По мнению Е.М. Мастюковой, «школьники с задержкой психического развития чаще завышают свои возможности, и менее критичны к себе» [7, с. 89].

И.А. Конева считает, что «у младших школьников с задержкой психического развития самооценка неадекватная, и чаще завышенная, а в формирования «Образа – Я» существуют индивидуальные особенности. Часть школьников имели неадекватно завышенную самооценку, что говорит о переоценки своих качеств, возможностей и себя в целом, пытаясь компенсировать имеющиеся нарушения или личный дефект» [5, с.3]. 

Л.С. Выготский отмечает, что формирование «Образа - Я» у младших школьников с задержкой психического развития осуществляется постепенно, продвижение от оценки окружающих к собственной оценке, переход личностных качеств «извне – внутрь», растет эмоционально-ценностная значимость собственного «Я». Однако, у данных школьников особенности еще четко никак не обозначены [4, с. 132].

Подчеркиваем, что «Образ-Я» у младших школьников с задержкой психического развития имеет содержит собственные характерные черты, они выявляются в недостаточном, неправильном восприятии учащимися самих себе, окружающих. Кроме того, им трудно посмотреть на себя глазами окружающих людей. По этой причине именно в этот возрастной период необходимо уделять активное внимание формированию у школьников верного и по возможности четкого понимания себя в качестве личности, представления отношения к ним окружающих людей, а также связи взаимоотношений от наличия у обучающихся тех или иных качеств. Данный возраст считается наиболее сензитивным к восприятию учащимся индивидуальных качеств, а также оценке их со стороны окружающих [1].

О. А. Белобрыкина отмечает, что индивидуальные отношения и оценка своего поведения в коллективе класса у детей с нарушениями возникают со временем и находятся в зависимости от потребности в социальном общении. Самооценка выявляется успехами в учебе, игровой деятельности, работе. От глубокого непонимания положения в группе сверстников школьники переходят к более определенной и адекватной позиции [2].

Таким образом, мы приходим к выводу, что у школьников с задержкой психического развития не сформировано критичное самомнение, которое содержит интуитивный, неустойчивый и слабый характер, и формируется под воздействием окружающей среды и социума. Проявляется такая особенность как селективность по отношению к себе. Не воспринимая все стороны своего «Я», время от времени проявляют к себе симпатию, но не всегда осознают и понимают свои желания и предпочтения, так как их самооценка собственных завышенных возможностей не соответствует реализации реальным возможностям и способностям.

Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что проявления у младших школьников с задержкой психического развития эгоцентризма собственных позиций, неадекватной самооценки, отсутствия ощущения собственного «Я», наличие ощущения превосходства других людей над собой, попытки сконцентрировать внимание окружающих на себе, отсутствие иногда понимания о своих действиях в прошлом, расхождение между реальными и желаемыми предпочтениями свидетельствует о не сформированности в данном возрасте «Образа-Я».

Список литературы

  1. Архиреева, Т.В. Структура образа Я младшего школьника / Т.В. Архиреева // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей / Сост. В.И.Тютюнник. Великий Новгород: НРЦРО. 2019. – 116 с.
  2. Белобрыкина, О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина. СПб.: Речь 2016. – 320 с.
  3. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание / С. Бернс. М. 2000. – 176 с.
  4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: 2019. – 186 с.
  5. Конева, И.А. К проблеме Образа-Я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования 2015. № 2-3.
  6. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. М.: Academia, 2011. – 144 c.
  7. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. М.: Просвещение 2012. – 95 с.
  8. Певзнер, М. С. Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с задержкой психического развития: Дошкольное воспитание. / М.С. Певзнер – № 10. – с.25-30.
  9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт–Петербург: Питер. 2015. – 705 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: