УДК 159.9

Проблема эмоционального выгорания у работников ИТ-сферы

Лапшина Елизавета Александровна – студентка Высшей школы кибертехнологий, математики и статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: В статье исследуется проблема эмоционального выгорания в ИТ-сфере и ее влияние на работников и организации. Обобщаются основные причины выгорания, такие как циклическое обучение, совмещение ролей и дистанционная коммуникация, а также выделяются последствия, включая физическое и психологическое неблагополучие, снижение производительности и качества работы, а также проблемы в коллективе. Предлагаются решения преодоления выгорания, включая развитие эмоционального интеллекта, установление баланса между работой и личной жизнью, создание здоровье-сберегающей организационной среды и обучение цифровой гигиене. Также подчеркивается важность принятия мер для предотвращения проблемы и управления факторами эмоционального выгорания, призывая организации и работников ИТ-сферы активнее обращать внимание на эту проблему.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, ИТ-сфера, причины, последствия, решения, эмоциональный интеллект, техностресс.

Профессия ИТ-специалиста сегодня является одной из самых востребованных и привлекательных в мире. Она предлагает хорошую заработную плату, гибкий рабочий график, возможность удаленной работы и меньшую коммуникацию с людьми по сравнению с некоторыми другими профессиональными сферами. Однако, несмотря на все эти преимущества, ИТ-специалисты подвержены высокому риску эмоционального выгорания.

Термин «ИТ-специалист» охватывает широкий спектр профессий, связанных с разработкой и внедрением цифровых технологий. В эту категорию входят системные администраторы, разработчики, постановщики задач, программисты, администраторы баз данных, специалисты по информационной безопасности, веб-дизайнеры, тестировщики, 3D-аниматоры, специалисты по робототехнике, инженеры и аналитики данных, и многие другие.

В 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг ввел научное понятие профессионального выгорания (professional burnout) которое описывало состояние деморализации, бесчувственности, разочарования, бесполезности и изнеможения, характерное для людей, работающих в тех профессиях, которые он обозначил как «помогающие» - те, чья деятельность подразумевает тесный контакт с людьми.[8]

Однако со временем понятие выгорания стало рассматриваться в широком контексте. Сегодня считается, что выгорание может возникнуть в любой профессиональной сфере. Одной из основных причин называют стрессы, которые приводят к эмоциональному истощению и потере интереса к работе. Вплоть до настоящего времени выгорание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-11) в качестве синдрома, вызванного хроническим стрессом на рабочем месте. Таким образом, общество признало профессиональное выгорание проблемой.

Существует несколько подходов к изучению феномена профессионального выгорания. С начала 1980-х годов активно проводились исследования этой проблемы, и был разработан «Опросник Маслач» для измерения уровня выгорания. Один из подходов, известный как процессуальный подход, рассматривает выгорание как динамический процесс, проходящий через определенные фазы и уровни развития. Согласно трехфакторной модели Катарины Маслач и Сьюзан Джексон, синдром выгорания включает следующие составляющие:

  1. Эмоциональное истощение: это основной симптом выгорания, который проявляется в снижении эмоционального фона, апатии, отсутствии эмоциональной реакции.
  2. Деперсонализация: это отстраненность в коммуникации, неадекватные отношения с другими людьми, негативное отношение к клиентам или коллегам.
  3. Редукция личных достижений: это тенденция негативно оценивать свои профессиональные достижения и успехи, сомневаться в своих способностях, испытывать негативные эмоции по отношению к своей работе.

В российских исследованиях часто используются два понятия: «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание». Оба термина в основном связаны с субфактором эмоционального истощения. Например, психолог Виктор Бойко рассматривает синдром эмоционального выгорания как психологический механизм защиты, проявляющийся в полном или частичном исключении эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

С развитием ИТ-профессий, все больше зарубежных и российских исследований предоставляют нам информацию о специфике и масштабах проблемы выгорания среди работников ИТ-отрасли. Например, одно российское исследование было проведено на выборке из 85 мужчин-программистов в возрасте от 19 до 55 лет. Результаты этого исследования показали, что у 68% программистов выявлена высокая или крайне высокая степень выгорания, у 27% степень выгорания была средней, а только у 5% степень выгорания была низкой. [4]

Оказалось, что наибольший вклад в общий показатель выгорания среди ИТ-специалистов вносит параметр редукции личных достижений. Этот параметр проявляется в негативной самооценке компетентности и продуктивности специалистов. Подобные выводы подтверждаются и в ряде зарубежных исследований, где также отмечается, что особенно важными факторами являются деперсонализация и редукция профессиональных достижений, хотя эмоциональное истощение также играет свою роль. [7]

Рассмотрим основные причины эмоционального выгорания у работников ИТ-сферы:

  1. Истощение вследствие циклического обучения: постоянное обновление технологий и необходимость постоянного обучения могут привести к усталости и истощению у ИТ-специалистов. Это вызывает необходимость постоянно следовать новым трендам и усваивать новую информацию, что приводит к серьёзным физическим и эмоциональным перегрузкам.
  2. Совмещение функциональных и командных ролей и обязанностей: в ИТ-сфере часто возникает необходимость выполнять разные роли и задачи одновременно. Это приводит к перегрузке нервной системы и потере концентрации, что способствует эмоциональному выгоранию.
  3. Работа стала рассредоточенной как в пространстве, так и во времени: ИТ-специалисты часто сталкиваются с требованиями работы в разных часовых поясах и необходимостью оставаться доступным даже вне собственного рабочего времени. Это приводит к нарушению баланса между работой и личной жизнью, вызывая эмоциональное истощение.
  4. Дистанционная коммуникация: в современной ИТ-сфере коммуникация часто осуществляется через электронные средства связи, такие как электронная почта, чаты и видеоконференции. Ограниченность взаимодействия в реальном времени и отсутствие непосредственной коммуникации с коллегами и клиентами могут усилить ощущение изоляции и привести к эмоциональному выгоранию.
  5. Профессиональные заболевания, такие как техностресс: ИТ-специалисты часто подвергаются высокому уровню технического давления и зависимости от технологий. Необходимость взаимодействия с различными устройствами способна создать серьезные эмоциональные перегрузки. Это может вызывать чувство беспомощности, тревоги и стресс, что в конечном итоге приводит к эмоциональному выгоранию. [6, с. 330-332]

В некоторых случаях мы можем наблюдать проявление нескольких причин единовременно, что усиливает негативное влияние на общий уровень эмоционального выгорания у работников ИТ-сферы. Например, постоянное обновление технологий приводит к необходимости совмещения различных ролей, что, в свою очередь, повышает уровень стресса и истощения. Кроме того, дистанционная коммуникация усиливает ощущение изоляции и утраты связи с коллегами, что также способствует эмоциональному выгоранию.

Профессиональные заболевания, включая техностресс, также сказываются на психическом здоровье ИТ-специалистов. Техностресс возникает из-за интенсивного воздействия высоких технологических требований, информационных перегрузок и зависимости от технологий. Это приводит к чувству беспомощности, тревоге и негативным эмоциям, которые со временем накапливаются и вызывают выгорание.

Все эти причины должны учитываться при разработке стратегий для предотвращения и управления эмоциональным выгоранием у ИТ-специалистов. Для решения проблемы предлагается создавать поддерживающую рабочую среду, обеспечивать баланс работы, личной жизни, предоставлять возможности для обучения и развития, а также регулярную коммуникацию и обратную связь со сотрудниками.

Большинство организаций напрямую заинтересованы в решении этой проблемы, поскольку эмоциональное выгорание у работников ИТ-сферы имеет серьезные последствия не только для самих работников, но и для компаний, в которых они работают.

Постоянный стресс и нагрузки, связанные с работой в ИТ-сфере, приводят к различным физическим и психологическим проблемам. Это включает симптомы физического истощения, бессонницу, головные боли, проблемы со здоровьем и ухудшение общего благополучия работников. Также эмоциональное выгорание существенно снижает производительность и качество работы ИТ-специалистов. Работники, испытывающие выгорание, часто теряют мотивацию и энтузиазм к своей работе, что приводит к снижению продуктивности, ошибкам и задержкам в проектах. Эмоционально истощенные работники испытывают трудности с концентрацией, принятием решений и выполнением задач. Это повышает риск возникновения ошибок и риск неудовлетворенности клиентов, что отрицательно отражается на репутации и успехе организации.

Выгорание также приводит к напряженности и конфликтам внутри коллектива. Истощенные работники становятся менее терпимыми, раздражительными и в меньшей степени способными эффективно взаимодействовать с коллегами. Это создаёт негативную атмосферу в команде и ухудшает коллективную работоспособность.

Управление эмоциональным выгоранием и создание поддерживающей рабочей среды становится важной задачей для организаций, чтобы снизить эти негативные последствия и обеспечить благополучие и эффективность своих работников. [1]

Для преодоления эмоционального выгорания у работников ИТ-сферы предлагается использовать следующие решения:

  1. Развитие эмоционального интеллекта: улучшение навыков эмоционального интеллекта помогает работникам эффективнее управлять своими эмоциями, развивать эмпатию и улучшает коммуникацию с коллегами. Это обеспечит снижения уровня стресса и повысит способность к саморегуляции. [5, с. 13-14]
  2. Баланс работы и личной жизни: важно создать равновесие между рабочими обязанностями и личной жизнью. Это включает установление границ и пределов работы, отведение времени для отдыха, занятий хобби, спорта и общения с семьей и друзьями. Однако стоит учитывать индивидуальные особенности работников.
  3. Здоровьесберегающая организационная среда: организации должны создавать условия, положительно влияющие на здоровье и благополучие работников. Это предполагает гибкий график работы, программы по управлению стрессом и тренинги по повышению самоэффективности. Важно также обеспечить поддержку и понимание руководства в отношении эмоционального благополучия сотрудников. А также лояльного отношения сотрудников к изменениям.[2, с. 185-187]
  4. Профориентация: молодые люди часто выбирают профессию в сфере информационных технологий, не основываясь на своих истинных интересах и склонностях, а исключительно с целью получения финансовых преимуществ. Своевременное тестирование на профессиональную предрасположенность даст возможность правильно оценить выбор дальнейшей специальности.
  5. Обучение «цифровой гигиене»: Работники ИТ-сферы должны быть обучены навыкам эффективного управления цифровой средой. Это включает умение управлять информационным потоком, правильное использование технологий и эффективную организацию рабочего пространства. [3, с. 38-42]
  6. Тестирование и мониторинг. Исследование компаниями факторов возникновения выгорания и регулярный мониторинг уровня стрессоустойчивости своих работников может помочь своевременно заметить симптомы эмоционального истощения или вовсе предотвратить его.

Эти решения предназначены для того, чтобы помочь работникам ИТ-сферы справиться с эмоциональным выгоранием, повысить их благополучие и улучшить результативность работы. При этом, эти решения должны стать частью корпоративной стратегии, должны признаваться ценностью организационной культуры компании.

Значимость принятия мер для предотвращения и управления проблемой эмоционального выгорания в ИТ-сфере неоспорима. Организации должны уделять больше внимания психологическому благополучию своих сотрудников, создавать условия для развития и поддержки, а также реализовывать корпоративные практики самоконтроля и самопомощи. Работники также должны быть активно вовлечены в процесс преодоления выгорания, осознавать свои потребности и заботиться о своем физическом и эмоциональном благополучии.

Итак, решение проблемы эмоционального выгорания в ИТ-сфере требует совместных усилий организации и её работников. Создание в организациях ИТ-сферы поддерживающей среды, развитие эмоциональной компетентности и осознанное управление стрессом помогут снизить риски выгорания и обеспечить здоровье и эмоциональное благополучие. Это позволит не только повысить качество работы и удовлетворенность сотрудников, но и снизить текучесть кадров, улучшить рабочую атмосферу и продуктивность командной работы.

Список литературы

  1. Алибутаев Александр Казибутаевич, Силакова Любовь Владимировна. Исследование методов и инструментов предотвращения эмоционального выгорания у сотрудников IT-компаний // Московский экономический журнал. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-metodov-i-instrumentov-predotvrascheniya-emotsionalnogo-vygoraniya-u-sotrudnikov-it-kompaniy (дата обращения: 17.05.2023).
  2. Андрей М. Особенности мотивации труда ИТ-специалистов // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. Vol. 2, № 28. P. 185-189.
  3. Водопьянова Н. Противодействие Синдрому Выгорания В Контексте Ресурсной Концепции Человека // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2011. № 2. P. 38-50.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
  5. Гинзбург Д. Актуальность психологии в различных сферах профессиональной деятельности современного человека // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. № 8. P. 13-16.
  6. Корж, Е. М. Проблема эмоционального выгорания в сфере информационных технологий / Е. М. Корж, Ю. М. Нужненко // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : Сборник статей и тезисов, Москва, 26–27 апреля 2022 года / Главный редактор А.А. Панарин. Том 8. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. – С. 330-334. – EDN MOMRIY.
  7. Научно-образовательный портал IQ ВШЭ. Как выгорают ИТ- специалисты — чем дольше в профессии, тем выше риски. Селина М.В. 15.05.2023. URL: https://iq.hse.ru/news/833393753.html (дата обращения: 17.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: