УДК 316.6
Предотвращение насилия и жестокого обращения с ребенком в семье
Нуркамилова Бактыгул Нуркамиловна – преподаватель Гуманитарно-технологического колледжа Oшского технологического университета.
Тобокелов Бексултан Жоомартович – преподаватель Гуманитарно-технологического колледжа Oшского технологического университета.
Aннотация: Проблема принуждения и жестокого обращения с детьми остается в современной обществе одной из наиболее острых и актуальных. Oтносительно недавно, всего два десятилетия назад, эта проблема была закрыта для обсуждения и исследований. Cегодня насилие над ребенком признается многими исследователями и практиками как серьезное травматическое влияние на развитие личности и здоровье детям. Исследователями выделяются следующие виды принуждения: физическое, сексуальное, психологическое и эмоциональное.
Ключевые слова: насилие, жестока, человек, социальный, исследования, общества.
Менталитет нашего общества и принятая в нем модель воспитания серьезно осложняют задачу диагностики и выявления случаев физического принуждения и насилия над детьми в семьях. Люди готовы признавать насильником лишь крайне жестокого человека, который применяет особенно жесткие меры наказания. В то же время порка, подзатыльники, шлепки в отношении ребенка считаются чем-то вполне обыденным, более того, их признают эффективным методом воспитательной работы.
На самом же деле под физическим насилием необходимо понимать нанесение ребенку как физических травм или телесных повреждений, причиняющих вред здоровью и развитию личности. Насилие может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. Его источниками выступают как родители или заменяющие их лица, так и воспитатели, педагоги и другие взрослые.
Психолог, специализирующийся на проблемах принуждения и жестокого обращения с детьми, Н.O. Зиновьева считает, что физическое насилие – это тип отношения взрослого с ребенком, при котором последний умышленно делается психически и физически уязвимым, подвергается телесным наказаниям.
Исследования показывают, что физическому насилию в разных формах как методу принуждения подвергается до 60% детей. Эта цифра меняется в зависимости от страны. У нас в государстве достоверной статистики нет, тем более часто насилие над детьми является скрытым – внешних признаков, по которым бы можно было его установить, не остается. Если видимые следы и есть, то их нередко маскируют под бытовые травмы, спортивные повреждения.
В категорию физического насилие помимо побоев входят также и вовлечение несовершеннолетних в процессы употребления спиртных напитков и наркотиков, отравление одурманивающими веществами или медицинскими препаратами (к примеру, снотворным, которое не было прописано врачом), попытки утопления либо удушения.
Под физическим насилием стоит понимать и любые другие действия, которые причиняют вред детскому здоровью или ставят под угрозу их жизни:
- оставление ребенка на улице или с открытыми окнами без теплой одежды при низкой температуре;
- длительное заточение в кладовой, ванной, туалете или другой комнате;
- лишение еды и питья и т. д.
Еще к физическому насилию относят действия, нарушающие режим дня ребенка, например, когда его будят ночью для выполнения каких-либо поручений.
Чистого физического насилия над детьми практически не существует. Зачастую оно соседствует с психологическим и эмоциональным насилием, пренебрежением базовыми нуждами ребенка.
Детский невролог Дж. Коффи еще во второй половине прошлого века описал особую форму принуждения, которая встречалась у совсем маленьких детей – младенцев и новорожденных. Ее признаком выступали гематомы, а нередко и переломы трубчатых костей, характерные при травмах головы и резких движениях головой.
Проблема физического принуждения и насилия обостряется еще и тем, что практически всегда приводит к развитию у детей социально неприемлемых поведенческих реакций. К ним относятся:
- агрессия;
- конфликтность;
- антиобщественные поступки и действия;
- неконтролируемые поведенческие реакции;
- демонстративные проявления неповиновения;
- приступы гнева;
- гиперактивность;
- различные правонарушения.
Как показывают исследования, модели поведения, в том числе и девиантные, в основном черпаются ребенком из семьи. Также дети могут перенимать поведение сверстников, ориентироваться на поведение, демонстрируемое СМИ. В силу этого физические наказания от значимых взрослых становятся причиной усвоения ребенком агрессивной модели поведения, неконтролируемого поведения. А если ребенок проявляет агрессию до школы и в начальной школе, то у него значительно возрастают шансы стать асоциальным элементом в будущем.
У физического принуждения и насилия немало последствий. Наиболее серьезными из них являются нарушение здоровья, а иногда и риски для жизни ребенка. Психологические последствия не менее важны.
Фактически каждый случай физического насилия негативно сказывается на самооценке и чувстве самоуважения ребенка. Малыш не может чувствовать себя в безопасности и доверять окружающим.
Отголоски физического насилия в детстве наблюдаются на всех последующих этапах развития личности человека. Оно ведет к появлению таких черт характера как высокий уровень агрессивности, повышенная тревожность, отсутствие эмоционального сопереживания другим людям, низкая самооценка. У человека, который в юные годы подвергался насилию, высокие шансы пристраститься к спиртному, наркотикам. Под действием физического принуждения дети медленнее развиваются, как психологически, так и физически. У них часто возникают неврозоподобные проявления, например, расстройства пищевого поведения или проблемы со сном, тики, страхи и фобии, энкопрез и энурез.
В 3-6 лет признаками физического насилия могут выступать такие проявления как:
- примирение с насилием, которое выражается в отсутствии попыток сопротивляться, пассивном отношении к боли;
- непереносимость критики, замечаний, старание угодить и уступить другим даже во вред себе;
- копирование взрослого поведения;
- агрессивность и негативизм;
- склонность ко лжи, воровству;
- жестокое отношение к животным;
- пиромания.
В младшем школьном возрасте дети, которые подвергаются насилию в семье, стараются скрыть травмы и их причину, отстраняются от коллектива, бояться идти домой после занятий. У них могут отмечаться странные пищевые пристрастия, например, желание есть насекомых или штукатурку.
Список литературы
- Волкова E.Н., Исаева O.М. Школьное и домашнее насилие: взаимосвязь и взаимная обусловленность // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. C. 56–64.
- Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. C. 46–72.
- Догадина М.A. Oсобенности психосексуального развития малолетних и несовершеннолетних потерпевших – жертв сексуального принуждения: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1998.
- Догадина М.A., Пережогин Л.O. Cексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. М.: Cам себе адвокат, 2002.
- Захарова E.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. 1996. № 6. C. 96–104.
- Защита детей от жестокого обращения / под ред E.Н. Волковой. CПб.: Питер, 2007. 8. Зиновьева Н.O., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия принуждения. Ребенок в кризисной ситуации. CПб.: Речь, 2003.