УДК 612.821.7:364.624.6

Корреляция между уровнями депривации сна и тревожности

Панова Александра Олеговна – студентка Педиатрического факультета Уральского государственного медицинского университета.

Емельянова Светлана Дмитриевна – студентка Педиатрического факультета Уральского государственного медицинского университета.

Научный руководитель Зерчанинова Елена Игоревна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры Нормальной физиологии Уральского государственного медицинского университета.

Научный руководитель Капралов Алексей Иванович – ассистент кафедры Нормальной физиологии Уральского государственного медицинского университета.

Аннотация: Существует множество исследований, которые обнаружили положительную корреляцию между уровнями депривации сна и тревожности. Отсутствие достаточного количества сна может вызывать повышенную тревогу и беспокойство, а также ухудшение настроения и увеличение уровня стресса. В статье представлены результаты исследования возможной корреляции между уровнем депривации сна и тревоги среди студентов Уральского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: депривация сна, тревога, тревожность.

Цель исследования: целью нашего исследования – установить возможную корреляцию между уровнем тревожности и нарушением сна среди студентов Уральского Государственного Медицинского Университета.

Задачи исследования: провести опрос среди студентов УГМУ для установления уровня тревожности и депривации сна с помощью опросника Цунга и ISI; проанализировать полученные результаты и сделать выводы по ним.

Понятие тревожности

Говоря о тревожности и тревоги, стоит отметить, что в отечественной литературе эти термины часто могут использоваться как синонимы [1, с. 46]. Несмотря на это, необходимо понимать, что если тревога – явление эпизодическое, вызванное каким-либо фактором, то тревожность, в свою очередь, растянута во времени и не связана с какой-либо ситуацией [2, с. 18]. Преморбидом к тревожности являются индивидуально-личностные особенности, например, тревожно-мнительные черты характера, а также некоторые акцентуации. 

Тревожность – стойкое состояние психического напряжения, часто пациенты могут описывать это таким образом: “Я чувствую, что со мной произойдет нечто ужасное”. То есть, можно сделать вывод о том, что тревожность не связана с конкретным психотравмирующим фактором, однако он может послужить неким триггером к возникновению описываемого состояния. Люди, подверженные испытывать тревожность могу расценивать окружающую среду как враждебную, потенциально несущую угрозу.

Понятие депривации сна

Сон – важнейший механизм, обеспечивающий физическое и психологическое здоровье человека, и состоящий из двух фаз: медленного сна (ортодоксального), ответственного за процессы самообновления, восстановления, роста клеток и тканей, а также быстрого сна (парадоксального), который связан, в свою очередь, с обеспечением анализа, переработки и обмена информации [3, с. 109].

Депривация сна – это состояние, при котором человек испытывает недостаток сна продолжительное время, что приводит к негативным последствиям. Кратковременная депривация сна может послужить причиной ухудшения настроения, снижения концентрации и работоспособности, тревоги. В случаях, когда нарушение сна беспокоит человека в течении длительного периода, отмечается возникновение состояния хронической усталости, нарушений со стороны психической и иммунной систем. То есть, долговременная депривация сна может выступать как дополнительный источник стресса.

Тем не менее, стоит отметить, что тревожность также может послужить причиной расстройства сна – если человек сенсибилен к стрессовому фактору [4, с. 72]. Повышенный уровень тревожности влияет не только на непрерывность и глубину ортодоксального сна, но и нарушает последовательность, очередность фаз. “Одна ночь лишения сна сопровождается усилением реакции миндалины на влияние негативного стрессового фактора со снижением функциональной связи между миндалевидным телом и медиальной префронтальной корой” [3, с. 110].

Многие исследования установили, что расстройства сна приводят к нарушениям со стороны исполнительных функций, ответственных за контролирование и саморегуляцию поведенческих реакций. Стоит отметить, что эти нарушения могут сопровождаться торможением процессов, касающихся и состояния тревожности [3, с. 110]. Невозможность саморегулирования процессов, связанных с тревогой, приводят к дезадаптивному повторяющемуся мышлению, иначе говоря к состоянию руминации.

Используемые методы оценки уровня депривации сна и тревожности

Для исследования уровня тревожности среди студентов мы использовали клиническую методику – шкалу оценки тревоги, разработанную Уильямом Цунгом в 1971 году. Этот опросник состоит из 20 вопросов, оценивающих различные проявления тревожности: беспокойство, напряжение, страх и др. Каждое утверждение имеет 4 варианта ответов: "никогда", "иногда", "часто" и "очень часто". Оценка по шкале Цунга позволяет определить уровень тревожности у человека. Если общий балл находится в диапазоне от 20 до 44, то уровень тревожности считается низким. Если балл находится в диапазоне от 45 до 59, то уровень считается умеренным. Если балл находится в диапазоне от 60 до 80, то уровень тревожности считается высоким.

Для исследования и оценки депривации сна мы использовали краткий опросник ISI (Insomnia Severity Index). Он используется для оценки тяжести бессонницы у взрослых. Опросник состоит из семи вопросов, которые охватывают такие аспекты бессонницы, как продолжительность засыпания, продолжительность сна, качество сна, частота пробуждений, утомляемость днем, влияние бессонницы на настроение и функционирование в повседневной жизни. Каждый вопрос оценивается по шкале от 0 до 4 баллов, итоговый балл опросника может быть от 0 до 28 баллов, где более высокий балл указывает на более тяжелую форму бессонницы. Данный опросник является валидным, что доказывает его эффективность и применяемость к оценки депривации сна.

Результаты исследования

В ходе статистического анализа данных, полученных в результате опроса, была выявлена зависимость между ухудшением качества сна и наличием среднего или высокого уровня тревожности у студентов. Объем исследуемой выборки составил 30 человек, у 36,7% опрошенных выявлено повышение уровня тревожности, а депривация сна наблюдалась у 50%, таким образом 30% студентов сталкивается с бессонницей и отличаются повышенной тревожностью.

1

Диаграмма 1. Оценка уровня тревожности.

2

Диаграмма 2. Оценка уровня депривации сна.

Выборка включала 30 человек, при анализе полученных данных в исследуемой выборке среднее значение составило 32,1 (ДИ=0,18; p=0,05) для первой переменной (уровень тревожности, далее переменная 1) и 13,0 (ДИ=0,1; p=0,05) для второй переменной (уровень депривации сна, далее переменная 2), значения обеих переменных подчиняются нормальному распределению, так как для переменной 1 As=0,45 (при критическом значении As=0,66; p=0,05); Ex=0,76 (при критическом значении Ex=0,86; p=0,05), для переменной 2 As=0,32 (при критическом значении As=0,66; p=0,05); Ex=0,83 (при критическом значении Ex=0,86; p=0,05). В ходе вычислений использованы методы описательной статистики.

Для дальнейшей проверки полученных данных мы использовали коэффициент Стьюдента (так как он является параметрическим критерием), в ходе вычислений необходимо сформулировать 2 гипотезы, при этом: H0 – связь между полученными данными носит случайный характер и не является статистически значимой, H1 – связь между полученными данными статистически значима и вызвана повышением уровня тревожности в условиях депривации сна. В процессе расчетов получены следующие показатели: t-статистика=5,83 (по модулю), что больше критического значения (1,68). Такой результат позволяет нам опровергнуть нулевую гипотезу и признать ее несостоятельной. В ходе вычислений использован двухвыборочный t-тест.

Корреляция между исследуемыми переменными составила 0,52 (Корреляция Пирсона) что свидетельствует о наличии средней статистической связи.

Таблица 1. Описательная статистика. Нормальное распределение.

Переменная 1

Переменная 2

Среднее

32,1

Среднее

13,00

Стандартная ошибка

2,86

Стандартная ошибка

1,59

Медиана

40,5

Медиана

12,50

Мода

46

Мода

18,00

Стандартное отклонение

15,67

Стандартное отклонение

8,71

Дисперсия выборки

245,61

Дисперсия выборки

75,93

Эксцесс

-0,76

Эксцесс

-0,83

Асимметричность

-0,45

Асимметричность

0,32

Интервал

43

Интервал

30

Минимум

7

Минимум

0

Максимум

50

Максимум

30

Сумма

963

Сумма

390

Счет

30

Счет

30

Таблица 2. Коэффициент Корреляции.

 

Переменная 1

Переменная 2

Среднее

13,00

32,10

Дисперсия

75,93

245,61

Наблюдения

30,00

30,00

Корреляция Пирсона

0,52

 

Гипотетическая разность средних

0,00

 

df

29,00

 

t-статистика

-7,84

 

P(T<=t) одностороннее

0,00

 

t критическое одностороннее

1,70

 

P(T<=t) двухстороннее

0,00

 

t критическое двухстороннее

2,05

 

Таблица 3. Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями.

Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями

 

Переменная 1

Переменная 2

Среднее

13,00

32,10

Дисперсия

75,93

245,61

Наблюдения

30,00

30,00

Гипотетическая разность средних

0,00

 

df

45,00

 

t-статистика

-5,83

 

P(T<=t) одностороннее

0,00

 

t критическое одностороннее

1,68

 

P(T<=t) двухстороннее

0,00

 

t критическое двухстороннее

2,01

 


Выводы

  1. В процессе изучения и анализа полученных в результате опроса данных была выявлена зависимость между уровнем тревожности и депривацией сна среди студентов Уральского Государственного Медицинского Университета, так как в ходе статистических расчетов была выявлен средний уровень корреляции, а значит оба эти состояния находятся в тесной взаимосвязи.
  2. Корреляционная связь между повышением уровня тревожности и бессонницей средняя прямая, что доказывает возможность повышения уровня тревожности на фоне депривации сна.

Список литературы

  1. Ибахаджиева Л.А. "Тревожность" как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления // МНИЖ. – 2021. – №11-4 (113). – С. 45-49.
  2. Мисунов С.Н.. "Понятие тревожности" // Вестник науки. – 2021. – №2. – С. 17-20.
  3. Эбзеева Е.Ю., Полякова О.А. Тревожные расстройства и нарушения сна // МС. – 2022. – №11. – С. 108-113.
  4. Пчелина П.В., Полуэктов М.Г.. "Эволюция инсомнии: переход из кратковременной в хроническую" // Медицинский совет. – №19 – 2020. – С. 70-77.

Интересная статья? Поделись ей с другими: