УДК 343.214

Проблемы, связанные с практическим применением нормы 263.1 УКРФ

Белов Вадим Вячеславович – магистрант по направлению “Юриспруденция” Волжского государственного университета водного транспорта.

Аннотация: Данная статья посвящена некоторым вопросам, которые связаны с применением на практике статьи 263.1 УК РФ. Автором рассмотрены две проблемы, которые негативно отражаются на правильном применении данной нормы, а именно: неточная дефиниция термина «транспортная безопасность» и многообъектность состава 263.1 УК РФ. В ходе рассмотрения данной проблемы автором предложены следующие тезисы: усовершенствовать термин «транспортная безопасность» путем дополнения его положениями из других нормативно-правовых актов и рассматривать дополнительный и непосредственный объект преступления 263.1 УК РФ в совокупности, а не в разности.

Ключевые слова: транспортная безопасность, преступления на транспорте, объект преступления, многообъектность, правовое регулирование безопасности на транспорте.

Актуальность темы исследования. Норма 263.1 УК РФ на практике применяется крайне редко; следует из официальной статистики судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. Так за 2021 год по части 1 статьи 263.1 УК РФ было осуждено 23 человека, по части 2- 12 человек, по части 3- 8 человек[6]. Автором предполагается, что редкое применение данной нормы свидетельствует о недостатках в данной норме.

По мнению автора, основная проблема редкого применение данной нормы во многом состоит в многогранном понимании термина «транспортная безопасность» и некоторых других аспектов. 

Впервые это определение было замечено в постановлении Правительства РФ от 11 июня 2004 г. №274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» [5] и представлял собой адаптированную версию термина «авиационная безопасность» для наземного транспорта. Далее он был включен во множество нормативно-правовых актов, так как возросла вероятность террористической угрозы. До 2004 года использовался термин «безопасность на транспорте», который включал в себя все возможные виды безопасности: от безопасности эксплуатации транспорта до промышленной безопасности.

В 2010 году после серии террористических актов в Российской Федерации стало очевидно, что требуются коренные изменения в законодательных актах, регулирующих безопасность на транспорте. Они нашли свое отражение в Указе Президента РФ от 31 марта 2010 г. №403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»[4]. Анализируя данный указ, делаем вывод, термин «транспортная безопасность» стал трактоваться, в первую очередь, как степень защищенности от террористических актах и только потом, как степень защищенности от чрезвычайных ситуациях. Положения Указа №403 Президента РФ легли в основу таких терминов, как «акт незаконного вмешательства» и «транспортная безопасность» с небольшими изменениями, например к актам незаконного вмешательства добавили «противоправные действия и бездействия».

Из истории становления термина транспортная безопасность, делаем вывод, что он менялся во многом из-за внешних политических ситуаций. На данный момент, в связи с отсутствием подобных прецедентов этот термин более не придавался изменениям. Однако ученые-правоведы не перестали давать своих мнений относительно трактовки этого термина. К примеру, М. Ю. Лебедева и А. Ю. Пиджаков указывают, что транспортная безопасность это составной термин, который в себя включает не только степень защищенности от террористических актов, но и от техногенных угроз и угроз прочего характера.[9] Автором особо подчеркивается, что технические неисправности на объектах транспортной инфраструктуры также несут прямую угрозу транспортной безопасности. В свою очередь, такие неисправности имеют прямое отношение к дорожно-транспортным происшествием. Автором также предполагается, что транспортная безопасность и безопасность дорожного движения коррелируют. С мнением автора можно согласиться частично в части более широкого трактовки данного термина. Действительно, можно предполагать, что перечень опасностей, которые могут нанести материальный ущерб, причинить вред жизни и здоровью людей гораздо шире, чем закладывает законодатель и законодателю стоило бы заложить в термин «транспортная безопасность» и термин «акт незаконного вмешательства» и другие обстоятельства, от которых государство могло бы защитить людей. Однако, если рассматривать транспортную безопасность как юридический термин, то в него стоит заложить только те угрозы, которые в итоге приведут к появлению юридического факта. Такие явления как оползни, наводнения и другие природные явления, которые возникли и которые нельзя предвидеть и спрогнозировать не нужно закладывать в данный термин.

В части мнения о корреляции терминов транспортная безопасность и безопасность дорожного движения можно также согласиться. Несмотря на кажущуюся схожесть этих понятий, они имеют совершенно разные истоки. Данный термин закреплен в ФЗ № 196-ФЗ [3], к задачам которого отнесли «…защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий…». В свою очередь, термин «транспортная безопасность» закреплен в Федеральном законе от 09.02.2017 №16-ФЗ «О транспортной безопасности»[2], к задачам которого относят «…устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства». Автор делает предположение относительно дополнения одним термином другим и предполагая, что дорожно-транспортные происшествия могут быть также разновидностью актов незаконного вмешательства, поскольку законодатель понимает термин «акт незаконного вмешательства достаточно широко: «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт..».

Предлагается сформулировать новый термин «транспортная безопасность». Под ним будет пониматься, что: транспортная безопасность это состояние защищенности жизни и здоровью людей, материальных ценностей от актов незаконного вмешательстве и (или) дорожно-транспортных происшествий, которые нарушают функционирование транспортного комплекса и от террористических актов и иных угроз, которые напрямую влияют на безопасность функционирования транспортного комплекса».

Ряд других ученых правоведов придерживаются мнения, что статья 263.1 УК РФ применяется редко поскольку вопрос об объекте данного состава преступления до сих пор вызывает споры. Исходя из смысла и структуры строения Особенной части УК РФ, а именно, что главы объединяют статьи с единым видовым объектом, делаем вывод, что непосредственным объектом преступления состава 263.1 УК РФ является общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением требований в области транспортной безопасности. В комментарии к данной статье также законодатель указывает на то, что преступление посягает на транспортную безопасность, то есть непосредственным объектом выступает она, а дополнительным объектом выступает безопасность жизни и здоровья человека, собственность и т.д.

Существует мнение, что данная статья расположена не верно в системе Особенной части УК РФ, поскольку данное преступление посягает на безопасность и должна быть размещена в 24 Главе Особенной части УК РФ «Преступление против общественной опасности». Такое мнение, по мнению автора, является ошибочным, так как в диспозиции нормы указано «нарушение требований в области транспортной безопасности», то есть законодатель закладывают некую профилактическую функцию в данную норму. Также 27 глава была создана специально, чтобы в нее включили преступления на транспорте, 24 глава, в свою очередь, включает в себя преступления, которые покушаются на безопасность в принципе. Хоть и в диспозициях некоторых норм 24 главы Особенной части звучат такие слова как «нарушение требований», «нарушение правил».

Обсуждение учеными природы объекта состава 263.1, по мнению автора, ведется до сих пор, поскольку законодатель сам оставил поле для размышления. Как было описано выше, законодатель посчитал нужным указать на сразу два объекта данного состава преступления. В данном случае уместен термин «многообъектность». Здесь в качестве объекта можно еще выделить: «безопасность эксплуатации транспортных средств, безопасность эксплуатации инфраструктур, жизнь и здоровье людей». Законом предусмотрен достаточно большое количество нормативно-правовых актов, которые регулируют и охраняют эти общественные отношения. Ведется данная дискуссия, поскольку четкое определение объекта преступления является гарантией разграничения от схожих объектов преступлений и правильного применения нормы.

А. Ш. Габдрахманов[7] попытался объединить непосредственный и дополнительный объект преступления и определил, что «объектом данного состава преступления является жизнь и здоровье людей в процессе эксплуатации и использования соответствующих видов транспорта». Автором наблюдается ретроспективный взгляд А. Ш. Габдрахманова на определение объекта, так как фраза «соответствующий вид транспорта» говорит о попытке объединить все виды безопасности на всех видах транспорта, как это было до 2004 года, когда термин «транспортная безопасность» в постановлении Правительства РФ от 11 июня 2004 г. №274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» еще не был введен в правовой обиход. Также такой подход мешает разграничить схожие составы преступлений, не говоря о том, что обеспечение безопасности на различных видах транспорта регулируются разными законами. Более того, в данной интерпретации игнорируются правоотношения, регулирующие имущественную безопасность. Автор делает вывод, что такое определение природы объекта данного состава преступления ошибочный.

А. И. Коробеев считает существование дополнительного объекта в составе 263.1 УК РФ факультативным, так как обязательным и единственным условием безопасного функционирования и эксплуатации транспорта является отсутствие угрозы жизни и здоровью людей.[8] Другими словами, вследствие безаварийного функционирования транспорта исключается причинение вреда жизни и здоровью людей, транспортным средствам, материальным ценностям. Автор делает вывод, что неправильно понимать природу объекта только как правильную работу и функционирование транспорта ведь, в таком случае, жизнь и здоровье человека отодвигается на второй план, что противоречит положениям статьи 2 Конституции РФ[1] и части 1 статьи 2 УК РФ. Обеспечение права человека на жизнь и здоровье человека должны ставится выше, чем обеспечение безопасности на транспорте.

В связи с озвученными выше тезисами, автором предлагается в качестве объекта преступления, предусмотренным 263.1 УК РФ признавать такие, в результате которых обеспечивается безопасное функционирование транспорта в обеспечение предотвращения вреда здоровью и (или) жизни людей, ущерба имущественным ценностям и окружающей среде при работе транспорта. Такой подход в понимании объекта данного состава не противоречит положениям Конституции РФ и УК РФ, не способствует возникновении дискуссии относительно приоритетности жизни и здоровья человека и транспортной безопасности и наиболее точно отображает сущность правоотношений, складывающихся на транспорте.

Заключение

Таким образом, автором предлагается две меры, которые могут позитивно отразится на применении нормы 263.1 УК РФ. Во-первых, переработать термин «транспортная безопасность», то есть внести в него изменения, направленные на расширение этого понятия. Во-вторых, исключить «многообъектность» в составе 263.1 УК РФ и рассматривать дополнительный и непосредственный объекты состава данного вида преступления вместе.

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 N 16-ФЗ (последняя редакция).
  3. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (последняя редакция).
  4. Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. N 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».
  5. Постановление Правительства РФ от 11.06.2004 N 274 (ред. От 30.09.2022) «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации».
  6. Данные судебной статистики // URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 Дата обращения: 01.02.2023.
  7. Габдрахманов, А. Ш. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (уголовно-правовые и криминологические аспекты) : специальность 12.00.08 "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Габдрахманов Айдар Шамилевич. – Казань, 2007. – 21 с. – EDN ZNFSET.
  8. Коробеев, А. И. Транспортные преступления и транспортная преступность / А. И. Коробеев. – Москва : Издательство "Юрлитинформ", 2015. – 488 с. – (Уголовное право). – ISBN 978-5-4396-0991-8. – EDN TYVRFN.
  9. Лебедева, М. Ю. Дефиниция "транспортная безопасность" / М. Ю. Лебедева, А. Ю. Пиджаков // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2013. – № 196. – С. 67-71. – EDN RHMZGH.

Интересная статья? Поделись ей с другими: