УДК 34

Наднациональное (автономное) право, как правовой феномен современного правового регулирования с преобладающими чертами

Давудов Давуд Ахметович – кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское и международное частное право» Волгоградского государственного университета

Зоркова Ольга Игоревна – студент магистратуры Волгоградского государственного университета

Аннотация: В данной статья рассматривается Наднациональное (автономное) право, как правовой феномен современного правового регулирования с преобладающими чертами.

Ключевые слова: государство, интеграция, союзы, евразийский экономический союз, рыночная экономика, национальное право, международное право.

В состав международного сообщества государств, состоящего из 193 стран-членов ООН, входят государства, имеющие различный уровень развития и отличающиеся своими социально-экономическими и политическими характеристиками. Пути развития каждого государства индивидуальны, однако в настоящее время можно выделить три общих главных процесса в мировом развитии: модернизация («осовременивание»), интеграция (включение и объединение) и глобализация (распространение некоторых общих закономерностей развития на другие страны и народы).

 Обычно процессы научно-технического и социального развития содействуют совместному ускоренному развитию государств и приносят позитивные результаты. Однако в таких процессах возможны негативные явления. Примером этого может быть политическая модернизация по образцам прежних метрополий, которая не соответствовала условиям стран Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и приводила к созданию чуждых и не действовавших конституционных моделей.

Глобализация может жестко ломать привычный уклад и разрушать отношения сложившейся социокультуры, включая иногда положительные стороны прежних традиций, и новые явления не сразу вписываются в жизнь народов.

Излишняя «заинтегрированность» также может носить ущерб, как это произошло в 2014 году с Россией. Однако в целом эти процессы отражают пути развития, которые могут быть полезны для государств, если иметь в виду возможные негативные последствия [4].

В современных условиях результатом процессов является создание массовых интеграционных объединений государств. Они создаются согласно Уставу ООН 1945 года, глава VIII которого закрепляет право на создание таких объединений и определяет условия их создания, которые должны соответствовать целям и принципам Устава ООН. Хотя Устав говорит о создании организаций или органов для разрешения вопросов, связанных с международным миром и безопасностью, в ст. 52 признает, что положения Устава ООН о региональных организациях распространяются также на организации, целью которых является экономическое, социальное и культурное сотрудничество [5].

Устав ООН в главе IX «Международное экономическое и социальное сотрудничество» излагает задачи, связанные с повышением уровня жизни и обеспечением полной занятости населения, а также установлены цели экономического и социального развития.

Современный мир характеризуется наличием межконтинентальных интеграционных объединений, таких как БРИКС, в состав которого входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, а также Индия и Пакистан на особых условиях, Шанхайская организация сотрудничества, в которую входит Россия, и Евразийский экономический союз, созданный в 2014 году. Ряд континентальных интеграционных организаций также присутствуют в мире, включая Организацию американских государств и Африканский союз, который заменил Организацию африканского единства в 2002 году. Региональные объединения также существуют, включая Европейский Союз, Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии и Союзное государство России и Белоруссии.

В международных интеграционных союзах, которые в основном представлены экономическими организациями, всегда преследовались ряд политических целей, таких как поддержание мира и безопасности в регионе. Одни из них также осуществляют проверку выполнения установленных международных стандартов государствами-участниками, например, Совет Европы проверяет права человека и проведение выборов. Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) имеет главным образом политические задачи, но также включает в свои основные документы экономические, социальные и культурные цели.

В Договоре о Евразийском экономическом союзе 2014 г. отмечается, что Союз является региональной экономической интеграционной организацией, при этом подчеркивается необходимость соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также координации политики (ст. 1—3, 5 и другие). Однако, Хартия европейской безопасности 1999 г., принятая политической организацией ОБСЕ, содержит задачи по проведению дальнейших экономических и социальных реформ, содействию развитию рыночной экономики и уделению должного внимания социально-экономическим правам (п. 5).

В региональных объединениях, таких как ЕАЭС, действует система общих таможенных кодексов. Модельные акты принимаются в качестве рекомендаций для государств-членов в Союзном государстве России и Белоруссии. Кроме того, устанавливается контроль за выполнением уставных документов государств-членов, например, Советом Европы. ОБСЕ также осуществляет контроль за выполнением Минских соглашений 2014 года в отношении самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

В уставах организаций редко фиксируется право на вмешательство во внутренние дела государств по отдельным вопросам. Однако, пункт «h» статьи 4 Устава Африканского союза 2002 года предусматривает право Союза вмешаться в дела государства-члена в случае серьезных обстоятельств, таких как военные преступления, геноцид и преступления против человечности, в соответствии с решением Ассамблеи.

Существует мнение о том, что национальное право ЕС обладает рядом особенностей. В первую очередь, наднациональное право формируется благодаря согласованию между государствами-членами, а затем развивается через деятельность правотворческих институтов ЕС. В ходе координации и поиска консенсуса возникает множество актов права Союза.

Во-вторых, право ЕС содержит элементы «мягкого» права из-за способов выполнения некоторых нормативных актов, таких как директивы, которые могут определять государства-члены. Тем не менее, такие акты могут быть приняты против желания государства-члена или его членов. Как было упомянуто ранее, большинство решений принимается голосованием, но меньшинство может заблокировать принятие решения.

Наднациональное право ЕС представляет собой комплексный набор элементов, включающих международное, публичное и частное право, а также «мягкое» и «жесткое» право. Данное право обладает инструментами принуждения для обязательного выполнения обязательств, закрепленных в учредительных документах ЕС, которые должны быть соблюдены всеми членами ЕС. Несмотря на то, что решения принимаются единогласно или консенсусом, при выполнении обязательств все же добиваются согласия сторон, как это было с распределением мигрантов. Именно из-за такого подхода наднациональное право ЕС имеет незавершенный характер.

ЕС не может регулировать определенные отношения, которые упоминались выше, так как это право относится только к государствам-членам. Пока ЕС не станет государством, наднациональное право не будет завершено и не будет иметь возможности завершиться.

Право ЕС в рамках переданных ему полномочий государствами имеет приоритет (верховенство) над внутренним правом государств-участников. Суды и другие органы государства обязаны в первую очередь применять соответствующие акты ЕС, если они изданы по данному вопросу.

На территории государств-членов ЕС правовые акты действуют непосредственно, без необходимости их имплементации или ратификации, и без превращения норм права ЕС в национальное право государств-членов.

Правовые акты ЕС напрямую распространяются на физические и юридические лица, находящиеся на территории государств-членов.

 В результате внутреннее право этих государств становится национальным правом. Характерным чертой права ЕС являются разные методы его применения.

Суд ЕС занимается рассмотрением международных исков, включая проблемы, связанные с возмещением судебных издержек В. Януковича и его сыновей, бывшего президента Украины.

Союз имеет свой Суд и трибуналы, которые, однако, занимаются главным образом делами внутри ЕС, а трибуналы - делами частного характера. Органы государств-членов, включая их суды, применяют и исполняют право ЕС, которое действует непосредственно в этих государствах.

Список литературы

  1. Bradley A. W., Ewing K. D. Constitutional and Administrative Law. 15th ed. L., 2011.
  2. Gicquel J., Gicquel J.-E. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25 éd. P., 2011.
  3. Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im öffentlichen Recht. 18.Aufl. München, 2010.
  4. Нешатаева Т. Н. Интеграция и наднационализм // Российское правосудие. 2014. № 9.
  5. Энтин Л. М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009—2017 гг. Вып. 5. М., 2009
  6. Давудов Д.А., Гусейнова М.О. Философия социальных коммуникаций. 2019. №4 (49).
  7. Иншакова А.О., Николюкин С.В. Трансформация регламентации деятельности и компетенции международного коммерческого арбитража, 2012, Сер. Гражданский и арбитражный процесс
  8. Осадченко Э.О. Проблемы правового регулирования электронных сделок. 2021. Стр. 146-153.

Интересная статья? Поделись ей с другими: