УДК 34

Злоупотребление правом потребителями в договорных отношениях. Проблематика и пути решения

Кучукян Шота Гагикович – студент Юридического факультета Кубанского государственного университета

Научный руководитель Шаповал Ольга Вячеславовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Кубанского государственного университета,

Аннотация: Развитие предпринимательства привело к явлению в договорных отношениях, которое называют злоупотреблением права. Оно является спорной категорией в доктрине гражданского права. Отмечено, что история ее возникновения имеет начало в праве Древнего Рима. В данной статье рассматриваются проблемы применения норм Закона РФ «О защите прав потребителей» и как следствие этого - возможность злоупотребления правом потребителями. Работа посвящена исследованию злоупотребления правом в договорных отношениях: её происхождению, понятию, признакам, проблематике. Анализируя все перечисленные положения, выдвинуты варианты решения.

Ключевые слова: принципы гражданского права, злоупотребление, договорные отношения, неправомерность деяния, потребители, добросовестность.

В начале 20 века основатель популярных и по сей день в Лондоне универмагов Гарри Гордон Селфридж вводил необычное бизнес-решение, а именно: давал покупателям абсолютно все, что им задумается. Считается, что фраза «клиент всегда прав», ставшая одним из основных правил маркетинга, принадлежит именно ему. Очевидны и минусы такого поведения на рынке: нередко потребители переходят пределы положенного поведения и наносят вред противоположной стороне в договорных отношениях.

Понятие "потребительский терроризм" в сфере строительных организаций вошло в лексикон относительно недавно. Под этим имеют в виду избыточную строгость со стороны участников договора долевого строительства, проявляемую ими во время приемки недвижимого имущества. Да, принимающая сторона имеет право требовать соответствующий условиям этого договора товар, однако бывают случаи и неоправданных требований, связанных с личным желанием получить больше, чем обговаривалось.

В российском обществе принято, что в нынешнем виде злоупотребление правом появилось изначально в традиционно капиталистических странах. Подсмотрев за западными "коллегами", которые судебными тяжбами добиваются огромных компенсаций, например, за пролитый по своей же вине кофе, как в знаменитом деле с участием McDonald’s и Стеллы Либек, наши потребители идут в суды иногда с такими же исками.

Тем не менее проблема злоупотребления правом в договорных отношениях имеет давнюю историю: древнеримские юристы сталкивались с ситуациями, когда при реализации лицом предоставленного ему права, доставлялся ущерб другим. Известно, изначально римляне отрицали саму идею о злоупотреблении правом, утверждая, что «никто не считается поступившим злоумышленно, если он пользуется своим правом». Позже это мнение будет ими же подвергнуто критике, и уже в «Институциях» Юстиниана будет закреплено, что «справедливость заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое», т.е. права противоположной стороны тоже должны учитываться [1].

Впервые, в ныне действующих законах, это явление было закреплено в Германском гражданском уложении, вступившем в силу в 1900 году, в пункте 226, где зафиксирована мысль о недопустимости осуществления права исключительно с целью причинения вреда другому.

В современном российском праве основным нормативно-правовым актом, защищающим права потребителей, выступает Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" [2]. Для полного понимания этого нормативного акта следует обратиться к ст. 10 Гражданского кодекса РФ [3], где в ч. 1 закреплено недопущение осуществления гражданских прав с исключительной целью причинить вред другому лицу и действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Но тем не менее, опыт из текущей практики доказывает, что этот правовой механизм не мешает потребителям злоупотреблять своими правами.

Следует отметить также причины, по которым существует это явление:

  • Не полное соответствие закона современным условиям;
  • Наличие излишней лояльности к потребителям со стороны судей;
  • Отсутствие развитой правовой культуры граждан;

В науке гражданского права выделяются два типа злоупотребления правом в договорных отношениях. Первое - это злоупотребление правом, которое совершается в виде действия, осуществляемого исключительно с намерением причинить вред другому лицу (т.е. шикана), а второе – это злоупотребление правом, совершенное без цели нанести вред, но объективно причиняющее такой вред другому лицу. И эта классификация играет значимую роль в судебных разбирательствах, так как в ч. 2 ст. 10 ГК РФ закреплено, что, учитывая последствия и сам характер допущенного злоупотребления, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Также все случаи злоупотребления в целом делятся на две группы: связанные или с материальным, или с процессуальными правами.

Определенные вопросы вызывают и мысли о возможности расценивания злоупотребления правом как деликта и все ли его виды можно считать деликтом. Так, например, В.И. Емельянов, считает, что любое действие, причиняющее вред, является противоправным в силу самого факта причинения вреда, а также то, что шикана представляет собой действия, причиняющие намерено вред, и приходит к выводу, что шикана - это один из случаев деликта. Отсюда, по его мнению, вред, который причиняется по итогам ее совершения, подлежит возмещению на основании ст. 1064 ГК РФ [4, c. 87].

Также, рассуждая на эту тему, считаю необходимым рассмотреть и категорию «добросовестности» в гражданском праве, ведь в ч. 3 ст. 1 ГК РФ она упоминается, а также само злоупотребление правом в ч. 1 ст. 10 ГК РФ называется «недобросовестным осуществлением гражданских прав». В 2013 году были осуществлены поправки в первой части ГК, которые закрепили принцип добросовестности, как важное условие в поведении любых субъектов гражданского права. Этим законодатель установил, что во время осуществления гражданских правоотношений субъекты гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не имеет права извлекать выгоду из своего незаконного или недобросовестного поведения. Вносит ясность в оценке добросовестности поведения лиц Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25: "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" [5]. Там в абз. 3 п. 1 закрепляется: «оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное».

Исходя из всего вышесказанного следует сделать следующие выводы:

  • Одновременно с развитием рынка и экономических отношений набирает обороты и такое сложное и неоднозначное правовое явление, как злоупотребление правом в договорных отношениях;
  • Злоупотребление правом в договорных отношениях считается явлением, известным еще Древнему миру. Однако с тех пор нет стандартного механизма борьбы с ним, а проблема становится все ощутимее;
  • Гражданин-потребитель в отдельных случаях незаконно пользуется своим положением, и именно из-за этого следует разработать комплекс мероприятий по противодействию, при помощи привлечения квалифицированных специалистов из соответствующей области.

Таким образом, в Российской Федерации явно назрела необходимость в приведении в современный вид законодательства в рассматриваемой сфере, включающую в себя также и программы по развитию правовой грамотности потребителей и продавцов-предпринимателей. Также считаю необходимым дополнение Гражданского кодекса РФ специальной нормой, посвященной четко закрепленной ответственности злоупотребляющего потребителя. Тем не менее новые изменения в балансе прав и обязанностей в сфере договорных отношений всегда чувствительны для всего общества, поэтому нахожу необходимым поэтапное введение любых новелл.

Список литературы

  1. Кузин Артемий Александрович Восхождение шиканы к римскому праву // Социально-политические науки. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voshozhdenie-shikany-k-rimskomu-pravu (дата обращения: 05.04.2023).
  2. Собрание законодательства Российской Федерации № 15 от 9 апреля 1992 г. ст. 766
  3. Собрание законодательства Российской Федерации № 32 от 5 декабря 1994 г. ст. 3301
  4. Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. – М.: Лекс-Книга 160 с.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Российская газета. – 2015. 30 июля.

Интересная статья? Поделись ей с другими: