УДК 34

Конституционно-правовой статус политических партий в РФ

Бадмаев Виталий Цыренжапович – магистрант Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова

Аннотация: В статье рассматриваются политические партии и их конституционно-правовой статус. Описывается значение партий в сфере государственной политики. Анализируются различные положения Конституции Российской Федерации и ряда Федеральных законов регулирующих деятельность политических партий. Даются выводы о правовом статусе партий в современной России.

Ключевые слова: политические партии, Конституция РФ, правовое регулирование, конституционно-правовой статус.

Партии выполняют важную роль по выражению интересов и политико-идеологических установок различных групп людей. Различные по своим программам партии группируют вокруг себя людей разнообразных политических взглядов, тем самым обеспечивая здоровую конкуренцию в политике, а также способствуют развитию и поддержанию политического плюрализма в государстве.

Партии находятся на стыке государства и общества. Исторически возникая из групп интересов и политических клубов партии, постепенно превращались в крупные, структурированные организации и с, как правило, развитым управленческим аппаратом. На протяжении истории были примеры того, как политические партии даже сращивались с аппаратом государства. Недавний пример можно было наблюдать в советский период. Поскольку основной целью, провозглашаемой всеми политическими партиями, является достижение и удержание власти, то данные организации так или иначе стремятся провести свои представителей в органы власти. Самый распространенный и обыденный способ, чтобы сделать подобное - это выборы в парламенты разных уровней. Здесь особенно необходимо регулирование деятельности партий.

В связи с этим важным является четкое определение с правовой точки зрения, что такое политическая партия, какие у неё цели, каков её правовой статус. Иными словами партия, как институт государственной политики должна, несомненно, иметь правовое оформление и правовое регулирование. Его основы закладываются, в большинстве случаев, уже в конституции (основном законе) государства. Таким образом, необходимость дать характеристику статуса партий связана с их непосредственной и с участием в формировании государственного аппарата в частности [2, с. 147].

Сегодня статус партий определяется следующими нормативно правовыми актами: Конституция Российской Федерации [6], Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» [7], Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [8], Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [9]. Стоит отметить, что ранее партии являлись с правовой точки зрения общественными организациями. Лишь после внесений поправок в закон они стали самостоятельной организационно-правовой формой общественных объединений [1, с. 518]. Также ряд партий изначально вышли из тех или иных общественных течений. Партийное оформление было своеобразным и закономерным их развитием.

Ст. 30 Конституции РФ закрепляет право людей на объединение. При этом интересным фактом является, что само слово «партия» здесь не употребляется. Однако Конституцией РФ в ст. 13 закрепляется принцип многопартийности. Таким образом, в самой Конституции содержится не так много положений, которые непосредственно бы регулировали и определяли правовой статус партий.

ФЗ № 95-ФЗ «О политических партиях» в полной мере раскрывает правовой статус партий и является основным нормативно правовым актом, регулирующим деятельность этих политических объединений. Данный ФЗ является наследием времен становления политической системы страны и закреплял уже ту фактическую роль партий, которые они выполняли в политической жизни страны. Законодатель в ч.2 ст. 3 ФЗ установил, что партия должна отвечать ряду требований, например, иметь свои представительства не менее чем в половине регионов страны. Что касаемо численности, то в партии должно быть не менее 500 человек. Руководящие органы партии не должны находиться за территорией РФ. В старой редакции требования к партиям были сравнительно строже.

Также стоит рассмотреть ст. 10 данного закона. Этой правовой нормой закрепляется особый статус партий и их членов по отношению к госслужбе. Политические партии и их члены в своей деятельности должны находиться отстраненно от вопросов службы. В случае же нахождения на госслужбе члены партии должны разграничивать интересы службы и партийные цели. При этом в этой же статье подчеркивается роль партий в работе парламентов. Так, к примеру, депутаты ГД РФ могут, а зачастую должны руководствоваться партийными принципами и интересами. Связано это с наличием в парламенте фракций и с партийной дисциплиной. Поэтому, как правило, при устройстве на госслужбу человек приостанавливает свое членство в партии.

В конституционной доктрине говорится о независимости образования партий, а также о двух точках зрения. Последователи либерализма считают, данная независимость должна быть реализована, без ограничений. Другие, обращают внимание на независимость функционирования политических партий в качестве главной характерной черты демократии [4].

Партии являются юридическими лицами. Данное обстоятельство нужно для соответствующего регулирования со стороны государства [3]. При партии для своего полноценного функционирования необходим статус юридического лица.

Политические партий имеют ряд закрепленных законодателем прав. Среди наиболее важных стоит отметить, право партий создавать свои издательства и более того свои СМИ. Право организовывать различного рода мероприятия. Данные права дают партиям эффективно распространять свои взгляды и агитировать людей в свою поддержку. Собственные СМИ позволяют партиям формировать свою уникальную повестку и поддерживать постоянную информационную связь со своими избирателями, партийцами и активными сторонниками. Также это может способствовать привлечению в партийные ряды новых людей. Похожим целям служит возможность организовывать те или иные общественные мероприятия. Проводя митинги или шествия они могут демонстрировать политический вес, привлекать внимание общественности к тем или иным актуальным проблемам, протестовать против того или иного решения, пропагандировать свои взгляды и программные цели, а также способствовать появлению новых сторонников.

Конечно же, стоит упомянуть право партий на участие в выборах. С помощью данного права партии реализуют свою основную цель – получение и удержание политической власти [5, с. 191]. Партии представляют собой электоральные платформы, которые позволяют различным людям проходить и избираться в представительные органы и на выборные должности исполнительной ветви власти. В случае выборов по спискам партийная роль полностью очевидна. Так как здесь только партии выдвигают списки кандидатов. В случае же выборов по мажоритарной системе роль партий также важна, поскольку заручившись поддержкой той или иной политический партии кандидат может миновать весьма трудоемкий процесс сбора подписей для выдвижения, а также во многих случаях «автоматически» получить поддержку постоянно электората партии. Здесь прослеживается ещё одна немаловажная роль партий, а именно отбор и рекрутирования новой политической элиты путем выдвижения из своей среды кандидатов на те или иные должности.

Важным моментом, который стоит отметить при характеристике правового статуса политических партий является то, что партии получают различные меры государственной поддержки, наиболее показательной из которых является финансирование из бюджета. Право на такую меру поддержки имеют партии, у которых федеральный список кандидатов в Госдуму РФ получил не менее трех процентов голосов или чей кандидат в Президенты РФ получил также не менее трех процентов голосов избирателей. Данное обстоятельство подчеркивает, что государство признает важность партий в политическом процессе.

При этом государство, исходя из рациональных побуждений, оказывает поддержку только тем политическим партиям, которые действительно могут эффективно участвовать в избирательном процессе и получили значительное признание со стороны избирателей. Однако по закону партии имеют право отказаться от финансирования со стороны государства. Это может подчеркнуть некую независимость партии от поддержки государства и возможно избавиться от части государственного надзора.

Соответственно партия, ведущая хозяйственную деятельность и проводящая финансовые операции должна направлять отчетность. Ежегодно партии предоставляют сводный финансовый отчёт в ЦИК. Также стоит отметить, что отчетность партий получающих финансирование подлежит аудиту. 

Партия может прекратить свою деятельность по решению своего высшего руководящего органа или по решению ВС РФ. Перечень оснований перечислен в ч. 3 ст. 41 ФЗ-№95. Так или иначе, основания для ликвидации политических партий сводятся к невыполнению предъявляемых в ФЗ и выше уже упомянутых требований.

Таким образом, правовой статус партий основывается на положениях Конституции и Федеральных законах РФ. Законодателем подчеркивается их роль, как участника политического процесса и актора при принятии тех или иных решений. Партии, будучи участниками выборов различных уровней, выступают в роли избирательных объединений, позволяя людям избираться на выборные должности. Партии являются выразителями интересов различных групп людей и обеспечивают эффективную обратную связь для политической системы страны.

Список литературы

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1. 5 изд. – М.: Норма, 2015. – 864 с.
  2. Конюхова И. А. Конституционное право РФ. М., 2018. – 536 с.
  3. Сычева, Ю. В. Анализ изменений законодательства о правовом статусе политических партий в РФ / Ю. В. Сычева // Правовые проблемы укрепления Российской государственности / Под редакцией М.М. Журавлева, А.М. Барнашова, В.М. Зуева. Том Часть 46. – Томск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2010. – С. 89-90. – EDN SWRFCP.
  4. Хайруллина, Д. И. К вопросу о конституционно-правовом статусе и особенностях политических партий в Российской Федерации / Д. И. Хайруллина // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 10 (26). – С. 737-741. – EDN YUDOLB.
  5. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. – М.: Форум-Инфра-М, 1998. - 285 с.
  6. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2023).
  7. Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2023).
  8. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2023).
  9. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: