УДК 342.553

Проблемы правового регулирования предоставления услуг на базе МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода

Пономарев Артем Евгеньевич – магистрант Московского университета им. С.Ю. Витте

Аннотация: В ходе данного исследования была изучена общая характеристика деятельности, структура и функции многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, исследованы основные модели системы организации МФЦ, был проведен анализ нормативно-правового регулирования деятельности многофункциональных центров. Так же, в свою очередь, на примере МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода были выявлены и проанализированы проблемы правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, благодаря чему были разработаны рекомендации по совершенствованию правового процесса предоставления услуг на базе МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: государственные услуги, муниципальные услуги, МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода, режим работы.

Изучив и проанализировав деятельность работы и характеристику МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода в подразделе выше, следует отметить, что, несмотря на преимущества и в основном положительную динамику и хорошие показатели в работе муниципального учреждения, существует и ряд проблем, затрагивающих процесс предоставления услуг. Некоторые проблемы не всегда можно решить на уровне учреждения и связанно это со многими факторами.

В данной работе акцент сделан на проблемах правового регулирования предоставления государственных, муниципальных и иных услуг на базе МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода. Для того, чтобы найти и проанализировать правовые проблемы предоставления услуг необходимо обратиться к Административным регламентам, которыми МКУ «МФЦ» руководствуется при предоставлении тех или иных услуг гражданам.

Количество оказываемых услуг в МКУ «МФЦ» высоко, отсюда вытекает и большой перечень Административных регламентов, к которым обращается «МФЦ» в процессе предоставления услуг, в связи с этим было решено обратиться непосредственно к Административным регламентам Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В первую очередь необходимо проанализировать Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984. В данном Административном регламенте четко прописан круг заявителей, т.е. те категории граждан, которые могут обратиться за этой услугой непосредственного в государственный орган, осуществляющий предоставление данной услуги (на территории г. Нижнего Новгорода это Отдел по вопросам миграции отдела полиции), либо в многофункциональный центр. Так же в нем отражены такие важные сведения как перечень обязательных документов, которые заявитель должен предоставить для получения данной услуги, сроки оказания данных услуг, по каким основаниям гражданин может получить отказ в предоставлении документов и многое другое, что необходимо соблюсти при предоставлении данного вида услуг [2].

Рассматриваемый Административный регламент, на первый взгляд, охватывает всю полноту вопросов, которые могут возникнуть при предоставлении данного вида услуг, но, на практике, сотрудники МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода, а также заявители, обращающиеся в МКУ «МФЦ» по данным услугам, сталкиваются с рядом трудностей и двояким чтением некоторых норм Административного регламента.

В первую очередь хочется обратиться к более определенному виду данной услуги, а именно регистрационный учет по месту жительства (пребывания) несовершеннолетних граждан в возрасте до 14 лет.

Пунктами 44 и 50 Административного регламента установлена обязанность представления паспорта законных представителей или близких родственников, находящихся вместе с несовершеннолетними гражданами, не достигшими 14-летнего возраста [2].

При чтении данной нормы возникают некоторые вопросы. Что законодатель имеет ввиду, когда говорит о том, что законные представители должны предоставить свои паспорта при регистрации несовершеннолетнего ребенка? Они должны предоставить оригиналы или копии паспортов вместе с заявлением или просто показать данные документы сотруднику МКУ «МФЦ»?

Каждый отдел по вопросам миграции отдела полиции Управления Министерства внутренних дел России по городу Нижнему Новгороду ранее расходился во мнениях. Допустим, отдел по вопросам миграции отдела полиции (далее ОВМ ОП) Автозаводского района, читал данный Административный регламент и требовал от сотрудников МКУ «МФЦ» предоставление в ОВМ ОП только копий паспортов законных представителей несовершеннолетнего ребенка, которому осуществляется регистрация. Т.е. граждане, обратившись за данной услугой в МКУ «МФЦ» должны были предоставить свои паспорта сотруднику центра в оригинале, сотрудник тем самым удостоверял их личность, делал копии с оригиналов паспортов и заверял их должным образом. После этого вместе с необходимыми заявлениями отправлял данные копии в ОВМ ОП для осуществления регистрации по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего гражданина.

В то же время, ОВМ ОП Канавинского района г. Нижнего Новгорода интерпретировал для себя данную норму Административного регламента по-своему. Канавинский отдел настаивал на необходимости отправки паспортов законных представителей в ОВМ ОП строго в оригиналах. В свою очередь, Сормовский отдел говорил о необходимости предоставления оригинала паспорта только одного из законных представителей (т.е. паспорт того законного представителя к кому прописывают несовершеннолетнего ребенка). Получалось так, что на территории одного лишь города процесс приёма документов по регистрационному учету несовершеннолетних граждан, не достигших возраста 14 лет, в разных районах кардинально отличался. Но к концу 2022 года ОВМ ОП по городу Нижнему Новгороду пришли к единому мнению по предоставлению данной услуги. Теперь при регистрации несовершеннолетнего ребенка во всех района г. Нижнего Новгорода сотрудникам МКУ «МФЦ» граждане обязаны предоставить оригиналы паспортов обоих родителей (законных представителей) на период предоставления услуги, а это, в свою очередь, порядка 7-10 календарных дней.

На территории города Нижнего Новгорода паспорта предоставляются в оригиналах и сдаются вместе с полным комплектом документов в ОВМ ОП. При этом, забирая оригиналы паспортов обоих родителей, сотрудник МКУ «МФЦ» выдает заявителям только одну опись в приеме документов, в которой указано, что к пакету документов приложены два паспорта. Выдача временного удостоверения личности на период оказания услуги не предусмотрено. У заявителей остается только опись, которая не является юридически значимым документом. Отсюда у граждан возникают трудности, связанные с невозможностью предоставления сразу обоих паспортов на регистрацию несовершеннолетнего ребенка. В качестве реального примера по данной проблеме стоит обратиться к официальной жалобе, поступившей от гражданина 21.02.2020 на имя директора МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода, а также к объяснительной записке от начальника отдела МКУ «МФЦ». В данной жалобе хорошо просматривается проблема сдачи оригиналов паспортов обоих родителей на весь период предоставления услуги (7-10 календарных дней).

Возвращаясь к двоякому чтению норм Административного регламента можно предположить, что в других регионах Российской Федерации интерпретируют норму по-своему. Этого быть не должно, т.к. услуга является государственной и предоставляется на территории всей Российской Федерации, правила должны быть едиными, понятными и прозрачными для каждого региона, города и городского района. На данный момент, Административный регламент по предоставлению регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства (пребывания) этого осуществить не может, что является весьма значимой проблемой.

В первую очередь хотелось бы рассмотреть вопрос об установленных законодательством сроках, в течение которых специалисты многофункциональных центров после принятия полного пакета документов от заявителей должны передать данный пакет в уполномоченный по предоставлению конечного результата орган.

Сотрудник МКУ «МФЦ» передает документы не позднее 3-х календарных дней, а не 3-х рабочих. Учитывая кардинальную разницу в режиме работы многофункциональных центров г. Нижнего Новгорода и отделов по вопросам миграции отделов полиции по г. Нижнему Новгороду, возникает существенная проблема по соблюдению данного срока по передаче пакета документов. Данная ситуация обостряется в период предпраздничных и праздничных дней.

Проанализировав режимы работы обоих учреждений можно отметить то, что документы принятые МКУ «МФЦ» в субботу могут быть доставлены в ОВМ ОП только на третий календарный день после приема пакета документов от заявителя.

Это связано в первую очередь с тем, что после приема документов от заявителя специалист МКУ «МФЦ» формирует пакет документов и передает его главному специалисту на проверку правильности сформированного пакета, затем данный пакет документов отправляется с курьером в головной офис МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода к логистам, которые принимают пакеты документов со всех отделений МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода. Они, в свою очередь, распределяют и направляют все, принятые специалистами центра, документы в соответствующие подразделения уполномоченных на предоставление конечного результата органов.

Учитывая то, что абсолютно все сотрудники МКУ «МФЦ» работают по такому же графику, как и сам многофункциональный центр, независимо от должности и исполняемых обязанностей, можно понять, что главный специалист и логист смогут выполнить свою работу после приема документов специалистом МФЦ только в понедельник, т.к. воскресенье является выходным днем. Но, курьер, в свою очередь, не сможет доставить необходимые документы в ОВМ ОП в понедельник, в связи с тем, что у данного учреждения этот день является нерабочим. Таким образом, МКУ «МФЦ» предоставит пакет документов в ОВМ ОП во вторник, т.е. на третий календарный день со дня приема документов от заявителя. В данных обстоятельствах нет нарушений в сроках по направлению пакета документов в уполномоченный орган, но стоит рассмотреть ситуацию, связанную с праздничными и предпраздничными днями.

В связи с тем, что в марте 2023 года 8, 9, 10 марта являлись нерабочими выходными днями как для МКУ «МФЦ», так и для ОВМ ОП, то можно сделать вывод о том, что документы, принятые специалистом многофункционального центра 7 марта, могут быть отправлены и получены ОВМ ОП только на четвертый календарный день, т.е. в понедельник 11 марта. Но, обращаясь к режиму работу ОВМ ОП, который был рассмотрен выше, можно заметить, что данное учреждение в понедельник не работает и пакеты документов МКУ «МФЦ», таким образом, задерживает у себя еще на один календарный день. Это является существенным нарушением норм административного регламента.

Для предотвращения данных нарушений МКУ «МФЦ» г. Нижнего Новгорода 7 марта сократил время предоставления услуги по выдаче (замене) паспортов РФ до 12:00 часов, для того, чтобы главные специалисты и логисты смогли сформировать полные пакеты документов со всех отделений «МФЦ» и направить их в этот же день в ОВМ ОП. При этом сам многофункциональный центр работал до 19:00, что вызывало у заявителей массу вопросов.

Граждане, которые пришли в МКУ «МФЦ» 7 марта после 12 часов за услугой по выдаче (замене) паспорта РФ были возмущены тем, что не имеют возможности подать документы в этот день и им необходимо повторно явиться в многофункциональный центр для подачи документов 11 марта. Либо гражданин мог подать документы непосредственно в ОВМ ОП 7 марта, но именно в том районном отделе города, в котором зарегистрирован.

В свою очередь, многофункциональные центры г. Нижнего Новгорода принимают документы от заявителей независимо от того, в каком районе Нижнего Новгорода они зарегистрированы. Т.е. отдел МКУ «МФЦ» Канавинского района запросто принимает документы от заявителя на (выдачу) замену паспорта РФ, который зарегистрирован по месту жительства в Советском районе. ОВМ ОП Канавинского района г. Нижнего Новгорода может принимать документы от заявителей, зарегистрированных только в Советском районе г. Нижнего Новгорода. Отсюда можно сделать вывод о том, что гражданам удобнее обращаться за получением данной услуги в многофункциональный центр. Поэтому проблема в установленных административным регламентом сроках по передаче полного пакета документов в уполномоченный на предоставление результата орган от МКУ «МФЦ» является весьма актуальной и требующей незамедлительного решения.

Так же хотелось бы проанализировать процесс предоставления через многофункциональный центр такой муниципальной услуги, как «Выдача опекунам и попечителям разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных на территории муниципального образования «город Нижний Новгород».

Данная услуга предусматривает получение законными представителями несовершеннолетнего ребенка разрешения от отдела опеки и попечительства администрации г. Нижнего Новгорода на продажу или иное распоряжение имуществом несовершеннолетнего ребенка. Зачастую в МКУ «МФЦ» граждане обращаются по данной услуге, в связи с необходимым улучшением жилищных условий, т.е. законные представители несовершеннолетнего ребенка хотят продать квартиру, собственником которой является их несовершеннолетний ребенок и после продажи имеют желание приобрести новую квартиру с большей площадью. Для осуществления данной сделки им необходимо получить разрешение отдела опеки и попечительства на продажу и покупку квартиры.

Процесс приема документов сотрудниками многофункционального центра от заявителей является достаточно трудоемким и продолжительным по времени, в среднем занимает от 60 до 90 минут. Такая продолжительность в первую очередь связана с большим комплектом документов, который заявители должны предоставить по данной услуге.

Стоит обратиться к Постановлению Администрации города Нижнего Новгорода Нижегородской области №5713 от 29.12.2012 г [3].

Пунктом 9.3 данного правового акта установлен обязательный состав документов, необходимых для выдачи разрешений на совершение сделок по отчуждению жилья, где несовершеннолетние являются собственниками или где за несовершеннолетним сохранено право пользования согласно ГК РФ [1].

Таким образом, действительно, видно, что обязательный пакет документов на получение разрешения по совершению сделки от отдела опеки и попечительства весьма значительный. При этом, хотелось бы отметить, что согласно административному регламенту сотрудник многофункционального центра, который ответственен за прием полного пакета документов от заявителя, имеет весьма скупой перечень оснований для отказа в приеме документов.

Отсюда можно сделать вывод о том, что сотрудник принимающий документы от заявителя по предоставлению данного вида услуги при явно выраженной некомплектности документов не имеет никакого права отказать заявителю в приеме документов. Сотрудник МКУ «МФЦ» может только указать заявителю на неполный комплект документов и порекомендовать явиться в МФЦ снова, но уже с полным пакетом необходимых документов.

Как показывает практика, зачастую, граждане настаивают на приеме неполного пакета документов, тем самым, отнимая большое количество времени на процесс приема данной услуги, но в конечном итоге, всё же, получают официальный отказ от отдела опеки и попечительства, который, в свою очередь, приходит в многофункциональный центр через 7-10 календарных дней с момента приема документов от заявителя сотрудником МКУ «МФЦ».

Отсюда следует, вывод о том, что сотрудник МКУ «МФЦ» тратит свое время впустую это порядка 90 минут только лишь на процесс приема пакета документов, который изначально является недостаточным для получения положительного решения от отдела опеки и попечительства на осуществление сделки по распоряжению имуществом несовершеннолетнего ребенка. Так же и сами граждане, в силу своей неосознанности, теряют свое время, т.к. после получения официального отказа от отдела опеки и попечительства по осуществлению сделки из-за представления неполного комплекта документов, граждане обязаны дополнить свой комплект документов недостающими документами. Так же им необходимо заново получить от управляющих организаций справки из лицевого счета и домовой книги, т.к. данные справки действуют ограниченное количество времени. После этого заявитель должен снова обратиться в МКУ «МФЦ» для повторной подачи документов по данной услуге. Получается, что и заявитель, и сотрудник МКУ «МФЦ», а так же специалисты отдела опеки и попечительства в данной ситуации делают двойную работу, хотя на самом начальном этапе этого можно было избежать, если бы сотрудник многофункционального центра имел бы право отказать в приеме неполного комплекта документов.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 (ред. от 13.07.2022) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия») // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Постановление Администрации города Нижнего Новгорода Нижегородской области №5713 от 29.12.2012 г. Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача опекунам и попечителям разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных на территории муниципального образования «город Нижний Новгород» // URL: https://docs.cntd.ru/document/465591266?marker (дата обращения: 02.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: