УДК 342

К вопросу о современном состоянии и механизмах реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации

Модлик Алексей Сергеевич – студент Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Аннотация: В статье предпринимается попытка всестороннего исследования российской антикоррупционной политики, выявляются причины и условия возникновения коррупции, анализируются приоритетные антикоррупционные методы, характеризуется действующий Национальный план противодействия коррупции. В заключении делается вывод о политическом генезе коррупции, сопряженным с отсутствием развитых демократических традиций.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, коррупциогенные факторы, нормативное правовое регулирование, Национальный план противодействия коррупции.

Актуальность выбранной темы статьи определяется тем, что, к сожалению, на сегодняшний день уровень коррупционных проявлений в органах власти и управления заметно снижает эффективность их деятельности по реализации возложенных на них полномочий, наносит значительный экономический ущерб государству и создает реальную угрозу национальной безопасности.

Из вышеозначенной актуальности следует, что в настоящее время в качестве значимой теоретической и практико-ориентированной цели исследования надлежит выделять всестороннее исследование антикоррупционной политики, проводимой в Российской Федерации, в том числе ее современного состояния, а также правовых и организационно-управленческих механизмов реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно выполнить ряд частных задач:

  • выявить причины возникновения коррупции;
  • изучить условия проявления коррупционных действий;
  • проанализировать приоритетные методы по борьбе с коррупцией;
  • охарактеризовать актуальный Национальный план противодействия коррупции.

Решая первую задачу, заметим, что в социуме вне зависимости от конкретно-исторических и ментальных особенностей наблюдаются две основные детерминанты возникновения коррупции, служащие базисными для нарождения остальных причин. Первая детерминанта связывается с фундаментальными психологическими особенностями поведения индивидов, рассматриваемыми в русле бихевиористского подхода в психологии [2, с. 17]. В сущности, суть заключается в том, что поведение людей представляет собой реакцию на определенные стимулы (раздражители) из внешней среды (концепция «стимул-реакция»). Заметим, что бихевиоризм в общественных науках нередко подвергается критике, но тем не менее нельзя отрицать, что в индивидуально определенной жизненной ситуации многие граждане способны продемонстрировать коррупционное поведение. Вторая детерминанта связывается с государством, причем речь идет не о конкретном государстве, а о феномене устройства общества с наличием публичной власти. Соответственно, у определенных лиц, обладающих в силу действующих законоположений властными полномочиями, появляется возможность прямо влиять на жизнь других людей, что делает уполномоченных субъектов объектами целенаправленной коррупционной деятельности со стороны подвластных граждан.

Изучив эти два фактора, можно прийти к простому выводу, что абсолютная победа над коррупцией невозможна. Во-первых, потому, что причина коррупции находится в человеческой психике. Во-вторых, потому, что возможность для коррупции определяется самой спецификой социального, политического и правового устройства.

Коррупция в системе государственной службы порождается множеством условий:

  • недостаточно разработанный закон о противодействии коррупции, что дает возможность уклонения от ответственности;
  • низкий уровень заработной платы, и этот фактор немаловажен, как кажется с первого взгляда, ведь у многих работников заработная плата бывает ниже средней, что и побуждает их идти на коррупционное преступление;
  • невысокий контроль как за подчиненными, так и за руководством, в данном случае причиной взяточничества является терпимость работников органов к коррупционным явлениям и опасно это тем, что порождает целые коррупционные группы, конечно, законодательством это карается серьезнее, но и выявить коррупционную группировку сложнее;
  • набор на государственную службу малоквалифицированных кадров – в данном случае стоит уделить внимание приемной комиссии на кандидатов при поступлении на государственную службу, нужно собирать очень подробную информацию, проводить индивидуальную психологическую проверку [3, с. 45];
  • чувство безнаказанности за содеянное преступление является самой главной причиной коррупции, так как, если лицо взял взятку однажды и почувствовал безнаказанность, то очевидно, что в следующий раз взятка уже будет значительно больше, и коррупционер «входит во вкус» в своей неправомерной деятельности.

Выделяют три действенных метода борьбы с коррупцией:

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание превентивного и пресекательного механизма борьбы с коррупцией;
  • использование экономических способов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции. Помимо всего выше сказанного, важную роль занимает работа с обществом. Речь идет о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационном обеспечении граждан, повышении уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Национальная стратегия противодействия коррупции совершенно адекватно расставляет приоритеты в области борьбы с коррупцией, обращая внимание на необходимость борьбы не с проявлениями коррупции, а с причинами и условиями, ее порождающими. При этом акцент сделан на приоритете законодательных и организационных основах противодействия коррупции. Особое значение среди подзаконных нормативно-правовых актов, определяющих содержание антикоррупционной политики РФ, имеет «Национальный план противодействия коррупции», принимаемый посредством Указа Президента РФ. Именно в нем находят свое закрепление конкретные задачи, подлежащие решению в течение указанного периода, способствующие повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции, определяются необходимые средства и способы воздействия и устанавливаются ответственные за их решение структуры. В настоящее время действует «Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы», который был утвержден одноименным Указом Президента РФ [1].

Учитывая, что коррупция – явление социально-правовое, основными средствами, используемыми в процессе решения данных задач, выступают меры правового регулирования, посредством которых и устанавливается система запретов, ограничений и требований к лицам, осуществляющим государственно-властные и управленческие функции. Значимую роль при этом играют меры уголовно-правового воздействия, посредством которых осуществляется воздействие на наиболее общественно опасные проявления коррупции.

В «Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» сформулированы следующие задачи, имеющие непосредственное отношение к уголовному законодательству РФ:

  • совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
  • систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции.

В заключение заметим, что проблема противодействия коррупции в нашей стране лежит не в правовой, а в политической плоскости. До тех пор, пока мы не освоим демократические традиции, не разовьем народовластие и политическую конкуренцию, проблему коррупции нам не решить. Общество и государственное управление могут регулярно сотрясать различного рода коррупционные разоблачения в высших эшелонах государственной власти, однако содержательно на решении обозначенной проблемы это отражаться не будет.

Список источников

  1. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 34 ст. 6170.
  2. Дегтерев В.С. Роль бихевиоризма в современной социологии // Science Time. 2018. № 7 (55). С. 16-19.
  3. Иванова К.О., Егорова Е.Н. Анализ причин коррупции в правоохранительных органах и методы их противодействия в российском законодательстве // Евразийский союз ученых. 2018. № 1-1 (46). С. 44-47.

Интересная статья? Поделись ей с другими: