УДК 34

К вопросу о правовом закреплении критериев контроля над корпорацией

Портнова Полина Юрьевна – студентка магистерской программы «Корпоративный юрист» факультета подготовки специалистов для судебной системы Российского государственного университета правосудия

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению критериев контроля. В частности, рассматривается понятие контроля, закрепленное в гражданском законодательстве, а также критерии контроля, включенные в нормы отраслевого законодательства. Делается вывод о том, что последние сформулированы более детально.

Ключевые слова: корпорация, контроль, контролирующее должника лицо, критерии контроля.

В ст. 53.1 ГК РФ [1] закреплено, что необходимым условием отнесения лица к контролирующим должника лицам (далее по текст – КДЛ) является возможность дачи должнику указаний для исполнения, которые будут для него обязательными. Также закреплено, что КДЛ может быть признан таковым и в том случае, если он имеет правомочие иным образом определять действия должника. Таким образом в ГК речь идет о фактическом контроле над должником. При этом, законодательство не устанавливает необходимость определения наличия признаков аффилированности. В рамках судебного производства будет иметь юридическое значение значительность влияния на должника, степень которой устанавливает непосредственно суд.

Основания влиятельности КДЛ определяется через определенные факторы, список которых в целом не является исчерпывающим. Так, к таковым можно отнести родство или свойство между ДКЛ и должником, должностное положение; наличие определенных правомочий, определенном например доверенностью, нормативно-правовым актом и т.п. При этом, законодательством о банкротстве установлено, что суд имеет право признания лица КДЛ по иным основаниям. Содержание иных оснований раскрывается в подзаконных актах, в частности, в Письме ФНС России [2]. В частности, к ним относятся неформальные отношения.

В рамках налогового законодательства этот перечень способов дополняется иными особенностями взаимоотношений между КДЛ и корпорацией. Следует отметить, что НК РФ формализует критеральные признаки КДЛ [3].

Критериальные признаки контроля также получили закрепление в отраслевом законодательстве.

Правовая природа контроля содержится в Письме ФНС: в частности, в нем указывается, что юридической сущности предпринимательской деятельности, целью которой является систематическое получение прибыли, противоречит деятельность, осуществляемая с собственным систематическим убытком, но прибылью для иного лица. Исключением является ситуация, когда лицо действует не автономно, а находясь под контролем и действует, по сути, под внешним управлением, хотя сам контроль при этом может быть как прямым (когда КДЛ непосредственно получает выгоды), так и косвенным (при контроле третьего лица). Подобное понимание контроля содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ [4].

Признаки критериев контроля сформулированы в законодательстве о банкротстве [5] – согласно п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве, лицо признается КДЛ, если:

  • такое лицо должно являться либо руководителем должника либо его управляющей организацией, а также – членом исполнительного органа, ликвидаторов либо членом ликвидационной комиссии;
  • в зависимости от организационно-правовой формы лица, КДЛ должно быть правомочно в распоряжении акциями, долями или голосами (рисунок 1).

- указанное лицо должно извлекать выгоду из поведения лиц, перечисленных в п. 1 ст. 53.1 ГК, если это поведение само по себе являлось незаконным либо недобросовестным.

1

Рисунок. 1 Правомочия КДЛ.

Можно отметить также и отдельные отраслевые федеральные законы, содержащие в себе критерии отнесения лица к КДЛ (см. таблицу 1).

Таблица 1. Критерии контроля в отдельных законодательных актах.

2

Так, как видно из таблицы 1, федеральное законодательство об иностранных инвестициях [6], определяет, что КДЛ в отношении корпораций, которые имеют стратегическое значение, может быть определено через определенные признаки. При этом, достаточно наличия единого признака, чтобы определить лицо в качестве КДЛ. Подобные (специфические) признаки КДЛ устанавливает и законодательство о рыболовстве [7].

Следует отметить, что указанные признаки контроля в отраслевом законодательстве сформулированы более детально, нежели в гражданском законодательстве. В этой связи полагаем целесообразным провести унификацию законодательства в данной сфере.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
  2. Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ» // Документ официально опубликован не был. – Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 31. 1998. Ст. 3824.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 3.
  5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
  6. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  7. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

Интересная статья? Поделись ей с другими: