УДК 34

Качество теплоснабжения как предмет рассмотрения судебных споров

Светлополянский Владимир Романович магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: Данная статья призвана рассмотреть некоторые вопросы применительно к качеству теплоснабжения. Так, качество поставляемой тепловой энергии является одним из существенных условий договора теплоснабжения в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что общие положения о качестве теплоснабжения устанавливаются именно Гражданским кодексом Российской Федерации, основу правового регулирования данного института составляет именно специальное отраслевое законодательство, а именно федеральные законы и подзаконные акты. Существует множество судебных споров по поводу качества поставляемой тепловой энергии, в которых теплоснабжающие организации могут злоупотреблять своими правами относительно более слабой стороны, а именно физических лиц, потребляющих тепловую энергию.

Ключевые слова: теплоснабжение, качество теплоснабжения, теплоснабжающая организация, договор теплоснабжения.

В качестве одного из наиболее важных условий договора теплоснабжения является качество отпускаемой энергии. Представленное положение закреплено Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ» [1].

Законодательное определение качества теплоэнергии дано в ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении». Согласно указанной норме, под качеством теплоснабжения понимается совокупность всех установленных нормативно-правовыми актами РФ и (или) договорным соглашением теплоснабжения, характеристик теплоснабжения, включая и термодинамические параметры теплоносителя [3].

 Ввиду того, что качество теплоснабжения крайне часто рассматривается в судах РФ как предмет спора между потребителями и теплоснабжающими организациями в данной статье предпринимается попытка разбора и анализа некоторых вопросов, которые могут существовать на практике при передаче тепловой энергии посредством присоединенной сети абонентам.

Теплосетевые организации, снабжающие потребителей теплом и горячей водой, могут отпускать энергию не надлежащего качества, а именно не соблюдать температурный режим подачи этой самой энергии. В таком случае у потребителя возникает право, согласно ст. 542 ГК РФ, отказаться от оплаты такой энергии, а так же, согласно ст. 475 ГК РФ абонент имеет возможность соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков, возмещение своих расходов на устранение товара и т.д. Однако, в силу определенных свойств, которыми обладает теплоэнергия, а именно в силу невозможности ее накопления, поскольку согласно физическим законам тепло постоянно отдает свою энергию окружающей ее среде, а также в силу непрерывности (за некоторыми исключениями) и неразрывностью процесса производства и потребления, поскольку сразу после нагрева теплоносителя на котельной тепло должно поступать по сетям напрямую к потребителю, не представляется возможным замена товара ненадлежащего качества, а так же, устранение недостатков.

Помимо вышеуказанного, к отношениям, складывающимся по поводу теплоснабжения нельзя применять положения ГК РФ о возможностях покупателя в случае получения товара ненадлежащего качества, поскольку к отдельным видам договора купли-продажи общие положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 ГК РФ, не применяются в силу статьи 454 ГК РФ.

Качество телповой энергии, отпускаемой абонентам, должно соответствовать неким параметрам, а так же определенным стандартам. Данные положения, относящиеся к качеству теплоэнергии, законодательно закреплены в Приказе Госстроя РФ от 21.04.2000 «Об утверждении Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ».

Ими являются:

  1. По энергии, которая отпускается вместе с сетевой водой, – температура в подводящем трубопроводе согласно температурному графику регулирования отпуска тепла, температура воды в подводящем трубопроводе горячего водоснабжения, а также давление в подводящем и отводящем трубопроводах на границе эксплуатационной ответственности;
  2. По энергии, отпускаемой с паром, – температура и давление пара на границе эксплуатационной ответственности. Показателями качества, которые включаются в договорное соглашения теплоснабжения в обязательном порядке, являются следующие: для сетевой воды – соответствие физико-химических характеристик требованиям правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, а воды, используемой для горячего водоснабжения, – также показателям, которые определены и закреплены в соответствующих стандартах на питьевую воду;
  3. Для пара – соответствие физико-химических характеристик показателям, которые определены и закреплены в правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей.

Следовательно, к качественным характеристикам теплоэнергии относится в первую очередь температура, а во вторых давление пара. Однако для «обыкновенного потребителя» важно не то, под каким давлением подается теплоноситель и не температура подаваемой с котельной энергии, а соответствие температурного графика подачи тепла в определенное время года. На практике не редки ситуации, когда с наступлением весны и приходом первого тепла, подача теплоэнергии потребителям прекращается, однако через пару дней, наступают заморозки и в таком случае, температуры в квартирах опускаются весьма значительно.

В ходе практической реализации договора теплоснабжения нередки случаи, когда теплоснабжающие организации нарушают требования к качеству теплоэнергии, абонент, как уже раннее упоминалось, имеет возможность, отказаться от её оплаты, однако у «простого» человека, не имеющего определенной компетенции и специальных знаний в данной области возникают вопросы с возможностью определения качества тепловой энергии. С данной ситуацией может столкнуться каждый житель МКД, и усугубляться такая проблема может и действиями управляющей организации, которая далеко не всегда заинтересована в надлежащем обслуживании МКД. Недобросовестные компании в целях большего извлечения прибыли могут заключать договоры на отпуск недостаточного количества энергии, а платежные квитанции при этом могут содержать существенные суммы, которые не имеют никакого реального соотношения с полученным жильцами МКД теплом.

В практике подобные случаи не являются редкостью или исключением. Однако, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» [2] определяются критерии по установлению фактов, когда конечному потребителю теплоэнергии предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества.

При установлении потребителем отсутствия тепла или его ненадлежащей температуры, он имеет возможность уведомить аварийно-диспетчерскую службу. Максимально допустимое законом время, в течении которого должна быть проведена проверка, составляет 2 часа с момента вызова потребителя, однако такая проверка может производиться и в иное время, удобное абоненту. После проведения проверки, сотрудниками её проводившими составляется акт проведения проверки. Данный акт необходим для последующего судебного разбирательства, если нарушения не будут устранены в срок. В таком акте фиксируются необходимые данные о месте, времени проведения проверки, температуре тепловых приборов. Помимо вышеперечисленного у потребителя есть право на проведение независимой экспертизы, и в если судом будет установлено нарушение, требовать возмещение затрат на проведение такой экспертизы.

Примером, находящим практическое подтверждение вышеуказанных положений является решение Зеленоградского городского суда Красноярского края № 2-970.2018 от 22 ноября 2018 года [4], согласно которому потребитель обратился в суд для перерасчета за поданную горячую воду, поскольку она не соответствовала определенным законом параметрам касаемо её температуры, в доказательство гражданин привел акт проверки согласно которому температурные показатели не соответствовали заявленным и с управляющей организации в судебном порядке взыскали излишне-уплаченные денежные средства, неустойку за пользование излишне-уплаченными денежными средствами, компенсацию морального вреда, а также штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Таким образом, качество поставляемой теплоэнергии относится к одному из наиболее важных условий по договору теплоснабжения, однако на практике не редки случаи, когда теплоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и положением на данном товарном рынке и могут не соблюдать правила относительно качества тепловой энергии, в результате чего страдать вынужден конечный потребитель. Так, если стороной по договору теплоснабжения является физическое лицо, то для него будет крайне сложно доказать свою правоту.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 34.
  2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 17.
  3. Головкина Д.В. Качество энергии - существенное условие договора теплоснабжения // Законодательство и экономика. – 2008. – № 6. – С. 43-45.
  4. Решение Зеленоградского городского суда Красноярского края № 2-970.2018 от 22 ноября 2018 года. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/ca4qcvj3iN19/ (дата обращения 15.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: