УДК 346

Ответственность по договору теплоснабжения. Механизмы снижения нагрузки на теплоснабжающие организации

Светлополянский Владимир Романович – магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с ответственностью по договору теплоснабжения. Стороны соглашения несут ограниченную ответственность. При этом, существует разница в размерах неустойки, которая начисляется неплательщикам физическим лицам и неустойки которая вынуждена платить теплоснабжающая организация поставщикам газа и электричества. В целях снижения нагрузки на теплоснабжающие организации предлагается уменьшить размер неустойки накладываемый на теплоснабжающие организации в отношениях, необходимых для производства тепловой энергии. Иным механизмом снижения нагрузки на теплоснабжающие организации предлагается создание возможности у теплоснабжающих организаций влиять на лишение недобросовестных управляющих многоквартирными домами организаций лицензии.

Ключевые слова: ответственность, договор теплоснабжения, механизм снижения нагрузки, теплоснабжающие организации.

Согласно положениям Гражданского Кодекса, устанавливается полная ответственность лица, нарушившего права и законные интересы других лиц, а именно, возмещение убытков, причиненных иным лицам полностью, однако существуют некоторые ограничения, установленные законом или договором между сторонами гражданского правоотношения. Однако, ввиду объективно существующих факторов, ответственность по договору теплоснабжения существенно ограничена. Согласно ст. 547 ГК РФ [1] по договору теплоснабжения и теплоснабжающая организация, и потребитель несут одинаковую (ограниченную) ответственность в виде возмещения причиненного реального ущерба. Данное положение призвано обезопасить стороны отношений от опасности, с которой связано множество субъектов предпринимательской деятельности, поскольку убытки, причиненные такой деятельностью, могут многократно превысить финансовые возможности этих субъектов. Так же, в данных отношениях реализуется принцип слабой и сильной стороны гражданских правоотношений, поскольку потребитель услуг по договору теплоснабжения, хоть формально и равен теплоснабжающей организации, и имеет возможность отстаивать свои интересы в судебном порядке, но фактически, возможности теплоснабжающих организаций, гораздо шире. Этому способствует штат профессиональных юристов, инженеры, и иные различные специалисты, обладающие достаточным уровнем компетенции в отличии от обычного потребителя – физического лица.

Основной обязанностью потребителей, является оплата поставляемой энергии, однако, влияние различных факторов в виде пандемии 2019-2021 года, нарастающее давление санкций негативно сказываются на платежеспособности населения.

В свете данных событий растут долги за ЖКУ, в частности и за оплату теплоэнергии. Так, в своей статье О.А. Владимирова отмечает: «Несмотря на активное проведение вышеописанных мер по возврату проблемной дебиторской задолженности, ее объем в теплоэнергетических компания растет либо остается на прежнем уровне. Данная динамика указывает ни столько на неэффективность проводимой работы теплоэнергетическими компаниями, сколько на системные проблемы возврата дебиторской задолженности, сложившиеся на рынке тепловой энергии» [2]. В целом, на данный момент в России оплата различных коммунальных услуг разделена на несколько видов, в некоторых домохозяйствах формируют и собирают оплаты по ЖКУ управляющие организации, от деятельности которых зависит последующая оплата в ресурсоснабжающие организации. Другие же домохозяйства перешли или переходят на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями.

Принципиальной разницы, между прямым способом оплаты или через посредника в виде управляющей компании нет, кроме тех случаев, когда управляющая организация не надлежащим образом исполняет свои обязанности. В судебной практике можно увидеть бесконечное множество судебных дел между теплоснабжающими организациями и управляющими.

Данная проблема, так же усугубляется договорной неустойкой, которая устанавливается в договоре между теплоснабжающей организацией и теми, кто поставляет ей газ, электричество для подогрева теплоносителя. Данная неустойка как правило устанавливается в размере 1/130 ставки ЦБ РФ, с первого дня просрочки, тогда как потребители оплачивают неустойку в размере 1/300.

Ввиду вышеописанного, на практике происходит следующая ситуация практически в каждой теплоснабжающей организации. Теплоснабжающая организация для осуществления поставок энергии потребителям тратит огромное количество ресурсов в виде воды, которую необходимо закупать у местных водоканалов, электричества и газа для работы котельных. Потом эта энергия поставляется конечному потребителю, который зачастую может эту поставку не оплатить или оплатить не своевременно. В такой ситуации, теплоснабжающая организация вынуждена обращаться в суд для взыскания оплаты по поставленному коммунальному ресурсу. Предположим к конечному потребителю в виде физического лица. Сразу исковое заявление теплоснабжающая организация подать не может и должна направить претензию, выждать тридцать дней, а только после этого в соответствии со ст. 122 ГПК РФ [3] подать заявление о выдаче судебного приказа. В виду большого объема судебных дел, в участках мировых судей и городских или районных судах, данные заявления о выдаче судебного приказа выносятся с большими задержками, далее данный приказ гражданин может отменить и только после этого, возможно пойти с исковым заявлением. Учитывая тот факт, что множество домохозяйств на данный момент переходят на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, нагрузка на юридические отделы этих организаций возрастает многократно. Учитывая скорость работы судебных приставов, на практике возникает проблема, когда теплоснабжающая организация фактически не может исполнять обязательства по оплате поступающих ресурсов для производства тепла.

Возможным способом защиты теплоснабжающих организаций, может являться законодательное снижение неустойки, которая устанавливается по договору между ресурсоснабжающими организациями и теплосетью. В таком случае, теплосетевая организация сможет осуществлять свою деятельность, не опасаясь огромных процентов по своим задолженностям, и не находиться на грани банкротства.

Иным возможным механизмом, призванным защищать интересы ресурсоснабжающих организаций, является законодательное изменение способов лишения управляющих организаций лицензий. Конечно, такой подход можно считать неоправданным в силу его некой жесткости по отношению к управляющим компаниям, однако, при должном установлении критериев, это может стать слаженно работающим способом для борьбы с недобросовестными организациями, которые злостно уклоняются от исполнения своих обязанностей в части оплаты поставленного теплоресурса.

Деятельность по управлению жилищным фондом, сложный комплексный процесс, требующий знаний и компетентности во многих сферах, именно по этому, такая деятельность может осуществляться субъектами предпринимательства исключительно на основании лицензии. Порядок ее выдачи предусматривается Жилищным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» [4]. 

Согласно ч. 1 ст. 199 ЖК РФ [5] лицензия аннулируется согласно решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

В случае наличия у управляющей организации задолженности перед теплоснабжающей организацией, у последней появится возможность обращения с заявлением об отзыве лицензии недобросовестной управляющей компании. Такое заявление подается в орган государственного жилищного надзора субъекта федерации, после чего, орган жилищного надзора должен будет созвать лицензионную комиссию, перед которой будут ставиться вопросы о возможности лишения управляющей организации лицензии.

Далее, теплоснабжающая организация получит возможность обращения в суд для аннулирования лицензии управляющей организации.

Основным вопросом, является в данной ситуации критерий оценивания суммы, при которой теплоснабжающая организация сможет обращаться с заявлением об аннулировании лицензии. Возможно использование как твердой денежной суммы, так и других критериев, например, времени существования задолженности. Однако установление критерия выражающегося в твердой денежной сумме это не самый объективный способ, ввиду того, что размеры управляющих организаций сильно различаются. Одна компания может управлять большой площадью жилого фонда, а иная компания, управляя несколькими домами не сможет справиться с такой нагрузкой, что только поспособствует увеличению монополизации рынка жилищных услуг. Более разумным же критерием на наш взгляд является установление критерия аннулирования лицензии по времени существования задолженности, а также, от оценивания действий управляющей организации как добросовестных или нет.

Использование такого рода способа воздействия на управляющие организации существенным образом может повлиять на платежную дисциплину в отрасли, давая теплоснабжающим и ресурсоснабжающим организациям эффективные рычаги воздействия на злостных неплательщиков. В таком случае, решается и проблема постоянного роста долгов самих тепло и ресурсоснабжащих организаций.

Помимо имущественных санкций, предусмотренных законодательством, существуют и другие меры воздействия на недобросовестную сторону в виде возможности ограничения и прекращения подачи теплоэнергии конечному потребителю.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
  2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
  3. Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (ред. от 05.02.2022) "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
  4. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
  5. Владимирова О.А. Управление дебиторской задолженностью в теплоэнергетических компаниях // Наука и современность. 2015. № 39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-debitorskoy-zadolzhennostyu-v-teploenergeticheskih-kompaniyah (дата обращения: 15.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: