УДК 347

Правовая природа договора как средства правового регулирования оказания охранных услуг

Шатова Ангелина Сергеевна – студентка Волжского филиала Волгоградского государственного университета

Аннотация: В данной статье определяется современное значение и степень влияния на развитие страны охранной деятельности, которая лежит в основе гражданско-правовой сущности. Уделено внимание особенностям договора оказания охранных услуг, его правовой характеристике и значению в системе гражданского права. Также обозначены некоторые проблемы правового регулирования охранной деятельности, с целью устранения вносимых предложений по совершенствованию гражданского законодательства. В статье изучен исторический аспект становления охранных видов услуг, а также его модернизация в дальнейшем на основе анализа современной и прошлой законодательной базы.

Ключевые слова: гражданское законодательство, охранная деятельность, охранные организации, объект охраны, договор охраны.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена возрастающей на сегодняшний день роли охранной деятельности, как процесса применения гражданских прав, ее влиянием на защиту отдельных объектов – вещей, жизни и здоровья людей, их поведения. Все это способствует реализации решения социально-экономических государственных задач. Ученые-процессуалисты отмечают, что данная деятельность является не чем иным, как фактической деятельностью специальных коммерческих (охранных) организаций, направленной на извлечение прибыли от предоставления охранных услуг, то есть тех услуг, которые направлены на защиту индивидуальных материальных и нематериальных благ людей на возмездной основе.

Целью публикации является выявление основных правовых особенностей договора как одного из частноправовых средств регулирования отношений, которые складываются при оказании охранных услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  1. Установить этапы развития договорного регулирования исследуемых отношений.
  2. Определить особенности договора как юридического факта возникновения отношений по оказанию охранных услуг.
  3. Выделить основные элементы договора, как разновидности гражданско-правовой сделки.
  4. Дать юридическую характеристику предмету договора, выступающего в качестве одного из основных условий соглашения.
  5. Выявить проблемы договорного регулирования в изучаемой сфере.

Методологическая основа исследования будет базироваться на положениях законодательства, результатах научной и учебной работы, мнениях теоретиков и процессуалистов, полученных на разных этапах развития данного вида бизнеса.

 Предоставление охранных услуг осуществляется в системе предпринимательской охранной деятельности. С.А. Шаронов данное понятие раскрывает в качестве «деятельности коммерческих организаций, специально созданных для оказания охранных услуг, направленных на получение прибыли от оказания этих услуг путем защиты материальных (вещей) и нематериальных (жизни и здоровья человека) выгод от незаконного вмешательства на основе возмездного соглашения» [8, с.144].

В гражданском праве договор на оказание охранных услуг регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, а также законами о рынке охранной деятельности и лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе охранной деятельности. В этом случае договор заключается между заказчиком и поставщиком охранных услуг. В этом случае участие государства ограничивается реализацией установленных законом норм о порядке предоставления полномочий и регулирования служб безопасности.

История возникновения и развития процесса оказания охранных услуг неотделима от развития большинства частных охранных мероприятий и включает в себя несколько этапов:

В России частная охрана продолжала распространяться в начале 1990-х годов в связи с переходом к рыночной экономике и отсутствием отдаленных районов, где государство по-прежнему обеспечивало единственную защиту граждан. Так возникли частные охранные бюро, которые стали предлагать услуги по охране имущества и перевозке ценностей.

Первый этап характеризуется становлением частной охранной деятельности на основании принятия Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее закон о частной охране). После его принятия рынок частных охранных услуг значительно возрос. Также увеличилось число частных охранных организаций, появился самый разнообразный сектор услуг и улучшилась подготовка частных охранников.

Второй этап характеризуется нестабильностью и переломностью, так как после дефолта 1998 г. не всем удалось удержаться на рынке ценных бумаг. Многие службы, в том числе частные охранные и охранные службы, прекратили свою деятельность. На рынке остались и продолжили свою работу только экономически сильные организации. В закон «О частном сыске и охранной деятельности в Российской Федерации» внесены изменения, в которых несколько статей утратили свою юридическую силу, а взамен им появились новые положения закона. Таким образом, новая редакция закона кардинально отличается от первоначальной [1, с. 97].

В последние годы также произошло обновление подзаконных правовых актов, конкретизирующих и подробно описывающих положения закона, к которым относятся Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» [4] и Приказ МВД России от 29.09.2011 № 1039 «Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника» [5].

Третий этап начинается в декабре 2008 года, когда в России началось новое развитие служб безопасности, а 22 декабря 2008 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». Как пишет В.А. Рогова, «закон отражает основные требования, на основании которых в России часто осуществляется охранная деятельность, например, частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной» [1, с.97].

Четвертый этап характеризуется подписанием Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 534-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1», из которого следует, что теперь сотрудникам частной охранной организации официально разрешено применять физическую силу. До сих пор в законодательстве существовал пробел, из-за которого охранники могли только формально задействовать оружие и спецсредства, и не имели права бороться с нарушителями с применением физической силы. Помимо этого, изменился и федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит контроль над оказание услуг частной охраны. Так в России появилась Росгвардия [6].

Правоотношения, возникающие из договора оказания охранных услуг, обусловлены наличием общих и конкретных предпосылок, придающих договору его юридический и фактический характер. Договор на оказание охранных услуг считается сделкой, если имеют место согласованные действия его сторон, направленные на охрану объекта охраны от противоправных посягательств, то договор - это согласованные действия сторон, принявших на себя обязательства по охране конкретного объекта от противоправных посягательств. посягательство. Следовательно, рассматриваемый договор в структуре классификации юридических фактов обладает свойствами правового акта.

Конструкция договора отражена в его содержании. Содержание договора - это содержание всех его элементов, а именно сделок, обязательств, правоотношений, документов. По мнению М. И. Брагинского и В. В. Витрянского, «содержанием договорно-правовых отношений будут права и обязанности их сторон, содержанием договорных сделок - договорные условия, которые являются способом определения взаимных прав и обязанностей» [7, с. 295].

Основным содержанием договора являются элементы сделки и правоотношения. Поскольку суть сделки и правоотношения составляют условия договора, а структуру документа как формы сделки, то набор информации и условий составляют сведения и реквизиты сторон, то будет рассмотрено содержание договора о предоставлении услуги.

При рассмотрении этих двух элементов можно установить, что, вопреки условиям, нет необходимости согласовывать информацию о сторонах контракта, они нужны только для подтверждения дееспособности заказчика и поставщика. Что касается правоспособности исполнителя, то следует отметить ее особый характер, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» право на занятие частной охранной деятельностью предоставляется только тем организациям, которые имеют соответствующую лицензию. В то же время ученые отмечают, что наличие такой правоспособности у охранной организации «дает возможность вести данный вид бизнеса» [10, с. 22].

Вторым элементом выступают условия договора, которые нуждаются в согласовании. По мнению Г. Ф. Шершеневича, «основные условия определяют действительность договора и по существу представляют собой согласованную волю нескольких лиц, взаимную осведомленность об этой воле, возможность содержания воли» [11, с. 305]. К таким условия можно отнести:

  1. Предмет и объем работ. В этом разделе должны быть описаны виды охранных услуг, которые будут предоставлены исполнителем, а также другие условия, включая график и дополнительные услуги.
  2. Сроки выполнения работ. Необходимо определить, начиная с какого момента будет начинаться выполнение работ и в течение какого периода времени они будут завершены.
  3. Цена и условия оплаты. Должны быть указаны стоимость оказываемых услуг, способы расчетов, а также условия оплаты.
  4. Может возникнуть ситуация, когда цена на охрану при заключении договора была завышена или недооценена. В этом случае необходимо пересмотреть условия договора.
  5. Ответственность сторон. В этом разделе следует определить ответственность исполнителя и заказчика при возможных проблемах или нарушениях условий договора.
  6. Качество охранных услуг. Следует описать уровень качества охранных услуг, который обязуется предоставить исполнитель, а также требования и ограничения заказчика.
  7. Конфиденциальность. В разделе должны быть определены условия конфиденциальности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности третьими лицами.
  8. Изменение/ прекращение договора. Следует указать условия изменения или прекращения договора, а также процедуру уведомления сторон.

Однако, если правительственные органы внесли изменения в требования к охране, то может возникнуть необходимость изменения условий договора.

Предоставление охранных услуг можно разделить по следующим признакам:

  • по структуре процесса оказания услуги: простые и сложные;
  • по возникновению материального эффекта в процессе оказания услуг: услуги, не имеющие материального эффекта, и услуги, поглощающие материальный эффект;
  • в отношении получателя (Заказчика): услуги, оказываемые получателю или третьему лицу;
  • по объему услуг: государственные и частные;
  • в отношении иных объектов гражданских прав: услуги, оказываемые в области охраны материальных объектов (вещей и иного имущества) и нематериальных объектов (жизни и здоровья людей, их поведения);
  • в целях оказания услуг: предпринимательские и потребительские;
  • по оборотоспособности по оказанию услуг: услуги безвозмездны, ограничены и исключены из оборота;
  • на время службы: разовые и постоянные;
  • другие причины.

В настоящее время законодательство об охранной деятельности имеет множество пробелов и противоречий, а действующие правовые акты в этой сфере во многих случаях не соответствуют Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации, которые являются основным базисом для регулирования гражданско-правовых сделок, что препятствует совершенствованию гражданского законодательства [8, с. 150].

Подводя итоги публикации, можно сделать вывод, что процесс оказания частных охранных услуг прошел определенные исторические этапы своего развития, которые легли в основу дальнейшего развития рынка охранной деятельности.

Договор на оказание охранных услуг является юридическим фактом возникновения охранной деятельности, что обусловлено сложной правовой природой данного вида бизнеса.

Особенностью договора является способность выступать в качестве законного, юридически заменяющего и юридически обязывающего юридического факта по своим правовым последствиям.

Поскольку договор об оказании охранных услуг не назван, его правовая природа определяется как вид сделки и обязательств, что позволяет применить к нему соответствующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сделках и обязательствах в целом и о в частности содержание договора.

Под содержанием рассматриваемого договора понимается совокупность сведений и условий, правовая природа которых раскрывается через структурные элементы общепризнанных гражданско-правовых категорий «сделка» и «обязательство».

Комплексный характер оказания охранных услуг позволяет определить их место в системе гражданского права России, что способствует повышению эффективности правового регулирования данного вида деятельности как процесса реализации гражданских прав в данной сфере в период обучения.

Основными направлениями совершенствования правового регулирования охранных услуг должны стать нормы гражданского законодательства, касающиеся уточнения правового положения охранных организаций, определения статуса объектов охраны, определения правовых особенностей договора об обеспечении, его предмета и другие основные условия.

Список литературы

  1. Рогова В.А. История становления и развитие института частной охранной деятельности в России / Рогова В.А // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 14 (56). С. 96-98.
  2. Федеральный закон от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» // Собрание законодательства РФ.1999. № 16. Ст. 1935.
  3. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 13.07.2015) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  4. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (ред. от 09.09.2015) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // Доступ из СПС «Консультант Плюс»,
  5. Приказ МВД России от 29.09.2011 № 1039 (ред. от 30.12.2014) «Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  6. Приказ Росгвардии от 30.11.2020 № 477 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию частной охранной деятельности» //Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  7. Брагинский, М. И. Договорное право. Книга первая; Общие положения / М. И Брагинский, 8. В. Витрянский: изд. доп., стереотипное (5-й завод). – М.: Статут, 2002. – 848 с.
  8. Шаронов С. А. Проблемы правового регулирования охранной деятельности как разновидности предпринимательства / С. А. Шаронов // Власть закона. – 2019. № 4. – С. 137-159.
  9. Шаронов С. А. Понятие, правовая природа и классификация оказания охранных услуг как объекта гражданских прав в контексте осуществления предпринимательской охранной деятельности / С. А. Шаронов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 2. – С. 126-130.
  10. Шаронов С А. Особенности правового положения субъектов корпоративного отношения в частной охранной организации / С. А. Шаронов // Гражданское право. – 2014. № 4. С 22- 25.
  11. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Г. Ф. Шершеневич. – М.: Фирма СПАРК, 1995. – 556 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: