УДК 378.14

Кейс-технология как средство формирования методической компетенции у магистров языковых вузов

Ощепков Константин Владимирович – студент магистратуры Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье представлен анализ возможностей использования кейс-метода как метода современных технологий во время иноязычной профессиональной подготовки. Подробно раскрывается сущность понятий «кейс», «кейс-метод». Приведены примеры возможной интеграции различных методов при организации работы с кейсом.

Ключевые слова: кейс-метод, самостоятельная работа, методическая подготовка, профессионально-методический кейс.

Модернизация образовательной деятельности в контексте современных вызовов раскрывает насущную необходимость качественной языковой подготовки студента и его адаптированности к рынку труда, отмечая личностную ориентированность учебного процесса. Жизненные реалии ставят перед преподавателями иностранного языка задачи воспитания и обучения студента, который может гибко адаптироваться в современном мировом пространстве, самостоятельно обретать необходимые знания, эффективно использовать их для решение различных проблем на практике, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, грамотно работать с иноязычной информацией, быть контактными в определенных социальных группах, уметь совместно работать в различных отраслях, не избегая конфликтных ситуаций, а решая их, самостоятельно работать над развитием своего интеллекта и культурного уровня.

Ведущим фактором в решении этих задач являются разнообразные педагогические технологии [2], среди которых выделяют:

  • структурно-логические технологии обучения, представляющие собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора средств решения, диагностики и оценки полученных результатов;
  • интеграционные технологии, обеспечивающие интеграцию знаний и умений по разным дисциплинам, разным видам деятельности на уровне интеграции курсов, учебных тем, учебных проблем и т.п.;
  • игровые технологии как особая форма взаимодействия преподавателя и студентов, что способствует формированию умений решать задачи на основе комплексного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета;
  • диалоговые технологии, связанные с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на субъект-субъектном уровне;
  • тренинговые технологии как система деятельности для отработки определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в обучении.

Прогрессивный подход к преподаванию иностранного языка в высшей школе отличается массовым использованием новейших технологий в обучении, что способствует приближению к требованиям современного общества.

Передовой педагогический опыт подчеркивает бесспорную эффективность использования кейс-технологии в реализации современных задач преподавателя иностранного языка. Кейс-технология, сущность которой состоит в рассмотрении конкретных ситуаций, случаев для общего анализа, обсуждения и принятия решения студентами в определенной сфере профессиональной направленности, относится к имитационным активным методам обучения [1].

В работе над кейсом студенты совершенствуют навыки и умение выявлять и решать проблему, работать с предположениями и выводами, анализировать информацию и аргументацию, оценивать альтернативы, принимать решения, слушать и понимать других людей. Кейс обязательно должен быть актуальным, иллюстрировать типичную ситуацию, развивать аналитическое мышление.

Привлечение студентов к сознательной практической речевой деятельности при работе над кейсом возможно при условии усиления их роли как равноправных партнеров и субъектов учебного процесса, повышения мотивации обучения, создание реальной коммуникативной среды, которая обеспечивает «погружение» в определенные профессиональные ситуации.

Особое значение при использовании кейс-метода имеет ситуационный анализ [4], который основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, ее структуры, тенденций развития. При этом необходима разработка проблемно-логических ситуаций, т.к. только при поиске и открытии нового знания студенты учатся мыслить творчески и продуктивно. К таким проблемным, учебно-творческим задачам, которые активно используются преподавателями в организации учебной деятельности студентов, относят:

  • задачи с отсутствием полной информации (с недостаточной исходной информации или с избыточной информацией);
  • задача на коммуникативность (задачи на общение, на распределение обязанностей в коллективной творческой деятельности и на поиск средств сотрудничества);
  • прогнозирование (непосредственное выдвижение оригинальной идеи);
  • рецензирование (критический анализ прочитанного);
  • логические задачи (описание явлений, процессов, определение понятий и существенных признаков, аргументация, нахождение решения, осознание причинно-следственных связей, установление межпредметных связей);
  • исследовательские задачи (графические задачи, задачи на применение принципов системности, дополнения, историзма и т.п.);
  • задачи на выявление противоречий, проблемное видение (аналогии, скрытые вопросы, выявление противоречий, формулирование проблем);
  • задачи на изобретательность (изобретение новых проектов);
  • задачи на управление (разработка стратегии деятельности, планирование организации деятельности) [3].

Решение проблемных задач помогает приблизить обучение к конкретному опыту группы, связать его с ежедневной практикой, научить решать индивидуальные и групповые проблемы.

Таким образом, метод кейсов способствует развитию умений анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его реализации. И если в течение учебного года такой подход используется многократно, то у студентов происходит развитие аналитических, практических, творческих и коммуникативных навыков.

Студенты учатся вести беседу, убеждать оппонентов, защищать собственную точку зрения изучаемым языком, приобретают навыки решения практических задач.

Кейс-метод значительно расширяет простор творчества преподавателя

иностранного языка, охватывая деятельность для создания кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование обучения, привлечение студентов к активному сотрудничеству.

Инновационный педагогический потенциал кейс-метода очень высокий, благодаря наличию в структуре метода аргументации, дискуссий, которые тренируют участников обсуждения, формируют методическую компетенцию студентов.

Список литературы

  1. Ариян, М. А. Коммуникативно-познавательные кейсы в обучении студентов английскому языку: дидактический потенциал / М. А. Ариян, М. И. Клюева // Язык и культура. – 2017. – № 40. – С. 135-153.
  2. Астафьева, И. С. Игровые технологии в формировании личностного компонента методической компетенции будущих учителей иностранных языков / И. С. Астафьева // Социосфера. – 2019. – № 3(3). – С. 62-67. – EDN AHANQK.
  3. Игна, О. Н. Кейс-технология в методической подготовке учителей иностранных языков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2022. – Вып. 4 (222). С. 168–175.
  4. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / [под ред. Ю.П. Сурмина]. – К.: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: