УДК 37.011

Использование облачных технологий в образовательной деятельности студентов и преподавателей

Владимирова Елена Сергеевна – старший преподаватель Севастопольского государственного университета.

Аннотация: Использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах профессиональной деятельности является одной из основных задач современного общества. Проведен анализ использования облачных технологий в электронном обучении. Представлен обзор возможностей учебной платформы Moodle, приведена структура ее применения в вузе.

Ключевые слова: облачные технологии, электронное обучение, ИКТ.

Развитие образовательной среды университета во время информационных технологий требует иного набора профессиональных навыков для эффективного общения и взаимодействия в обществе. Анализ последних исследований и публикаций показал, что изучением проблем электронного обучения, внедрения его в образовательные учреждения и создания образовательной среды занимаются А.А. Андреев, О.А. Емельянова, Полат Е. С., Сорочинский С.А.и др.

Информационно-коммуникационные технологии постепенно изменяют структуру процессов преподавания и обучения дисциплин, добавляют новые элементы и платформы для обучения. Поэтому компьютеризация учебного процесса и использование дистанционных форм обучения является одним из способов повышения его эффективности [3]. Новейшие технологии увеличивают гибкость обучения, то есть студенты могут получать доступ к знаниям вне зависимости от времени и географических барьеров.

Развитие информационно-коммуникационных технологий, быстрый доступ к новейшей информации в различных сферах человеческой деятельности, а также возможность работать коллективно над совместными проектами, несмотря на географическое расположение участников, с помощью инновационных технологий способствуют улучшению преподавания учебных дисциплин и академической успеваемости студентов. Но нужно помнить, что преподаватели должны не только формально подавать учебный материал в электронном виде, но и адаптировать его к восприятию в новом виде с использованием технологий Web 2.0.

Информационно-коммуникационные технологии являются силой, изменившей многие аспекты нашей жизни. Примером применения ИКТ в образовательных учреждениях является обучение онлайн [2], то есть участие в открытых университетах с дистанционным обучением, которые засчитывают более ста тысяч студентов или даже более миллиона участников. Эти учреждения используют ИКТ в полном объеме как в обучении, так и в управлении. На сегодняшний день процент выпускников массовых открытых онлайн курсов (МООС) совсем невелик, но стоит того, чтобы пользоваться и наблюдать за развитием этого проекта. Преподаватели университетов должны быть готовы к тому, что студенты чаще выбирают онлайн обучение [1]. При внедрении ИКТ в образовательный процесс следует учитывать характерные особенности любой технологии. Они являются одной из важнейших составляющих образования в XXI веке.

Одной из инноваций в образовательном процессе, используемом в современном мире, являются облачные сервисы. Облачная технология позволяет реализовать инновационный подход к организации учебного процесса, опираясь на последние достижения в области прикладного программного обеспечения без существенных материальных затрат [4]. Внедрение в учебный процесс «облачных вычислений» является отличным решением проблем компьютеризации образования. Облачные технологии – это технологии, которые предоставляют пользователям Интернета доступ к компьютерным ресурсам сервера и использование программного обеспечения как онлайн-сервиса. Термин «облако» в этом случае используется как метафора, некоторый образ, скрывающий за собой все сложные технические детали, о которых обычному пользователю знать не обязательно. Англоязычный термин «Сloud сomputing» был впервые использован еще в 1993 г. Эриком Шмидтом для обозначения сервисов, дистанционно поддерживающих различные данные и приложения, размещенные на удаленных серверах. За два десятилетия облачные технологии полностью завоевали информационное пространство. В сфере сетевых технологий это словосочетание является эмблемой сегодняшнего времени. Графический прообраз термина обязан своим появлением диаграммам и другим иллюстрациям в виде небоскребов, с помощью которых принято изображать сеть Интернет. Пользователю для работы с облачными сервисами необходимы две вещи: стабильное подключение к сети Интернет и браузер. В этом и состоит основная изюминка облачных сервисов.

Современные сетевые сервисы предоставляют следующие возможности для создания различных учебных ситуаций, в которых студенты могут осваивать и отрабатывать навыки необходимые в XXI веке:

  • информационная грамотность – умение искать информацию, сравнивать ее из разных источников, распознавать и выбирать самое необходимое;
  • мультимедийная грамотность – способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов как в работе, так и в обучении;
  • организационная грамотность – способность планировать свое время так, чтобы успеть все, что запланировано;
  • понимание взаимосвязей, существующих между разными людьми, группами и организациями;
  • коммуникативная грамотность – это навыки эффективного общения и сотрудничества;
  • производительная грамотность – способность к созданию качественных продуктов, возможность использования средств планирования.

Особое место в контексте информатизации высшего учебного заведения (ВУЗ) приобретает электронное обучение (e-Learning), выходящее за рамки только учебной деятельности преподавателей и студентов. Электронное обучение обеспечивает более простой и быстрый доступ для студентов к учебным материалам: лекциям, практическим, лабораторным и самостоятельным работам. Высшие учебные заведения широко используют для создания образовательной среды внутренние системы управления обучением (LMS, Learning Management Systems), перемещая в «облако» все учебные материалы для студентов для легкого и быстрого доступа к ним из любой точки мира, главное только наличие сети Интернет.

Электронное обучение обеспечивает более простой и быстрый доступ для студентов к учебным материалам: лекциям, практическим, лабораторным и самостоятельным работам. Главная цель внутренних систем управления обучением – повышение уровня и качества методической, дидактической, информационной поддержки организации учебного процесса для студентов, преподавателей и административных работников. LMS предусматривает:

  • вовлечение студентов в активный учебный процесс;
  • создание условий для активного взаимодействия студентов и преподавателей; через тестирование, отправку объявлений, ведение календаря учебного процесса;
  • каждому преподавателю при регистрации создается виртуальный студент (для просмотра и апробации содержания дисциплины «глазами» студента).

Наиболее удачным и используемым для нужд университета является обучающая платформа Moodle. Это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания обучающих онлайн курсов. «Moodle» означает «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment». В основу программы положена модульная структура. Насчитывается очень большое количество дополнительных модулей, реализующих ту или иную функцию. Это может быть модуль опроса, задания, экзамена, лекции и др.

Электронная обучающая платформа Moodle ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, как очной, так и дистанционной формы обучения. LMS Moodle помогает в решении следующих задач:

  • преподаватель меньше зацикливается на обычной публикации материалов, которыми слушатели должны овладеть, и последующим выставлением оценок;
  • преподаватель из простого «источника знаний» превращается во вдохновителя, ролевую модель культуры учебной группы, связываясь со слушателями в индивидуальном порядке и работая по их личным потребностям, одновременно с этим направляя дискуссии и деятельность всей группы для достижения общих целей.

Автор электронных начальных курсов, созданных на платформе LMS Moodle, может интегрировать учебно-методические материалы для курса, используя полный спектр его встроенных функций, в том числе внешние общие инструменты: форумы, чаты и блоги.

Альтернативные образовательные технологии влекут за собой появление новых требований к компетенциям педагогов, изменению их обычных методов преподавания материала, новой организации обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новых подходов к образовательной статистике, формированию учебных программ и методов оценивания. Использование электронной обучающей среды Moodle позволяет сохранять индивидуальный подход к образовательному процессу и организовывать групповую деятельность студентов посредством чатов, форумов и других коммуникативных составляющих системы. В то же время следует отметить, что подобные системы должны быть дополнены сторонними сервисами для визуализации данных, создания и выполнения задач, совместной работы, таких как Google Apps for Education. Также следует сконцентрировать внимание преподавателей не только на подаче учебного контента в электронном виде, но и на адаптации его к восприятию в новом виде, и переформулирование задач с использованием технологий Web 2.0-3.0.

Список литературы

  1. Алиев, Р. И. Подходы в использовании облачных технологий в системе высшего образования / Р. И. Алиев // Современные педагогические технологии профессионального образования, Махачкала, 23 апреля 2021 года. – Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2021. – С. 191-198. – EDN MIGIKB.
  2. Баймулдина, Н. С. Использование облачных технологий в образовательном процессе вуза / Н. С. Баймулдина, Ш. Асылбекова, Б. Сабит // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 11-6(55). – С. 41-48. – EDN PHGHLO.
  3. Попова М.В. ИКТ в развитии межкультурной компетенции [Электронный ресурс] /М.В.Попова //Пятигорский государственный лингвистический университет.– 2009. – Режим доступу: http://pglu.ru/upload/iblock/7b2/uch_2009_xii_00053.pdf
  4. Жукова, А. В. Использование облачных технологий в сфере образования / А. В. Жукова, Н. В. Зибров, Д. Е. Овечкин // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста : Межвузовский сборник научных трудов. Том Выпуск 26. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 70-77. – EDN TARZIE.
  5. Ковалева, А. Л. Обзор современных образовательных технологий. Примеры использования облачных технологий / А. Л. Ковалева // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 19 мая – 21 2017 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017. – С. 101-110. – EDN YTDEBN.

Интересная статья? Поделись ей с другими: