УДК 378.14

Условия применения кейс-метода в методической подготовке преподавателей иностранного языка

Ощепков Константин Владимирович – магистрант Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируется проблема применения метода кейсов в рамках подготовки будущих преподавателей иностранного языка. Также рассматриваются условия успешного применения кейс-метода в профессиональной подготовке магистров.

Ключевые слова: кейс-метод, будущий преподаватель, методическая подготовка, профессионально-методический кейс.

Актуальной проблемой современного образования является подготовка высокообразованных и квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и мобильности в условиях цифровизации общества и развития новых технологий. В связи с этим одним из перспективных направлений модернизации учебного процесса в высшей школе является применение современных технологий обучения, которые способствуют формированию у магистров – будущих преподавателей иностранного языка, значимых для будущей профессиональной деятельности качеств, а также компетенций, необходимых для решения профессиональных задач.

Важным фактором в преподавании иностранного языка является способность преподавателя найти подход к каждому обучающемуся, а также применять интерактивные методы обучения. Среди множества интерактивных методов, следует рассмотреть условия применения метода кейсов.

Целью статьи является анализ кейс-метода как одного из видов интерактивных методов и условий его успешного применения в процессе формировании методической компетенции у магистров языковых вузов.

Для реализации профессионального подхода и формирования профессиональных компетенций в учебном процессе необходимо имитировать условия протекания реальной профессиональной деятельности. На наш взгляд, среди инновационных направлений в современной лингводидактике следующие технологии обучения являются более адекватными поставленным целям:

  • обучение в сотрудничестве, сотворчестве;
  • кейс-стади;
  • проектные технологии;
  • информационные технологии.

В связи с изменением парадигмы образования должны измениться и способы, формы, приемы оценивания результатов обучения. Одним из наиболее активных методов обучения является метод кейс-стади. Преимуществом кейсов является возможность оптимально использовать теорию и практику, что является важным в профессиональной подготовке специалистов.

Кейсы применяются в педагогике, психологии, медицине, юриспруденции. Существует целый ряд определений понятия «кейс».

Т.Ю. Айкина определяет кейс как «метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций» [1]. На наш взгляд, данное определение не охватывает всей многогранности данного метода обучения и не подчеркивает всех его значимых сторон.

По мнению С.А. Яковлевой, кейс-метод – это метод обучения, иначе называемый методом анализа ситуаций, применение которого предполагает осмысление студентами реальной жизненной ситуации, описание этой ситуации, одновременное отражение не только определенной практической проблемы, но и ее анализ [3].

А.Н. Долгоруков считает, что кейс-метод – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач ситуаций (решение кейсов) [2].

Можно сделать вывод, что кейс-метод – это детальное и глубокое описание реальной ситуации, которое характеризуется тем, что предполагает поиск ответа на проблемные вопросы и направлено не на получение готовых знаний, а на создание новых знаний, формирование практических навыков и развитие системы ценностей студентов, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования, что предполагает сотворчество студента и преподавателя.

Кейс-метод в подготовке магистров рассматривается как технология обучения, которая использует описание (демонстрацию) и анализ реальных ситуаций с целью формирования у будущего магистра определенного опыта решения проблем в профессионально-языковой деятельности.

Оптимальность и значимость применения рассматриваемого метода в рамках профессионально-ориентированного иноязычного обучения обуславливается его способствованием глубокому погружению студентов в ситуации, адекватные выбранной ими будущей профессии, а также практическому использованию такими субъектами собственных знаний профильных дисциплин и непосредственного владения английским языком. То есть активно применять знание лексики, грамматики, чтения, говорения, письма, аудирования. Следует отметить позитивный отзыв самих обучающихся на кейс-стади. Такая реакция вызвана необходимостью определения одного из множества альтернативных способов преодоления проблем, обуславливающей, в свою очередь, интенсификацию самостоятельности студентов, стимулирование их инициативности, аргументацию собственной позиции, исходя из комплекса аккумулированных за время обучения знаний. Подобный подход благоприятно воздействует на мотивацию обучающихся, рост их активной заинтересованности, повышение профессионализации и пр. И, вполне понятно то, что наряду со всеми перечисленными процессами возрастает практика совершенствования коммуникационных взаимодействий на иностранном языке в аспектах последующего профессионального функционирования, формирование и реализация речевой самостоятельности.

Основное требование к кейс-методу – ситуация для изучения должна быть реальной, а не вымышленной. В результате работы с кейсами позволяет формировать у магистров ключевые профессиональные качества: умения работать с информацией, умения принимать решения, в т.ч.нестандартных ситуациях, умения работать в команде, быстро и адекватно реагировать на полученную информацию, в т.ч. в иноязычном пространстве.

Применение кейс-метода позволяет задействовать в работе слабых обучающихся наравне с сильными. Систематическое применение этой методики содействует укреплению мотивации, значительно повышает эффективность обучения.

Сущность кейс-метода состоит в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем. Этот метод предусматривает самостоятельную работу магистров и «мозговой штурм» в рамках малой группы и публичное выступление с защитой решения. 

Кейс-метод может быть использованным в качестве оценки, т.к. дает возможность обучающимся принимать активное участие в обсуждении сценария кейса во время его презентации преподавателем. Решение кейса позволяет выявить, насколько магистранты могут применять полученные знания на практике. Как правило, чем больше кейс детализированный преподавателем, тем легче обучающиеся смогут продемонстрировать свои лучшие стороны в работе с литературой, другими информационными материалами, сформированность разных навыков.

Применение кейсов требует тщательной подготовки. Кейс-метод часто используют в проблемном обучении, когда обучающиеся должны самостоятельно найти информацию, чтобы ответить на вопросы, поставленные в кейсе.

Метод кейсов позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт студентов. Также этот метод позволяет развивать умения мыслить, оценивать и аргументировать свою точку зрения.

Итак, можем сделать вывод, что кейс-метод позволяет проверить магистрантам на практике свои знания, найти разные подходы к решению проблемы, активизировать критическое мышление и творческий подход, учит работать в команде и способствует повышению качества образования.

Список литературы

  1. Айкина, Т. Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов / Т. Ю. Айкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1(129). – С. 58-61.
  2. Долгоруков, А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
  3. Яковлева, С.А. Особенности применения кейс-метода студентов в обучении психологического факультета / С. А. Яковлева // Акмеология 2003 (Юбилейный выпуск) / Н.В. Кузьмина, А.Н. Зинчев. – Санкт-Петербург: Акмеологическая академия, 2003. – 324 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: