УДК 316.752

Одаренность личности как научно-педагогическая проблема

Хлёсткина Елена Михайловна – магистрант Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрена сущность понятия «одаренность»; выделены виды одаренности; одаренные дети рассматриваются как такие, у которых в раннем возрасте выявляются способности к выполнению определенных видов деятельности; рассмотрены психологические и общие особенности одаренных детей.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, особенности одаренных детей, индивидуально-психологические особенности.

Повышение внимания к проблеме обучения и воспитания одаренных и талантливых детей является одной из мировых образовательных тенденций.

Феномен одаренности является предметом научных исследований на протяжении многих веков, в то же время в последние десятилетия интерес к проблеме одаренности приобретает характер устойчивой тенденции.

Но, несмотря на то, что в современной образовательной теории и практике проблематика одаренных людей является одним из приоритетных направлений, понятие «одаренность» относится к сложным, противоречивым научным категориям, которое исследователи рассматривают по-разному. В частности, продолжается полемика как самого определения одаренности, так и ее генезиса, содержания, роли психологических механизмов саморазвития личности, а также факторов, влияющих на ее развитие.

Разнообразие подходов к трактовке этого понятия подтверждает О.Ф. Григорьева, которая рассматривает его как системную характеристику психики человека, что обуславливает возможность успехов в конкретной деятельности и развивается на протяжении всей жизни; продукт наследственности, определяющий интеллектуальный потенциал человека и носит индивидуальный характер; своеобразная мера проявления таланта личности; способность к активной, успешной и результативной социальной деятельности; определенный уровень достижений и потенциальная возможность новых достижений [1, с. 75-76]. Учитывая это, в дальнейшем выяснялась сущность понятие «одаренность» в соответствии с условиями исследования.

Сам термин «одаренный», образован от корня «дар», этимологически указывает на наличие у человека некоторых качеств, полученных «даром», от природы. Такой человек имеет некоторые преимущества перед другими. Природа этих «преимуществ» описывалась в контексте общей парадигмы научной мысли той или иной эпохи, а трактовка понятия одаренности существенно изменялась в течение изучение и исследования этого феномена.

Основой одаренности являются особые психофизиологические характеристики личности, обеспечивающие высокие показатели успеха в деятельности. Несмотря на определенные разногласия в трактовке этого понятия, общая позиция ученых относительно сложности, многофакторности указанного явления, основой которого является наличие высокого уровня способностей личности, позволяющего ей достичь особых, выдающихся достижений в определенной области.

Сегодня вопросы одаренности приобретают статус весомой мировой научной проблемы, в рамках которой исследуется суть этого понятия, его природа, содержание и факторы, влияющие на развитие одаренности.

Следовательно, проблема одаренности долгое время находилась в поле зрения ученых, ее исследовали представители разных областей научного знания; отдельные ее аспекты разрабатывали и изучали в контексте развития психологии, медицины, педагогики. На сегодняшний день теория и практика одаренности имеют широкий спектр основательно разработанных вопросов, содержательных исследований и занимают особое место в современном научном поле.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день существует несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле различных теоретических направлений. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме одаренности позволило выделить основные подходы, теории и концепции исследования этого феномена с тем, чтобы углубить его понимание сущности в соответствии с условиями исследования. Рассмотрим их.

В.Д. Шадриков характеризует одаренность как целостное проявление способностей в деятельности. Им введено в психологическую науку понятие «духовные способности». По его мнению, развитие способностей проходит через тройную детерминацию: первая – среда развития личности, вторая – требования деятельности, третья – индивидуальные ценности и смыслы [5, с. 173-177].

А.М. Матюшкин разработал концепцию творческой одаренности. Автор отмечал, что основой для развития одаренности является творческий потенциал личности. Он заложен в ребенке с рождения и развивается он на протяжении взросления. При этом творческий потенциал варьируется у детей в зависимости от их индивидуальных особенностей [2, с. 71-92]. Ученый определял творческую одаренность как сложную интегративную структуру, объединяющую такие компоненты:

  • доминирование познавательных мотивов;
  • высокий уровень творческой активности и самостоятельности;
  • способность предъявлять нестандартные решения, оригинальные действия; возможность прогнозировать особенности протекания событий, процессов, предполагать их конечный результат;
  • высокий уровень нравственных, интеллектуальных, эстетических взглядов, идеалов, убеждений и, как следствие, требования к себе, к окружающему миру [2, с. 30-32].

Именно А.М. Матюшкин вывел вопрос одаренности за сугубо научные границы, на уровень проблемы социальной значимости. Согласно его концепции творческой одаренности условиями эффективного развития личности одаренного ребенка и успешной реализации ее потенциальных возможностей являются: ориентирование социального развития общества на нужды одаренности, осознания личностью ценности своей одаренности, интеллектуальная и творческая наполняемость образовательного процесса, высокий уровень содержания образования. Творчески одаренность, отмечает он, проявляется на протяжении всего развития личности [2 , с. 33].

Вызывает научный интерес и концепция культурной одаренности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), согласно которой для успешного развития одаренности необходимо формирование насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности, что обеспечит значительные результаты. Благодаря погружению ребенка в культурную среду, он получит возможность глубже осознавать и развивать свои интересы. Основная доминанта этого подхода – формирование культурной одаренности ребенка. Такая одаренность состоит в том, чтобы имея средние, невысокие задатки, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, которые другой человек мог бы достичь только с помощью значительно более высоких задатков.

С.Л. Рубинштейн также отмечал необходимость системной трактовки феномена одаренности. Он считал, что одаренность – «нетождественна качеству одной функции, даже если речь будет идти о мышлении. Функция является продуктом дальновидного анализа, выделяющего отдельные психологические процессы, соотнесенные с предметами, их свойствами, отношениями, качествами, по их сути – вообще с миром, определенным в общих категориях диалектической логики. Одаренность же, как и характер, определяет более синтетические, комплексные свойства личности» [3, с. 103]. Ученый рассматривал одаренность как совокупность всех качеств человека, от которых зависит производительность его деятельности, а именно: интеллект, характер протекания интеллектуальных процессов, особенности эмоциональной и волевой сфер, темперамент и т.д.

К такому же выводу пришел и Б.М. Теплов, считавший, что одаренность – «это не просто сумма способностей, по сравнению со способностями она образует новое качество» [4, с. 108]. Также ученый отмечал, что одаренность нельзя понять, если ограничиваться только анализом специальных способностей и связанных с ними особенностей творчества. Необходимо принимать во внимание еще и интеллектуальную и эмоциональную составляющую.

Следовательно, в исследовании будем рассматривать одаренность как комплексное явление, которое обусловлено системой способностей личности, развитию которых способствуют высокий уровень умственной активности, глубинных мотивационных и эмоционально- волевых процессов, сформированность самосознания и самоответственности, система личностных индивидуальных качеств, которые в значительной степени формируются в деятельности в специально созданных условиях.

Список литературы

  1. Григорьева, О. Ф. Одаренныйребенок: теория вопроса и условия развития: монография / О. Ф. Григорьева, И. С. Морозова, Т. М. Чурекова; Министерство образования и науки Кузбасса, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2022. - 140 с. 
  2. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество. Воронеж: МОДЭК, 2003. – 719 с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  4. Теплов, Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т 1. / Б.М. Теплов. – М. «Педагогика», 1985. – 328 с.
  5. Шадриков, В.Д. Способности и одаренность человека. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 274 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: