УДК 378.147

Особенности формирования цифровых компетенций студентов гуманитарного профиля

Миронюк Надежда Валентиновна – магистрант Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрывается сущность цифровых компетенций студентов высшего учебного заведения, их значимость в будущей профессиональной деятельности выпускников. Описываются преимущества использования цифровых сервисов в условиях современных глобальных вызовов.

Ключевые слова: цифровые компетенции, студент, цифровая компетентность, цифровые ресурсы, образовательные технологии, ИКТ технологии.

Особенности развития современного глобального мира обусловлены процессами, которые проявились на рубеже тысячелетий и получили широкое развитие в начале ХХІ в., – это переход в экономику знаний и информационного общества и усиление цифровизации, определяющие экономический и социальный тип развития международной и отечественной экономики, регионов и отдельных городов.

Сегодня развитие цифровой среды и глобальной сети охватывает практически все сферы жизни. Ориентиром, в частности, в принятии на работу является владение человеком цифровыми навыками, которые позволяют быстро и эффективно выполнять поставленные задачи, быть успешным и использовать потенциальные возможности. Поэтому особенного значения в системе образования приобретает вопрос, как обеспечить учебный процесс соответствующими учебно-методическими средствами и учебными программами, чтобы университет, преподаватель и система повышения квалификации преподавателей соответствовали современным глобальным вызовам и оказывали современную поддержку в области цифровых технологий, развивали и формировали современные цифровые компетенции [1].

Цифровые компетенции – это совокупность знаний, способностей, особенностей характера и поведения, которые необходимы для того, чтобы человек мог использовать ИКТ и цифровые технологии для достижения целей в своей личной или профессиональной жизни [3]. Компетенция в сфере цифровых технологий должна восприниматься не только как знания, имеющие отношение к техническим навыкам, а и как знание, в большей степени сосредоточены на когнитивных, социальных и эмоциональных аспектах работы и жизни в цифровой среде.

Цифровая компетентность – многогранный эволюционирующий процесс, постоянно меняется при появлении новых технологий [2].

Информатизация жизнедеятельных приоритетов и установок каждого специалиста как фундаментальное требование и вызов настоящего открывает одновременно безграничные возможности для овладения цифровой грамотностью и навыками работы с вычислительной техникой, с другой стороны, заставляет «добровольно» интегрировать сознание студента в информационные и телекоммуникационные системы. С помощью информационно-коммуникационных технологий в системе образования возможно решение ряда дидактических задач. Среди важных задач: организация и усовершенствование процесса обучения предметам; самообучение студентов; мотивация к обучению и самообучению; развитие рефлексии по результатам обучения. Интернет-приложения, мультимедиа, «веб-кейсы» и множество других ресурсов современной цивилизации не только способствуют модернизации и развитию глобальной образовательной среды, а диктуют свои условия, требования и форматы [1].

Для адаптации к изменяющейся цифровой инфраструктурной среде необходимы разные типы цифровых знаний. Эксперты выделяют такие главные движущие силы, что обуславливают необходимость развивать навыки труда и цифровые знания в будущем: растущая глобализация, продление продолжительности человеческой жизни, автоматизация рабочих мест, средства коммуникации и средства массовой информации с использованием ИКТ, беспрецедентная реорганизация работы благодаря новым технологиям и социальным медиа, значительно расширяющие возможности сотрудничества.

Современное состояние развития образования определяет информационно-коммуникационные технологии как незаменимые для организации совместной деятельности преподавателей и студентов, ведь благодаря их реализации возможно решение многих дидактических задач.

Следовательно, информационно-коммуникационные технологии являются инструментом развития интеллектуальных технологий, способностей, формирования цифровой грамотности, потенциала и готовности обучающихся к решению на творческой основе коммуникативных и коммуникационных задач и проблем, которые ждут их в будущей профессиональной деятельности. Поэтому перспективы дальнейшей профессиональной деятельности будущих выпускников напрямую зависят от развития компьютерных макротехнологий и умений пользоваться ими и использовать их для достижение конкретных целей.

Цифровые компетенции преподавателя быстро изменяются и формируются в современных условиях. Для организации высокотехнологичного обучения каждый преподаватель должен овладеть основными ресурсами Googlе. Именно приложения Google в условиях дистанционного обучения являются наиболее эффективными, поскольку позволяют организовать быстрое, эффективное и бесплатное обучение. Использование данных сервисов в учебном процессе предоставляет следующие преимущества:

  • для использования сервисов достаточно иметь подключение к Интернету;
  • возможность доступа к любому сервису, входящему в состав Google под одним аккаунтом;
  • все инструменты Google бесплатны;
  • пользователи могут работать коллективно в режиме online;
  • Google поддерживает все операционные системы и клиентские программы, которые используют учреждения высшего и профессионального высшего образования;
  • возможность создания и наполнения собственной базы;
  • преподаватель следит за ходом работы студента, не отвлекая его;
  • доступ к материалам можно получить и из учебного заведения, и из дома;
  • интерактивной проверки выполнения работ [1].

Следующим действенным инструментом для формирования цифровых компетентностей в образовании является использование программ для организации видеоконференций, разработанных компанией Zoom Video Communications и Google Meet.

Одновременное сочетание приложений Google и видеоконференций дает возможность доступно, быстро и качественно объяснять новый учебный материал, проверять знания студентов с помощью тестовых заданий, показывать презентационный материал и смотреть видеосюжеты.

Это лишь один из примеров, когда современный преподаватель знает и использует информационный ресурс, позволяющий сделать занятия интересными для информационно осведомленной молодежи.

Образовательные технологии позволяют преподавателю автоматизировать большую часть своей работы, сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным, интересным и насыщенным, высвобождая человеческий ресурс на поиск, общение, индивидуальную работу со студентами; позволяют получить мгновенную обратную связь, улучшают эффективность управления учебным и исследовательским процессами и образованием в целом. При этом образовательные новейшие технологии не заменяют преподавателя, а дополняют его. Таким занятиям присущи адаптивность, управляемость, интерактивность, сочетание индивидуальной и групповой работы, временная неограниченность обучения.

Таким образом, цифровое образование делает эффективным и прозрачным образовательный процесс, предлагает новые инструменты для научно-образовательного сотрудничества, способствует эффективной сотрудничества большого количества преподавателей, студентов, учеников, учителей в области получения новых знаний, приобретение цифровых компетенций.

Список литературы

  1. Абрамова, И. В. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования обще-профессиональных компетенций студентов педагогического направления / И. В. Абрамова // Управление качеством образования: от проектирования к практике : Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей школ и вузов, Ульяновск, 14–15 декабря 2017 года. – Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2018. – С. 272-279. – EDN XMLWAX.
  2. Гусарова, М. Н. Формирование цифровых компетенций у студентов при реализации программ высшего образования / М. Н. Гусарова, О. Г. Савка // Высшее образование сегодня. – 2022. – № 8. – С. 32-37. – DOI 10.18137/RNU.HET.22.08.P.032. – EDN BGHYHZ.
  3. Емельянченко, Я. В. Некоторые аспекты формирования цифровых компетенций у студентов университета / Я. В. Емельянченко // Актуальные проблемы профессионального образования в республике беларусь и за рубежом: материалы X Международной научно-практической конференции, Витебск, 16 декабря 2022 года / Витебский филиал Международного университета «МИТСО». – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 90-92. – EDN JFTAZJ.

Интересная статья? Поделись ей с другими: