УДК 378.147

Педагогические условия реализации личностно-развивающего подхода в изучение дисциплин гуманитарного блока в вузе

Кондрякова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры Развития образовательных систем Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрываются педагогические условия реализации личностно-развивающего подхода в контексте изучения дисциплин гуманитарного блока в вузе, среди которых: создание личностно-ориентированной образовательной среды в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока, использование инновационных форм обучения, создание ситуаций успеха.

Ключевые слова: личностно-развивающий подход, профессиональная подготовка, педагогические условия, ситуации успеха, инновационные формы обучения.

Субъектность студента развивается в процессе саморазвития, а не только в контексте усвоения знаний и формирования умений. В этой связи для оптимальной реализации личностно-развивающего подхода в образовательном процессе следует создать необходимые психолого-педагогические условия.

В свете современных требований к изучению дисциплин гуманитарного блока акцентируется внимание преподавателя на следующих аспектах:

  • овладение студентами методами исторического познания;
  • развитие творческого и критического мышления студентов;
  • формирование у них ценностных ориентаций и убеждений, субъективных критериев отношения к различным сторонам мировой цивилизации в ее развитии и своей собственной роли в ней;
  • развитие у студентов уважительного и толерантного отношения к истории, религии и культуре своего и других народов мира;
  • создание условий для приобретения студентами научно обоснованных знаний о диалогическом, безопасном способе взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Личностно-ориентированная направленность учебного процесса по дисциплинам гуманитарного блока включает:

  • признание личности студента субъектом образовательной деятельности и субъектом отношений;
  • создание ситуации, когда студент понимает, что ему не хватает знаний или известных способов деятельности;
  • проблемное изложение материала;
  • введение личностно-ориентированных методик и технологий обучения.

Поэтому важным условием подготовки будущих специалистов является создание личностно-ориентированной образовательной среды в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока, характеризующегося:

  • ориентацией методов, средств, приемов и форм организации учебного процесса на личность студента, учет его познавательных возможностей, ценностных ориентаций, личностного опыта в создании на занятиях личностно-ориентированных учебно-педагогических ситуаций, которые побуждают студентов к осознанию своего положительного образа, «Ситуаций успеха».
  • введением диалогизированных форм обучения; ориентацией на более подготовленных субъектов обучения; предоставление студенту возможности выбора индивидуальной траектории обучения; созданием условий его творчества в самостоятельной и коллективной деятельности.
  • созданием положительного «субъект-субъектного» взаимодействия в личностно-ориентированной образовательной среде.

Приоритетами личностно-ориентированной образовательной среды мы находим: ориентацию на личностно значимый характер овладения студентами вуза дисциплинами гуманитарного блока; ориентацию преподавателя на создание личностно-ориентированной образовательной среды; гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса. Содержание личностно-ориентированной образовательной среды в изучении дисциплин гуманитарного блока в вузе, по нашему мнению, должен иметь следующий вид для студента: образовательная среда создается для самопознания, определения мотивов обучения, обеспечивает развитие мышления и гуманистической культуры, предоставляет студенту возможность усвоения исторического опыта в развитии мировой культуры, и, как следствие – самоопределение личности и будущего специалиста, что обеспечивает возможность самореализации на основе погружения в личностно ориентированную образовательную среду и обеспечивает готовность к саморазвитию.

Создание личностно-ориентированной среды предполагает следующие направления деятельности преподавателя и студента: мотивацию изучения дисциплин гуманитарного блока; использование разных форм организации обучения в вузе; создание ситуации успеха в изучении дисциплин гуманитарного блока.

Особое внимание в рамках нашего исследования отводится мотивации, как важной составляющей профессионального саморазвития студентов. Понятие мотивации включает все виды побуждений деятельности: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, идеалы и т. п., непосредственно определяющие направленность деятельности человека. Это понятие включает также и компоненты, которые не осознаются субъектом, а действуют на рефлекторном уровне и уровне подсознания [4].

Опираясь на работы К.А. Абульхановой-Славской [1], под мотивацией профессионального саморазвития мы понимаем совокупность устойчивых мотивов, определяющих направленность и характер непрерывного процесса перехода потенциальных способностей человека в области профессиональной деятельности.

Выбирая путь обновления профессиональной подготовки через внедрение личностно-ориентированного обучения, мы решаем следующие концептуальные задачи:

  • мотивации обучения, ориентации студентов на сознательное усвоение знаний;
  • формирование собственной позиции человека в современном ходе событий;
  • создание условий для самодостаточного развития личности через формирование способности к самообразованию, саморазвитию, самопознанию, самооценке.

Одним из главных компонентов самоопределения является самосознание, включающее совокупность не только профессиональных знаний и умений, но и знания по тем дисциплинам, которые способствуют формированию личности с аналитическим стилем мышления, способной к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации в современном обществе. Понимание общественной и личной необходимости труда выражается в необходимых мотивах, благодаря которым студент правильно оценивает содержание своей будущей трудовой деятельности.

Утверждается, что обязательное и непременное условие достижения успеха в деятельности независимо от того, какой общий и умственный потенциал человека заключается в положительной мотивации, глубокой и активной заинтересованности, стремлении достичь цели этой деятельности. Именно мотивированная учебная деятельность является важным условием формирования будущей профессиональной деятельности, поскольку совокупность потребностей и мотивов, а также целенаправленность деятельности студента определяет смысл учебно-познавательной работы [2].

Мотивационными факторами учебной деятельности могут быть: важность предмета для профессиональной подготовки; интерес к определенному предмету; качество преподавания; соотношение между трудностями овладения определенным предметом и личностными способностями; взаимоотношения с преподавателем [3, с. 267]. Обеспечить их можно путём изучения особенностей каждого студента: уровня усвоенных знаний, степени проявления способностей, потенциальных возможностей, темперамента, определенной типологической группы и т.п.

Таким образом, создавая организационно-методическую систему изучения дисциплин гуманитарного блока студентами появляется возможность решить следующие концептуальные задачи: создать условия для самодостаточного развития студентов через формирование у них способности к самообразованию, саморазвитию, самопознанию, самооценке своей индивидуальности, творческому потенциалу, готовности к совершенствованию профессионального мастерства в соответствии с потребностями настоящего в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов. Поэтому организационно методическая система личностно-ориентированного обучения рассматривается нами как целостный процесс формирования профессионального становления будущего специалиста, который направляется на выработку у студентов положительной мотивации к самоорганизации и самодостаточного развития. У студентов появляется желание познавать новые факты, овладевать новыми знаниями, проникать в сущность явления, проявлять интеллектуальную активность. Считаем, что этот процесс облегчается внедрением личностно-развивающего подход в учебный процесс высшей школы.

Поскольку в высшей школе постоянно повышаются требования к будущим специалистам, прежде всего к их профессиональной компетентности, это требует четкого понимания конечной цели процесса обучения, концентрированным выражением которой является модель специалиста.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и результатов нашего исследования позволил сделать вывод, что способами достижения положительных субъект-субъектных отношений на уровне «преподаватель-студент» могут быть:

  • использование различных форм и методов организации изучения дисциплин гуманитарного блока, ориентированных на конкретного студента;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого студента в результатах своей учебной деятельности посредством рейтинга;
  • стимулирование студентов к проявлению своих учебных достижений при использовании различных способов выполнения задач без страха дать неправильный ответ, получить отрицательную оценку, ведь каждая оценка – это определенная сумма баллов, которая составляет рейтинг студента.

Создание таких педагогических ситуаций успеха, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность в работе – это создание условий для естественного самовыражения студента. Одним из таких условий является внедрение диалогического общения, которое выступает как тип профессионального общения, обеспечивающий субъект-субъектный принцип педагога и студентов и отвечающий следующим критериям:

  1. признание равенства личностных позиций, являющихся сущностью субъект-субъектных отношений, и предполагает признание активной роли, реального участия студента в учебном процессе. В таких условиях преподаватель и студент действуют как партнеры, совместно организуя поиск, анализируя деятельность и исправляя ошибки. Преподаватель предоставляет возможность студенту выбрать индивидуальное дифференцированное задание в соответствии с уровнем притязаний студента, стимулирующего последнего реально оценивать свой уровень учебных достижений;
  2. сосредоточенность преподавателя на студенте и взаимовлияние взглядов. Личностное равенство в диалогическом общении предполагает разные позиции его участников. Мы сделали вывод, что диалогический подход, основанный на вере в положительный потенциал студента, неограниченные творческие возможности его постоянного развития и самосовершенствования, создает условия для соучастия преподавателя в личностном развитии студента и обеспечивает приоритет субъект-субъектных отношений.

Мы считаем, что технология диалога требует высокого уровня владения развивающимися личностно-ориентированными методиками обучения дисциплин гуманитарного блока, развития гуманистической направленности и умения слушать и понимать студентов, прогнозируя их развитие, показывая реальный и перспективный учебный уровень с помощью рейтинга.

Выяснив сущность личностно-развивающего подхода, мы пришли к выводу, что этот подход в обучении составляет гуманистическую сторону профессиональной подготовки студентов. Такое обучение предлагает не только организацию процесса усвоения необходимых знаний, но и способствует творческому становлению и профессиональному самоопределению конкурентоспособного специалиста, стимулирует выработку студентом личного стиля и темпа обучения.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. – В кн.: Психология формирования и развития личности. – М., 1981. – 65 с. – С.19-44.
  2. Вербицкий, А. А. Методы обучения: традиции и инновации / А. А. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Т. 10, № 3-2. – С. 106-111.
  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 512 с.
  4. Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход: Под общей редакцией Л.М. Митиной, Москва, 08–11 июля 2019 года. – Москва: Издательство "Перо", 2019. – 559 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: