УДК 378.147

Особенности профессиональной подготовки студентов университета в контексте личностного подхода

Кондрякова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры Развития образовательных систем Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье предлагается анализ теоретико-методологических подходов к определению места и роли личностных концепций в профессиональной подготовке будущих педагогов. Рассматриваются принципы интеграции личностно и социально ориентированных подходов, возможности их реализации в вузе.

Ключевые слова: личностный подход, профессиональная подготовка, личность, студенты, высшее учебное заведение.

Для современного этапа развития образования характерна трансформация социальных, культурных условий существования, что обуславливает необходимость воспитания подрастающего поколения, способного к личностному росту, активному включению в социальную жизнь страны. Поэтому сегодня особое значение приобретает проблема поиска путей оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях вузовского образования. Обновление общества требует принципиально новых подходов к организации подготовки студентов в университете.

Разработка личностного подхода – очень сложная теоретическая и практическая проблема. Ее сложность обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что личность является самым сложным образованием в мире и одновременно – субъектом превращения этого мира и самого себя.

Научные предпосылки возникновения личностного подхода постепенно определялись в разнообразных исследованиях личности в различных ее аспектах, проведенных такими представителями психологической науки, как А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А. Маслоу, К. Роджерс и многие другие.

В специальной области психологии и педагогики профессиональной подготовки важные предпосылки становления личностного подхода разрабатывались в исследованиях И.Л. Бим, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Е.С. Полат, С.Л. Рубинштейна, А.К. Марковой, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской и других ученых.

В последние годы значительно вырос интерес к личностному подходу именно в педагогической психологии и профессиональной педагогике. Учитывая сложность разработки такого подхода, исследователи считают целесообразным осуществлять его построение, основываясь на других, более разработанных подходах. Поэтому предлагаются такие его формы, как «личностно-социально-деятельностный подход» (А.В. Барабанщиков и Н.Ф. Феденко), «принцип деятельностно-личностного подхода» (В.И. Андреев), «личностно-деятельностный подход» (И.А. Зимняя) и т.п.

Современное понимание личностного подхода (или личностно-центрированного подхода) определили в 60-е годы ХХ века представители направления гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй, В. Франкл), утверждавшие, что полноценное воспитание возможно только в том случае, когда образовательные учреждения будут служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждой личности. Личностный подход, таким образом, заключается в содействии осознанию субъектом образовательного процесса себя как личности, выявлении, раскрытии возможностей, становления самосознания в осуществлении личностно-значимых и общественно-принятых самоопределений, самореализации и самоутверждения. Вместо традиционной модели образования Карл Роджерс предложил новую – РСА (Person Centered Approach – концентрация на личность). Главным положением теории является соблюдение тенденции к быстрому прогрессу и связи с жизнью. Это происходит за счет того, что направление обучения становится личностным выбором, сам процесс обучения – собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью ориентирована на саморазвитие.

Идея личностного подхода разрабатывалась отечественными учеными в начале 80-х гг. ХХ века в связи с трактовкой образования как субъект-субъектного взаимодействия. В обозначенной концепции личностный подход рассматривался как последовательное отношение педагога к ученику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного процесса. При этом следует отметить, что своеобразие личности способствует обогащению коллектива в целом, всех его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям, запросам и потребностям.

Исходя из того, что внимание в нашем исследовании сосредоточено на характеристике личностного подхода в подготовке студентов университета, мы считаем целесообразным подробнее остановиться на психолого-педагогических аспектах данного явления.

Для нашего исследования концептуально важным стал подход В.В. Рыбалка, который определил личность центральным предметом научной психологии и обосновал потребность в разработке и использовании личностно-центрированной системы методов. Исследователь отмечал, что методы исследования личности, а именно: методы проектирования, формирования, развития личности, методы психологической помощи личности могут выступать как равноправные в системе исследовательских методов современной психологической науки и практики [1]. В этом контексте личностный подход целесообразно рассматривать как важный психолого-педагогический принцип, основу которого составляет совокупность исходных теоретических положений о личности и практических методических средств, способствующих ее целостному пониманию, изучению и гармоничному развитию. Автор рассматривает личностный подход как определенный методологический инструмент, разработка которого должна опираться на синтез полученных психологической и педагогической наукой закономерностей строения, функционирования и развития личности. Использование данного инструментария должно предоставить процессу развития личности обучающихся целеустремленности и эффективности.

Автор предлагает структуру личностного подхода, которая включает концептуальные представления о личности, комплексную диагностику качеств личности, концептуальную интерпретацию получаемых при этом данных из комплекса методов целостного, всестороннего развития качеств личности и условий целостной реализации этих качеств в соответствующих видах совокупной деятельности и социального поведения. Базовым для нашего исследования стал двумерный подход ученого к определению понятия «личностный подход». Исследователь предлагает рассматривать личностный подход, во-первых, как определенную совокупность концептуальных подходов, а во-вторых, как систему методических средств [1].

Рассматривая составляющие понятия «личностный подход», мы обратились к определению В.В. Рыбалка. Ученый определяет обязательные компоненты, благодаря которым реализуется личностный подход, а именно: основание личностного подхода на целостном, системном представлении о личности с определенной структурой психических качеств личности; разработка и использование личностно ориентированного комплекса методов изучения (психодиагностики), стимуляции, развития и реализации творческого потенциала человека; опора на целостное представление о жизненном пути личности, охват наиболее важных, длительных, ключевых периодов ее становления с учетом «линий развития», процесса накопления, обогащения и трансформации присущих личности качеств и их реализации в процессе и продуктах деятельности и поведения; обеспечение такого определения индивидуально – и социально-психологических особенностей человека, которое бы позволяло прогнозировать, предупреждать, выявлять и решать острые личностные проблемы человека и благодаря этому предотвращать потери его творческого потенциала; представление и реализация личностного подхода в целях, содержании и методах учебно-воспитательной работы. Автор отмечает, что «при такой характеристики личностный подход приобретает не только характеристики принципа, метода, но и социальной целостности технологии профессиональной деятельности...» [1, с.125].

Учет такого алгоритмического видения личностного подхода позволил нам очертить главные задачи по применению личностного подхода в подготовке будущих педагогов, а именно: разработка системы педагогических технологий самоактуализации будущих педагогов в процессе самоопределения, самореализации и самоутверждения личности; отбор содержания, форм и методов личностного развития будущего педагога; ориентация содержания учебных предметов личностного развития студентов; определение взаимосвязей личностного развития и форм организации самостоятельной учебной деятельности студентов и т.д. При этом своеобразной квинтэссенцией личностного подхода является именно идея самореализации, т.е. результативного выступающего личностного развития воплощением глубинной природы, сущностных сил каждого человека Образовательная система будет действительно личностно-ориентированной настолько, насколько она работает на личностное развитие субъекта.

Идея личностной направленности в современной педагогической литературе чаще всего трактуется как усиление внимания к изучению и учету индивидуальных особенностей. Реализация задач личностного развития будущего педагога возможна только на фоне благоприятной образовательно-развивающей среды, которой должно стать высшее учебное заведение.

По мнению В.В. Серикова, «Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении – сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно-утверждающая ситуация – эта та, которая актуализирует силы ее саморазвития» [2, с. 12].

В.В. Сериков на основе логического анализа генезиса образовательных концепций и моделей: ритуально-догматической, знаниевой, деятельностной и личностно ориентированной – обосновывает необходимость новой модели образования, которая, по его мнению, выступает как интегрирующая теория по отношению к другим развивающим концепциям обучения [3].

Обобщая вышеприведенные трактовки личностного подхода в системе профессиональной подготовки будущих педагогов можно сделать вывод, что личностный подход как методологический инструментарий, являет собой своеобразную совокупность концептуальных представлений, психологических и педагогических технологий, целью которых является обеспечение более глубокого, целостного понимания личности и закономерностей личностного развития. Во-вторых, автор называет ряд подходов, производных от целостного фундаментального личностного подхода, а именно: личностно-развивающий, личностно-реализующий, личностно-креативный и т.д. Можем определить эту совокупность подходов как единственный личностно-ориентированный подход.

Таким образом, основываясь на определении ученых, мы будем понимать личностный подход к профессиональной подготовке как центральную, концептуальную позицию, а личностно-ориентированный подход как ее производное, отцентрированное до уровня совокупности технологий, форм и методов субъектно-субъектного педагогического взаимодействия.

Список литературы

  1. Рыбалка, В. В. Методология научной психологии, основанная на категориях личности, психологической деятельности и духовности / В. В. Рыбалка // Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 16 июня 2017 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет дизайна и технологии", 2017. – С. 120-125.
  2. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.
  3. Сериков, В. В. Модернизация образования: взгляд с позиции личностно - развивающей модели / В. В. Сериков // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 2. – С. 27-33.

Интересная статья? Поделись ей с другими: