УДК 378.147

Особенности проектной деятельности студентов в вузе

Нифатова Оксана Юрьевна – старший преподаватель кафедры Теории и методики воспитания и организации работы с молодежью Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрыта актуальность и особенности проектной деятельности студентов в высшем учебном заведении. Выделены основные этапы управления проектной деятельностью: подготовка, выполнение и реализация. Обозначены негативные факторы, наличие которых снижает эффективность метода проектов в процессе профессиональной подготовки студентов к их профессиональной деятельности (личностный, профессиональный, организационный). Установлено, что применение метода проектов в учебном процессе высшей школы дают возможность решить ряд вопросов: повышение активности, инициативы, творческого поиска, налаживание коммуникативности в студенческом коллективе, решение психологических проблем, личностных отношений между субъектами проекта, поиск новых лидеров группы, воспитание личностных качеств студентов (взаимопомощь, самосовершенствование, самореализация и т.п.).

Ключевые слова: проектная деятельность, студенты, метод проектов, высшее учебное заведение, учебный процесс, профессиональные компетенции.

В современных условиях развития образования предъявляются новые требования к молодому специалисту. Основной задачей высшего образования является подготовка конкурентоспособного, мобильного специалиста, обладающего готовностью к самообразованию в течение всей жизни. При подготовке специалиста необходимо сформировать у него такие знания, умения и навыки, которые позволят решать нестандартные профессиональные задачи, использовать современные технологии, самостоятельно анализировать результаты своей деятельности. Таким образом, выпускник вуза должен быть готов активно работать в постоянно изменяющихся условиях.

Актуальным на данный момент выступает формирование таких качеств внимания, памяти и мышления, которые позволяют студенту самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию, а также развитие таких способностей и навыков, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечили бы ему возможность не отставать от ускоренного научно-технического прогресса.

Решением данной проблемы может выступить метод проектов, который является именно тем видом деятельности, который позволяет студентам раскрыть свои творческие возможности, креативность, применить знания, развить продуктивное мышление, проявить активность, умение планировать и добиваться поставленных результатов, умение работать в команде.

Вопросы реализации проектной технологии обучения нашли свое отражение в исследованиях и публикациях американских педагогов: Дж.Дьюи, В.Килпатрика, Э.Коллингса, работавших в начале ХХ века, и в современных трудах исследователей: В.С. Безрукова, Ю.В. Громыко, В.В. Гузеев, Е.П. Дихтиевская, Т.Г. Жилинская, Т.В. Карпинская, И.А. Колесникова, Т.П. Королева, Б.В. Пальческий, Е.С. Полякова, Г.П. Сергеева, А.П. Хмелева, Т.В. Шевцова и др.

Несмотря на исследования в данной сфере остаются вопросы, связанные с внедрением в систему обучения в вузах проектной технологии обучения. Целью статьи является исследование особенностей организации проектной деятельности студентов в вузе.

Основой метода проектов является развитие критического мышления, познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Такая образовательная технология ориентирована на самостоятельную деятельность студентов, которая может быть индивидуальной или групповой и выполняется в течение определенного времени.

Метод проектов органически сочетается с групповым подходом к обучению и предполагает решение поставленной проблемы, которая предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения и интеграцию компетенций из разных отраслей науки и технологий. Выполнение проектов предусматривает определенный результат.

Следовательно, можно утверждать, что проектная деятельность студентов, как форма учебной и познавательной активности заключается в мотивационном достижении поставленной цели разработки собственных проектов, которые имеют четкую структуру и комплексный характер решения проблемы, обеспечивают активный процесс учебной деятельности студентов и является средством развития личности, как специалиста.

Можно выделить ряд универсальных ключевых характеристик проектной деятельности в условиях образовательного процесса вуза, работающих на подготовку специалистов любого профиля: ориентированность на проработку актуальных вызовов (проблемы, задачи) профессиональной среды; активное привлечение в качестве заказчиков, консультантов, экспертов ведущих представителей профессионального сообщества; междисциплинарный характер проектов; разнопрофильность проектных студенческих команд [4].

Организация проектной деятельности студентов в системе высшего образования позволяет привлекать большое количество участников проекта, использовать проекты разного типа; улучшает творческие качества и организационные способности студентов, принимающих участие в выполнении проектов; включаться в контакты с другими учреждениями, организациями, что значительно расширяет эффективность их взаимоотношений.

Применение метода проектов в учебном процессе учреждений высшего образования решает ряд вопросов: повышение активности, инициативы, творческого поиска, налаживание коммуникативности в студенческом коллективе, решение психологических проблем, личностных отношений между субъектами проекта, поиск новых лидеров группы, воспитание личностных качеств студентов (взаимопомощь, самосовершенствование, самореализация и т.п.).

Студенты, в процессе работы над проектом, приобретают опыт решения профессиональных проблем в будущей профессиональной деятельности, обучаются организовывать коллективную работу и заранее прогнозируя ее результаты, анализировать и использовать необходимые источники информации, аргументировать собственные суждения, принимать решения в нестандартных ситуациях, создавать условия для достижения поставленной цели, представлять результат перед аудиторией, совершать самооценивание и оценивать деятельность партнеров. 

В процессе организации и проведения проектной деятельности происходит взаимное обогащение всех участников образовательных отношений, расширяется кругозор, обогащается словарный запас, совершенствуется ораторское искусство, формируется целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, отрабатываются навыки поисковой деятельности и что еще очень важно формируются навыки командной работы [3].

Среди отрицательных факторов, наличие которых снижает эффективность применения метода проектов в процессе профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности, можно сделать акцент на таких:

  • личностный – недостаточность внимания со стороны преподавателя, барьеры в общении, возникающие в результате различных интересов и подходах к работе;
  • профессиональный – недостаточная осведомленность руководителя проекта в той отрасли, которая предлагается для исследования, что часто вызывает низкую мотивацию у студентов;
  • организационный – большое количестве студентов и неправильная организация процесса выполнения проекта приводят к изоляции студентов.

Во время проектной деятельности студентов преподаватель выступает не транслятором готовых знаний в оптимальном виде, а равноправным соучастником процесса получения, обработки, анализа и подачи знаний студентам. Это требует дополнительного времени и дополнительных усилий не только студентов, но и преподавателя.

Проектная технология предусматривает наличие проблемы, что требует интегрированных знаний и исследовательского поиска их решения. Это является одной их задач личностно ориентированного обучения студентов учреждений высшего образования.

Важно отметить, что в процессе использования метода проектов у преподавателей возникают сложности с организацией и ведением студенческих проектов, связанные с отсутствием четких представлений о содержании данного вида деятельности ввиду специфики подготовки, а также недостаточный уровень подготовленности будущих специалистов к ведению проектной деятельности, ввиду отсутствия опыта данной работы [2].

Преподаватель должен быть осведомлен в исследовательских и поисковых методах: уметь организовать и проводить дискуссии, активизировать инициативу студентов, т.е.управлять проектами и проектной деятельностью. Выделим основные этапы управления проектной деятельностью: подготовка, выполнение и реализация.

Поэтапность организации проектной деятельности студентов определяется конкретностью постановки цели и определением запланированных результатов. На эффективность выполнения проекта влияет использование методических рекомендаций, где указаны дополнительная литература для самообразования, требования к проекту, формы и методы оценки результатов и алгоритмы проектирования.

Таким образом, организация проектной деятельности предоставляет возможность студентам изучать не только средства, но и способы деятельности, развивать умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать познавательные навыки и умения, критическое и творческое мышление, умения использовать полученные знания на практике, владеть методами исследования, развивать коммуникативную компетентность.

Проектная работа обогащает традиционные академические формы организации учебного процесса, повышает научный уровень и стимулирует развитие внеучебных форм вовлечения студентов в научную деятельность [1].

Сегодня образование требует создание такой образовательной среды, которая направлена на формирование конкурентоспособного и квалифицированного специалиста, способного самостоятельно использовать приобретенные знания для решения профессиональных задач. Успешной реализации образовательных целей способствует проектная деятельность, в процессе которой участники проектирования усваивают новые понятия, новое понимание поставленных перед ним требований.

Использование метода проектов несомненно повышает интерактивность и эффективность образовательного процесса, повышая самостоятельность обучающихся.

Список литературы

  1. Алашеева, С. А. Особенности реализации проектной деятельности студентов / С. А. Алашеева // Современный ученый. – 2020. – № 5. – С. 90-93. – EDN AKHQYI.
  2. Коноплев, В. В. Особенности формирования готовности к проектной деятельности у студентов педагогических направлений подготовки / В. В. Коноплев, Е. П. Якимович // Мир педагогики и психологии. – 2021. – № 3(56). – С. 33-37. – EDN LCHADX.
  3. Пустовойтова, О. В. Особенности организации проектной деятельности со студентами вузов по гуманитарным направлениям подготовки / О. В. Пустовойтова // Мир детства и образование : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 21 мая 2021 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. – С. 152-156. – EDN TUYNSD.
  4. Цирульникова, Е. А. Особенности организации проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза / Е. А. Цирульникова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2021. – № 4(93). – С. 293-295. – EDN KYEPWS.

Интересная статья? Поделись ей с другими: