УДК 373.3

Развитие ценностей в педагогическом коллективе начальной школы

Гридина Мария Алексеевна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Пинчук Мария Викторовна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Распопова Татьяна Сергеевна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Селюкова Екатерина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: В статье раскрыта значимость ценностей в педагогическом коллективе начальной школы. Определены ключевые ценности в современном педагогическом коллективе начальной школы. Охарактеризованы проблемы в развитии ценностей в педагогическом коллективе и предложены пути их решения.

Ключевые слова: начальная школа, младшие школьники, ученики, педагоги, педагогический коллектив, ценности, проблемы, развитие.

На стадии начального обучения складываются ключевые моральные и этические ориентиры ученика, формируются базовые социальные навыки и ценностные представления и педагогический коллектив играет здесь решающую роль, поскольку является основным источником образцов для подражания, авторитетных мнений и оценок. Понимание того, как эффективно строить процесс развития ценностей среди педагогов, позволит создать в образовательной среде атмосферу взаимоуважения, солидарности и демократии, что в свою очередь способствует качественному воспитанию и обучению учащихся.

Педагогический коллектив начальной школы – это объединенная группа профессионалов в области образования, включающая учителей начальных классов, специалистов дополнительного образования, психологов, социальных работников и административный персонал, работающих в школе начального общего образования, основная задача этого коллектива – обучение и воспитание учеников в возрасте от 6 до 11 лет. Педагогический коллектив взаимодействует друг с другом для достижения общих целей в области образования и воспитания, проводит коллективное планирование, анализ и оценку образовательного процесса [4, c.122].

Современный педагогический коллектив видит перед собой задачу научить младших школьников учиться и освоить различные сферы знаний, чтобы поддержать концепцию «образование через всю жизнь». Хотя педагоги не могут менять государственные программы или учебники, учебные заведения могут устанавливать приоритеты в обучении, фокусируясь на практической деятельности, теоретическом знании или развитии личностного потенциала учащихся. Применение определенных подходов и ценностей обеспечивает стабильность качества и эффективность образовательного процесса. Специфические ценности, которые культивируются в начальной школе, зависят от профессионализма учителей, поставленных задач и того, насколько традиционными или инновационными являются их методы обучения [6, с.333].

Рассмотрим ценности в современном педагогическом коллективе начальной школы:

  • Сотрудничество и командная работа. едагогический коллектив, который сотрудничает и работает как команда, способствует созданию гармоничной и продуктивной образовательной среды. Это облегчает координацию действий, обмен идеями и развитие совместных подходов к обучению и воспитанию. Более того, когда учителя работают вместе, они могут поддерживать друг друга в профессиональном плане, что в свою очередь способствует качественному образованию.
  • Непрерывное профессиональное развитие. В современном быстро меняющемся мире педагоги должны постоянно совершенствоваться, адаптироваться и учиться новому, чтобы поддерживать актуальность своих знаний и навыков. Непрерывное профессиональное развитие означает участие в профессиональных обучающих программах, семинарах, вебинарах, чтение актуальной литературы, научных исследований, а также обмен опытом с коллегами [3, c.187].
  • Уважение и признание индивидуальности каждого ребенка. Каждый ребенок уникален своими способностями, интересами, стилем обучения и темпом развития. Современный учитель понимает, что для обучения и развития каждого ученика необходим индивидуальный подход (включает адаптацию методов и техник обучения, поддержание уважительной и приемлющей атмосферы в классе, а также уважение к мнениям и идеям каждого ученика). Признание индивидуальности ребенка помогает его самоутверждению, стимулирует интерес к учению [1, c.13].
  • Этичность и справедливость. Это ключевые ценности, которые помогают налаживать отношения между участниками образовательного процесса на основе уважения, честности и ответственности.
  • Инновационность и гибкость в методах обучения. В эпоху быстрых перемен и технологического прогресса, важность инновационности и гибкости в методах обучения становится основой педагогической деятельности. В начальной школе эти качества приобретают особое значение, поскольку учителя не только передают знания, но и формируют основы мышления и восприятия мира учеников. Учителя, готовые к экспериментам, применяющие новые технологии и подходы, помогают детям увидеть обучение как захватывающий и креативный процесс, а не как набор зубрежек и упражнений.
  • Равенство и взаимоуважение. Это фундамент, на котором строится всё взаимодействие учителей и учеников, это культура общения, которую нужно внедрять и поддерживать каждый день. Равенство не означает однородность, наоборот, это признание и уважение индивидуальности каждого члена коллектива. Взаимоуважение подразумевает учет мнений других, отсутствие дискриминации, готовность к компромиссу.
  • Открытость к новым идеям. Учителя и ученики вместе открыты к новым подходам и методикам, готовы экспериментировать, искать нетрадиционные пути в обучении и саморазвитии. Важно не стоять на месте, не бояться ошибок, ведь они – часть пути к прогрессу.
  • Ориентация на результат и успех учащихся. Педагоги постоянно стремятся к инновациям, обеспечивают мотивацию к обучению и развивают в детях стремление к достижениям. Они помогают детям ставить и достигать цели, учиться брать на себя ответственность и стремиться к лучшему. Каждый ребенок рассматривается как уникальная личность, способная к росту и успеху.
  • Забота о физическом и эмоциональном благополучии учеников. Мысли о будущем, усилия и амбиции младших школьников не могут быть полноценными без заботы о их физическом и эмоциональном благополучии. Это значит не только обеспечение безопасной и здоровой обстановки для обучения, но и акцент на душевное здоровье каждого ученика. Младшие школьники должны знать, что их слушают, что их эмоции и чувства важны и заслуживают внимания. Такое взаимодействие помогает учащимся чувствовать себя уверенно, выражать свои мысли и чувства, а также развивать эмпатию и социальные навыки, в этом проявляется глубокий уровень заботы, который переходит за рамки простого преподавания учебных предметов [5, c.67].

Современный педагогический коллектив начальной школы может столкнуться с рядом проблем в связи с формированием и поддержкой ценностей. Это включает балансирование между сохранением традиционных методов и внедрением инноваций в образование, преодоление стереотипов и барьеров для признания индивидуальности каждого ребенка, обеспечение непрерывного профессионального развития в условиях ограниченных ресурсов и времени, а также поддержание атмосферы сотрудничества и взаимоуважения в условиях возрастающего стресса и высоких требований. Также сложность состоит в том, чтобы обеспечить равенство и справедливость для всех участников образовательного процесса в рамках многообразия культурных, социальных и личностных различий среди учеников и педагогов [2, c.49].

На наш взгляд, для развития ценностей в педагогическом коллективе начальной школы, важно поддерживать культуру непрерывного профессионального развития и обучения, включая участие в семинарах, вебинарах и профессиональных обучающих программах, а также активный обмен опытом и знаниями. Необходимо способствовать культуре взаимоуважения и признания уникальности каждого ученика, учитывая их индивидуальные способности, интересы и стиль обучения в процессе обучения. Стоит поощрять инновационность и гибкость в методах обучения, использовать современные технологии и подходы, чтобы сделать обучение более интерактивным и интересным. Требуется создавать безопасное и поддерживающее образовательное пространство, уделяя особое внимание эмоциональному и физическому благополучию младших школьников, чтобы поддерживать их общее развитие и успех в обучении.

Таким образом, в современном образовании важнейшую роль играют ценности, которые формируются и поддерживаются в педагогическом коллективе начальной школы. Сотрудничество, непрерывное профессиональное развитие, уважение к индивидуальности ученика, этичность, справедливость, инновационность, равенство, взаимоуважение, открытость к новым идеям, ориентация на результат и забота о благополучии учеников – это основные ценности, которые способствуют созданию эффективной и гармоничной образовательной среды. Поддержание и развитие этих ценностей требует активного профессионального обучения, сотрудничества и внедрения инноваций, при этом следует учитывать индивидуальные потребности и способности каждого ученика, а также уделять особое внимание их физическому и эмоциональному благополучию.

Список литературы

  1. Зинченко, Ю. П. Педагогический коллектив как команда: формирование организационной культуры школы / Ю. П. Зинченко, Л. Н. Аксеновская // Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности и организации воспитательной работы в образовательных организациях : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2022. – С. 9-16.
  2. Карелина, А. М. Педагогические условия формирования коллектива в начальной школе / А. М. Карелина // Молодежная наука как фактор и ресурс опережающего развития : сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 47-52.
  3. Кузьмина, Е. Н. Особенности психологического климата в педагогическом коллективе начальной школы / Е. Н. Кузьмина // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : Сборник статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 185-190.
  4. Наурызбаева, Г. Б. Развитие организационной культуры педагогического коллектива в школе / Г. Б. Наурызбаева // Cognitio Rerum. – 2023. – № 3. – С. 121-123.
  5. Пузанов, Я. В. Педагогические традиции в школе и их влияние на морально-психологический климат в коллективе / Я. В. Пузанов // Молодежь и образование XXI века : Материалы XX научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Ставрополь: СГПИ, 2022. – С. 65-68.
  6. Селюкова, Е. А. Реализация функций педагогического коллектива в образовательных учреждениях / Е. А. Селюкова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 329-335.

Интересная статья? Поделись ей с другими: