УДК 37

Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании

Лобыкина Ольга Васильевна – преподаватель кафедры Русского и иностранных языков Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Аннотация: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют значительную роль во всех аспектах жизни современного общества. ИКТ изменили способ, которым мы общаемся друг с другом, как мы находим необходимую информацию, работаем, ведем бизнес, взаимодействуем с государственными учреждениями и как мы управляем своей социальной жизнью. Поскольку ИКТ влияют на повседневную жизнь, они также влияют на макроэкономический рост, который, в свою очередь, еще больше влияет на общество, способствуя улучшению инфраструктуры и уровня жизни. Информация и коммуникация стали важнейшими составляющими современного делового мира и современного образования. Об информационном и коммуникационном образовании заботятся во всем мире, и почти во всех образовательных организациях имеются информационно-коммуникационные отделы. Потому что экономическая база современного мира основана на информации и коммуникациях. Информационно-коммуникационное образование очень важно, и технологии должны использоваться в информационно-коммуникационном образовании.

Ключевые слова: информация, технологии, образование, коммуникации, мобильные технологии, процесс обучения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это технология, которая изменила многие аспекты нашей жизни. Влияние ИКТ на каждый сектор жизни за последние два-три десятилетия было огромным. То, как эти области действуют сегодня, отличается от их прошлого. За последние двадцать лет использование ИКТ коренным образом изменило все формы деятельности в сфере бизнеса, управления и образования [1-3].

Информационно-коммуникационные технологии - это обобщающий термин, который включает в себя все технологии для обработки информации и ее передачи. ИКТ рассматривает все виды использования цифровых технологий, которые уже существуют, чтобы помочь отдельным лицам, бизнесу и организациям. Трудно дать точное определение ИКТ, потому что трудно успевать за изменениями, которые происходят так быстро [4].

ИКТ связаны с хранением, поиском, обработкой, передачей или получением цифровых данных. Определение, взятое из руководства по схемам работы QCA в области ИКТ [5], гласит: “ИКТ - это вычислительные и коммуникационные средства и функции, которые различным образом поддерживают преподавание, обучение и целый ряд видов деятельности в сфере образования”.

Образование - это социально ориентированная деятельность. Она играет жизненно важную роль в построении общества. Образование играет жизненно важную роль в построении общества. Образование определяет уровень жизни общества. Качественное образование помогает расширить возможности общества всех аспектах, предоставляя новые идеи, способы внедрения различных технологий и многое другое [6, 7]. Поскольку мир стремительно переходит к цифровой информации, роль ИКТ в образовании становится все более важной, и эта важность будет продолжать расти и развиваться в 21 веке. Используя ИКТ в образовании, мы перешли к обучению, в большей степени ориентированному на учащихся [8].

На рис. 1-3 показана динамика внедрения ИКТ в образовательную деятельность на примере количества персональных компьютеров, имеющих доступ в интернет и интранет образовательной организации.

1

Рисунок 1. Для общеобразовательных учебных заведений. Источник [9]

На практике существует целый ряд эффективных методик преподавания и обучения. В настоящее время ИКТ (особенно Интернет) играют важную роль в процессе интеграции технологий в образовательную деятельность.

Цели внедрения ИКТ в образовательный менеджмент [10]:

  • Улучшение успеваемости в обучении;
  • Расширение возможностей базового образования и профессиональной подготовки по другим основным навыкам, необходимым молодежи и взрослым;
  • Более активное приобретение учащимися знаний, навыков и ценностей, необходимых для улучшения условий жизни и здорового и устойчивой развития.

2

Рисунок 2. Для профессиональных образовательных организаций. Источник [9]

3

Рисунок 3. Для образовательных организаций высшего образования. Источник [9]

Роль ИКТ в высшем образовании:

  • Увеличить разнообразие образовательных услуг
  • Обеспечение равных возможностей для получения образования и информации
  • Распределенная система сбора и распространения образовательной информации.
  • Повышение технологической грамотности
  • Поддержка дистанционного обучения
  • Поддержка обмена опытом и информацией

В процессе обычного обучения акцент делался на содержании. Участники образовательного процесса придерживались определенной структуры курса / учебной программы на протяжении многих лет. Соответственно, были написаны предметные учебники и справочники. Используя соответствующий материал, учителя-предметники должны преподавать его с помощью лекций и презентаций. Учителя использовали свои планы уроков, учебные пособия, различные способы оценки успеваемости учащихся и т.д. Насущной потребностью является улучшение качества и структуры учебных программ путем внедрения подхода, основанного на компетентности и результативности. Включение передовых технологий и практического подхода также входит в обязанности преподавательского состава. Учебные программы должны обеспечить:

  • Доступ к различным типам информации и формам
  • Обучение, ориентированное на учащихся, через доступ к информации
  • Учебную среду, сосредоточенная на доступе к информации и запросах
  • Роль учителя скорее как наставники, чем как эксперты по контенту

Задача состоит в том, чтобы полнее интегрировать ИКТ в университеты, в их стратегии и образовательный процесс. Это должно быть реализовано на национальном и международном уровнях. Это будет полезно для повышения квалификации и гибкости, расширения доступа к сфере обучения. ИКТ являются причиной перехода от обучения, ориентированного на преподавателя, к обучению, основанному на компетентностях. Использование ИКТ в образовании также влияет на то, как учащиеся получают знания, а именно:

Обучение, ориентированное на учащихся: более широкое использование Интернета в качестве источника; пользователи Интернета могут выбрать экспертов, у которых они будут учиться; обучение станет проблемно–ориентированным; распространение учебных программ, ориентированных на возможности, компетентность и конечные результаты. ИКТ в образовании выступают в качестве движущей силы перемен. Это поддерживает независимое обучение. Студенты погружаются в процесс обучения с помощью ИКТ.

Поддержка формирования знаний: появление ИКТ как технологии обучения заставляет задуматься об альтернативных теориях обучения. Традиционный процесс обучения сосредоточен на планировании преподавателями и проведении учащихся через ряд последовательных инструкций для достижения желаемого результата. Этот способ обучения следует за запланированной передачей знаний через некоторое взаимодействие с содержанием в качестве средства закрепления полученных знаний. Это зависит от процесса личного понимания. В этой области обучение рассматривается как конструирование смысла, а не как запоминание фактов. Использование ИКТ открывает множество возможностей благодаря их предоставлению и поддержке обучения, основанного на ресурсах и ориентированного на учащихся. Он действует для поддержки различных аспектов построения знаний и становится все более и более изучаемым. Чем больше они будут использовать ИКТ в своем учебном процессе, тем более выраженным будет эффект от этого.

Влияние ИКТ на то, ‘когда’ и ‘где’ учиться: В прошлом у студентов не было или почти не было выбора с точки зрения метода и манеры обучения. Студентов, как правило, заставляют принимать то, что было преподнесено. Приложения ИКТ предоставляют множество вариантов в одном и том же случае.

Любое место, где можно учиться: использование ИКТ расширило сферу предоставления программ на расстоянии. Доставка за пределы кампуса была вариантом для студентов, которые не могли посещать кампусы. Сегодня многие учащиеся могут сделать этот выбор с помощью технологий, облегчающих процесс обучения. Например, во многих случаях традиционное обучение в классе уступило место обучению на рабочем месте, когда учащиеся могут получать доступ к курсам и программам со своего рабочего места. Преимущества образования и профессиональной подготовки по мере необходимости связаны не только с удобством, но и включают экономию средств, связанных с поездками и временем вне работы, а также с ситуацией и применением учебной деятельности в соответствующих и значимых контекстах. Далее, коммуникационные возможности современных технологий предоставляют многим учащимся возможность записаться на курсы, предлагаемые внешними учебными заведениями, а не теми, которые имеются на местном уровне. Эти возможности предоставляют такие преимущества, как расширенные предложения курсов и эклектичные группы занятий, состоящие из студентов с разным происхождением, культурами и взглядами. Свобода выбора, предоставляемая программами, к которым можно получить доступ в любом месте, также поддерживает предоставление программ с подразделами и курсами из различных учебных заведений, в настоящее время существует бесчисленное множество способов для студентов, получающих степень бакалавра, например, изучать разделы дисциплин для получения академической степени в нескольких различных учебных заведениях, деятельность, которая обеспечивает значительное разнообразие и выбор для студентов в рамках программ, которые они заканчивают.

Любое время обучения: В случае географической гибкости, технологии, облегченные образовательные программы также снимают временные ограничения:

Благодаря онлайн-технологиям обучение превратилось в деятельность, которая больше не ограничивается рамками расписания. Учащиеся могут свободно участвовать в учебных мероприятиях, когда позволяет время, и эти свободы значительно расширили возможности многих студентов участвовать в официальных программах.

  1. Широкий спектр технологий, поддерживающих обучение, способен обеспечить асинхронную поддержку обучения, так что можно избежать необходимости участия в режиме реального времени, сохраняя при этом преимущества общения и совместной работы с другими учащимися.
  2. Мобильные технологии и бесшовные коммуникационные технологии [11] поддерживают преподавание в режиме 24x7. Выбор того, сколько времени будет использовано в режиме 24x7 и какие периоды времени будут использоваться, - это задачи, с которыми столкнутся педагоги будущего.

Заключение. Роль ИКТ в образовании будет становиться все более актуальной и приобретать новые смыслы. Быстрые изменения в технологиях указывают на то, что роль ИКТ в образовании в будущем значительно возрастет. На основании этого можно сделать несколько выводов.

  1. Наблюдая за текущей деятельностью и практиками в сфере образования, можно сказать, что развитие ИКТ в сфере образования сильно повлияло на то:
    • Чему учат?
    • Как этому учатся?
    • Когда и где происходит обучение
    • Кто учится и кто преподает.
  2. ИКТ также направлены на изменение роли учителей. В дополнение к преподаванию в классе у них будут другие навыки и обязанности. Преподаватели будут выступать в качестве виртуальных гидов для студентов, использующих электронные носители информации.
  3. В конечном счете, использование ИКТ улучшит качество обучения учащихся. Кроме того, это помогает им самостоятельно мыслить и творчески общаться. Это также помогает студентам строить успешную карьеру и жизнь во все более технологичном мире.

Список литература

  1. Büyükbaykal C. I. Communication technologies and education in the information age //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Т. 174. – С. 636-640.
  2. Law R., Buhalis D., Cobanoglu C. Progress on information and communication technologies in hospitality and tourism //International Journal of Contemporary Hospitality Management. – 2014.
  3. Kwilinski A. et al. Formation of the entrepreneurship model of e-business in the context of the introduction of information and communication technologies //Journal of Entrepreneurship Education. – 2019. – Т. 22. – С. 1-7.
  4. Chang L. et al. Information and communication technologies development and the resource curse //Resources Policy. – 2023. – Т. 80. – С. 103123.
  5. Ogunjemilua A. A. The role of Information and Communication Technology (ICT) in Social Studies Education //IJO-International Journal of Educational Research (ISSN: 2805-413X). – 2021. – Т. 4. – №. – С. 48-52.
  6. Богославцева Л. В. Проблемы развития институциональной среды непрерывного образования в условиях развития цифрового образовательного пространства //Современные проблемы науки и образования. – 2020. – С. 18-20.
  7. Килимова Л. В., Нишнианидзе О. О., Черкашин М. Д. Проблемы дошкольного и школьного образования в общественном мнении региона //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2019. – Т. 9. – №. 6. – С. 190-199.
  8. Мерцалова О. Д., Гладкова Н. Н., Солошенко Н. Н. Личностно _ ориентированное образование в условиях современной школы //Ответственный редактор. – 2022. – С. 100.
  9. Информационное общество в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13251 (дата обращения: 07.06.2023).
  10. Годин В. В., Терехова А. Е. Современный образовательный ландшафт менеджмент-образования и информационно-коммуникационные технологии //Цифровая трансформация управления: проблемы и решения-2020. – 2020. – С. 16-20.
  11. Lin X. F. et al. An exploration of primary school students’ perceived learning practices and associated self-efficacies regarding mobile-assisted seamless science learning //International Journal of Science Education. – 2019. – Т. 41. – №. 18. – С. 2675-2695.

Интересная статья? Поделись ей с другими: