УДК 37

Общетеоретические особенности фестивалей и конкурсов детского творчества как формы дополнительного развития личности ребенка

Буланов Александр Евгеньевич – аспирант Московского инновационного университета.

Аннотация: В настоящей статье рассмотрена сущность развития личности ребенка, а также описана триада факторов, влияющих на данный процесс. Кроме того, выявлена роль, значение и фестивалей, и конкурсов детского творчества в процессе развития личности ребенка.

Ключевые слова: педагогика, детское творчество, дополнительное образование детей, развитие личности, развитие ребенка, фестиваль детского творчества.

Представляется наиболее целесообразным начинать исследование фестивалей и конкурсов детского творчества как формы дополнительного развития личности ребенка с анализа фундаментальных понятий «развитие личности», а также с факторов, влияющих на ее становление.

А.Н. Ходусов, С.А. Кононова под развитием личности ребенка понимают: «процесс, включающий количественные и качественные изменения, ведущие к всестороннему преобразованию личности» [10].

Кадралиева А.Х. характеризует развитие личности как «процесс становления, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов» [4].

И.П. Подласый [7,114] описывает триаду факторов, составляющих базис для становления личности, которые мы графически отражены на рис.1. по мнению автора, взаимодействие трех категорий факторов может быть оптимальным, а может быть негармоничным, когда на развитие личности в большей степени оказывает влияние среда, либо воспитание.

1

Рисунок 1. Факторы развития личности ребенка.

Следовательно, ни один из факторов формирования личности не может быть самостоятельным и независимым от двух других, в конечный результат и степень целостности личности зависят лишь от согласованности влияющих на нее факторов.

В.Е. Мхайличенко считает, что сущность развития личности ребенка заключается: «в формировании личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром, т.е. сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам» [6,199].

Основываясь на вышеизложенных научных подходах к описанию развития личности ребенка и факторов, влияющих на данный процесс, можно говорить о том, что развитие личности ребенка происходит путем, в том числе, внешнего педагогического воздействия – обучения, как основного, так и дополнительного. Таким образом, в рамках настоящего исследования считаем уместным рассматривать развитие личности ребенка сквозь призму дополнительного образования.

Т.С. Белякова полагает, что дополнительное образование представляет собой: «процесс освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей, и содействующий самореализации и культурной адаптации» [3].

В ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прописано целевое и функциональное назначение дополнительного образования, которое, по мнению законодателя «обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [1].

Концепции развития дополнительного образования детей [2] содержит в себе перечень задач, графическое отражение которых представлено на рис.2.

2

Рисунок 2. Задачи дополнительного развития ребенка.

Из изложенного можно заключить, что посредством дополнительного развития личности ребенка, ему извне предоставляется инструментарий для познания окружающего мира, развития творческих способностей, самопознания и самореализации, социализации и, как следствие, комфортного, гармоничного и целостного развития его личности.

В свою очередь, участие в фестивалях и конкурсах детского творчества позволяет ребенку продемонстрировать свои навыки в конкретном виде деятельности, получить поощрение, обменяться имеющимся опытом, идеями, измышлениями, сформировать новые социальные связи, а также определить дальнейшую профессиональную принадлежность и т.д.

М.П. Кулаченко отмечает, что: «термин фестиваль имеет происхождение с французского и латинского языков и дословно его можно перевести как «празднество» или «веселье» и, в сущности, является многолюдным действом или демонстрацией достижений в том, или ином направлении какого-либо вида искусства» [5,149].

О.В. Сереженкова акцентирует внимание на том, что цель проведения фестивалей детского творчества состоит: «в увеличении уровня развития личности детей, развитие их потенциала, талантов, привнесение искусства в жизнь детей» [9,78].

Многообразие фестивалей детского творчества, на наш взгляд, можно классифицировать по видам творческой деятельности (см. рис.3.)

3

Рисунок 3. Виды фестивалей детского творчества.

Вне зависимости от вида фестиваля, дети-участники обязательно получают различные награды и дипломы или грамоты, а в случае достаточного финансирования, ценные призы.

При участии в конкурсе детского творчества работы всех участников оцениваются жюри и сравниваются между собой в рамках одной номинации и одной возрастной категории, а по его завершению каждый участник получает грамоту (диплом) победителя, лауреата или участника конкурса, а его куратор имеет возможность на получение сертификата куратора, подготовившего участника конкурса.

Итак, подводя итоги, отметим, что участие в фестивалях и конкурсах детского творчества как форма дополнительного развития личности ребенка позволяет сформировать у ребенка навык систематизации и практического применения полученных знаний, сформировать потребность в самосовершенствовании и самореализации, получении новых знаний и опыта, сформировать новые социальные связи путем поиска единомышленников с последующим усилением социальных навыков, расширить спектр знаний ребенка в интересующих его областях творческой деятельности, расширить кругозор, приобрести уверенность в себе.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) / КонсультантПлюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года») / КонсультантПлюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413581/ba8c8515559ae9839108a92533b93c034d99af42/
  3. Белякова Т.С. Роль дополнительного образования в формировании социальной зрелости личности // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2020. – С.340-342.
  4. Кадралиева А.Х. Развитие личности как педагогическая проблема // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Составители Н.У. Ремизова, Б.В. Рыкова. Астрахань, 2022. – С.278-281.
  5. Кулаченко М.П. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: вожатская деятельность. – М.: Юрайт, 2019. – 327 с.
  6. Михайличенко В.Е. Психология развития личности: монография / В.Е. Михайличенко. – Х.: НТУ «ХПИ», 2015. – 388 с.
  7. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. - 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2023. – 575 с.
  8. Ребенок – исследователь, деятель, творец: опыт организации «специфически детских видов деятельности»: материалы Международной научной конференции, состоявшейся в Москве 24-26 апреля 2018 г. / под ред. Е.В Трифоновой, Н.Е. Васюковой. – М.: МПГУ, 2018. – 186 с.
  9. Сереженкова О.В. Новые практики выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Региональные инновационные площадки Свердловской области. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 161 с.
  10. Ходусов А.Н., Кононова С.А. Методологические и процессуально-логические основы развития личности ребенка в системе современного воспитания / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 2 (46).

Интересная статья? Поделись ей с другими: