УДК 37
Общетеоретические особенности фестивалей и конкурсов детского творчества как формы дополнительного развития личности ребенка
Буланов Александр Евгеньевич – аспирант Московского инновационного университета.
Аннотация: В настоящей статье рассмотрена сущность развития личности ребенка, а также описана триада факторов, влияющих на данный процесс. Кроме того, выявлена роль, значение и фестивалей, и конкурсов детского творчества в процессе развития личности ребенка.
Ключевые слова: педагогика, детское творчество, дополнительное образование детей, развитие личности, развитие ребенка, фестиваль детского творчества.
Представляется наиболее целесообразным начинать исследование фестивалей и конкурсов детского творчества как формы дополнительного развития личности ребенка с анализа фундаментальных понятий «развитие личности», а также с факторов, влияющих на ее становление.
А.Н. Ходусов, С.А. Кононова под развитием личности ребенка понимают: «процесс, включающий количественные и качественные изменения, ведущие к всестороннему преобразованию личности» [10].
Кадралиева А.Х. характеризует развитие личности как «процесс становления, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов» [4].
И.П. Подласый [7,114] описывает триаду факторов, составляющих базис для становления личности, которые мы графически отражены на рис.1. по мнению автора, взаимодействие трех категорий факторов может быть оптимальным, а может быть негармоничным, когда на развитие личности в большей степени оказывает влияние среда, либо воспитание.
Рисунок 1. Факторы развития личности ребенка.
Следовательно, ни один из факторов формирования личности не может быть самостоятельным и независимым от двух других, в конечный результат и степень целостности личности зависят лишь от согласованности влияющих на нее факторов.
В.Е. Мхайличенко считает, что сущность развития личности ребенка заключается: «в формировании личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром, т.е. сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам» [6,199].
Основываясь на вышеизложенных научных подходах к описанию развития личности ребенка и факторов, влияющих на данный процесс, можно говорить о том, что развитие личности ребенка происходит путем, в том числе, внешнего педагогического воздействия – обучения, как основного, так и дополнительного. Таким образом, в рамках настоящего исследования считаем уместным рассматривать развитие личности ребенка сквозь призму дополнительного образования.
Т.С. Белякова полагает, что дополнительное образование представляет собой: «процесс освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей, и содействующий самореализации и культурной адаптации» [3].
В ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прописано целевое и функциональное назначение дополнительного образования, которое, по мнению законодателя «обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [1].
Концепции развития дополнительного образования детей [2] содержит в себе перечень задач, графическое отражение которых представлено на рис.2.
Рисунок 2. Задачи дополнительного развития ребенка.
Из изложенного можно заключить, что посредством дополнительного развития личности ребенка, ему извне предоставляется инструментарий для познания окружающего мира, развития творческих способностей, самопознания и самореализации, социализации и, как следствие, комфортного, гармоничного и целостного развития его личности.
В свою очередь, участие в фестивалях и конкурсах детского творчества позволяет ребенку продемонстрировать свои навыки в конкретном виде деятельности, получить поощрение, обменяться имеющимся опытом, идеями, измышлениями, сформировать новые социальные связи, а также определить дальнейшую профессиональную принадлежность и т.д.
М.П. Кулаченко отмечает, что: «термин фестиваль имеет происхождение с французского и латинского языков и дословно его можно перевести как «празднество» или «веселье» и, в сущности, является многолюдным действом или демонстрацией достижений в том, или ином направлении какого-либо вида искусства» [5,149].
О.В. Сереженкова акцентирует внимание на том, что цель проведения фестивалей детского творчества состоит: «в увеличении уровня развития личности детей, развитие их потенциала, талантов, привнесение искусства в жизнь детей» [9,78].
Многообразие фестивалей детского творчества, на наш взгляд, можно классифицировать по видам творческой деятельности (см. рис.3.)
Рисунок 3. Виды фестивалей детского творчества.
Вне зависимости от вида фестиваля, дети-участники обязательно получают различные награды и дипломы или грамоты, а в случае достаточного финансирования, ценные призы.
При участии в конкурсе детского творчества работы всех участников оцениваются жюри и сравниваются между собой в рамках одной номинации и одной возрастной категории, а по его завершению каждый участник получает грамоту (диплом) победителя, лауреата или участника конкурса, а его куратор имеет возможность на получение сертификата куратора, подготовившего участника конкурса.
Итак, подводя итоги, отметим, что участие в фестивалях и конкурсах детского творчества как форма дополнительного развития личности ребенка позволяет сформировать у ребенка навык систематизации и практического применения полученных знаний, сформировать потребность в самосовершенствовании и самореализации, получении новых знаний и опыта, сформировать новые социальные связи путем поиска единомышленников с последующим усилением социальных навыков, расширить спектр знаний ребенка в интересующих его областях творческой деятельности, расширить кругозор, приобрести уверенность в себе.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) / КонсультантПлюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года») / КонсультантПлюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413581/ba8c8515559ae9839108a92533b93c034d99af42/
- Белякова Т.С. Роль дополнительного образования в формировании социальной зрелости личности // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2020. – С.340-342.
- Кадралиева А.Х. Развитие личности как педагогическая проблема // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Составители Н.У. Ремизова, Б.В. Рыкова. Астрахань, 2022. – С.278-281.
- Кулаченко М.П. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: вожатская деятельность. – М.: Юрайт, 2019. – 327 с.
- Михайличенко В.Е. Психология развития личности: монография / В.Е. Михайличенко. – Х.: НТУ «ХПИ», 2015. – 388 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. - 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2023. – 575 с.
- Ребенок – исследователь, деятель, творец: опыт организации «специфически детских видов деятельности»: материалы Международной научной конференции, состоявшейся в Москве 24-26 апреля 2018 г. / под ред. Е.В Трифоновой, Н.Е. Васюковой. – М.: МПГУ, 2018. – 186 с.
- Сереженкова О.В. Новые практики выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Региональные инновационные площадки Свердловской области. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 161 с.
- Ходусов А.Н., Кононова С.А. Методологические и процессуально-логические основы развития личности ребенка в системе современного воспитания / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 2 (46).