УДК 372.8

Развитие читательской грамотности младших школьников посредством системы заданий1

Сарсекеева Жанар Есентаевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики и методики начального обучения Карагандинского университета имени Е.А. Букетова (Республика Казахстан).

Абильдина Салтанат Куатовна – доктор педагогических наук, профессор-исследователь кафедры Педагогики и методики начального обучения Карагандинского университета имени Е.А. Букетова (Республика Казахстан).

Дюсембинова Райфа Кадыровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики и методики начального обучения Карагандинского университета имени Е.А. Букетова (Республика Казахстан).

Мухаметжанова Айгуль Олжабаевна – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры Педагогики и методики начального обучения Карагандинского университета имени Е.А. Букетова (Республика Казахстан).

Айдарбекова Кульжан Асетовна – старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального обучения Карагандинского университета имени Е.А. Букетова (Республика Казахстан).

Копбалина Камшат Багдатовна – докторант Карагандинского университета имени Е.А. Букетова (Республика Казахстан).

Аннотация: В статье исследован опыт развития компонентов функциональной грамотности обучающихся в разных странах. Данные исследования показывают важность развития функциональной грамотности, начиная с начальной школы. Участие казахстанских школ в исследовании позволило педагогам получить доступ к признанным международным замерам навыков чтения детей. Повышение уровня функциональной грамотности учащихся школ зависит от подбора содержания предмета и проектирования учебных задач.

Ключевые слова: младшие школьники, читательская грамотность, функциональная грамотность, система заданий.

Введение

Подходы к развитию компонентов функциональной грамотности (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность) были предметом исследования нескольких десятилетий у ученых и педагогов-практиков. Так, исследования зарубежного ученого Zellyne Jennings посвящены опыту развития компонентов функциональной грамотности обучающихся в Гайане [1]. В государстве Гайане Южной Америки приблизительно 11% молодых людей имеют высокий уровень функциональной грамотности; наблюдается тенденция большей грамотности у женщин чем у мужчин; однако грамотность большей части населения находится на низком уровне, который не выходит за пределы начальной или нижней ступени средней школы. Данные исследования показывают важность развития функциональной грамотности, начиная с начальной школы. Zellyne Jennings под функциональной грамотностью понимает способность человека применять свои умения и знания в области чтения, письма, счета и решения своих основных проблем. В исследовании описаны основные принципы, развитие и применение теста, который используется для измерения уровня функциональной грамотности в трех плоскостях (чтение текстов, умение разбираться в схемах и графиках, умение считать).

Немаловажным результатом является изучение зарубежного опыта турецких ученых. В статье «The Development of the Functional Literacy Experience Scale based upon Ecological Theory (FLESBUET) and Validity-Reliability Study» показаны результаты исследования ученых Emine Gül ÖZENÇ, M.Cihangir DOĞAN [2]. В состав исследовательской группы входили учащиеся начальных школ г. Стамбула (Турция). Результаты исследования показали, что шкала функциональной грамотности, основанная на экологической теории (FLESBUET), является эффективным инструментом измерения для сектора начального образования. Данное исследование включало следующие этапы: формирование элементов для шкалы; запрос мнения экспертов; этап предварительного испытания; этап измерения надежности. Шкала функциональной грамотности была изучена и затем оценена экспертами и опытными педагогами. В статье «The relationship between functional literacy and problem-solving skills: A study on 4th-grade students» представлены результаты исследования ученых Mehmet Özenç, Cafer Çarkıt [3]. В этом исследовании изучалась взаимосвязь между уровнем функциональной грамотности учащихся 4-го класса и их навыками решения проблем, а также влияние уровня функциональной грамотности учащихся на их способность решать проблемы. В группе исследования были учащиеся 4-х классов государственных начальных школ центральных районов г. Газиантеп (Турция). Согласно результатам исследования, существует положительная значимая взаимосвязь между уровнем функциональной грамотности учащихся и их навыками решения проблем.

Кроме того, интерес вызывают исследования ученых из Словении и Черногории. Metka Kordigel Abersek, Maja Kerneža в труде «Primary school students’ functional literacy in digital learning environments - how to teach» представили описание дидактических подходов развития компонентов функциональной грамотности у учащихся 6-8 и 9-11 лет в условиях цифровизации образования [4]. В статье Dusanka Popovic «Functional literacy and text creation» продемонстрированы результаты исследования читательской грамотности обучающихся (т.е. способности читать, понимать и создавать текст и понимать его дальнейшее использование) [5]. Автор считает, что культуру устного и письменного самовыражения, как продуктивные языковые навыки, очень интересно исследовать и особенно совершенствовать. Неотделимые от восприимчивых навыков слушания и чтения, они являются их непосредственным продуктом. Наблюдения доказывают, что этот фактор в сочетании учитель-ученик-письменная работа учитывался меньше всего. Целью авторского проекта было исследовать и рекомендовать наилучшие способы формирования читательской грамотности в области успешного создания устного и письменного текста, т.е. предложить более эффективное обучение в области устного и письменного самовыражения.

Большую научную заинтересованность вызывают исследования российских ученых, связанные с проблемой функциональной грамотности. Одним из показателей национального проекта «Образование» является вхождение в ТОП‑10 стран по уровню качества общего образования. Л.Н. Храмова, О.Б. Лобанова, Н.В. Басалаева, Е.В. Киргизова в своем исследовании «The Model of Formation of Functional Literacy of Students in the Conditions of Digital Transformation Taking into Account Regional Specificity» представили результаты региональной диагностической работы учащихся школ Приенисейского региона [6]. В работе показана модель формирования функциональной грамотности учащихся в контексте цифровой трансформации на основе анализа формирования компонентов функциональной грамотности. Авторы пришли к выводу о необходимости повышения уровня функциональной грамотности учащихся школ. А. Мендугалиева, Г. Мосс, Ж. Ивкина, З. Искужиева в ходе своего исследования выявили четыре группы дефицитов у учителей начальных классов, которые возникают в процессе формирования функциональной грамотности учащихся: управление образовательным процессом с целью формирования функциональной грамотности; подбор содержания предмета в контексте формирования функциональной грамотности и проектирования учебных задач; использование потенциала предметной области, отражающего формирование функциональной грамотности учащихся; диагностика результатов формирования функциональной грамотности и оценка деятельности учащихся во время занятий. В соответствии с выявленными профессиональными трудностями российскими учеными была разработана дополнительная программа повышения квалификации «Методическая поддержка учителей в процессе развития функциональной грамотности младших школьников» [7].

Для получения объективной независимой международной оценки Казахстан впервые принял участие в PIRLS-2016. Участие казахстанских школ в исследовании позволило педагогам получить доступ к признанным международным замерам навыков чтения детей. А.Ж. Култуманова, А.Д. Байгулова в качестве методической поддержки для учителей начальной школы разработали сборник «Инструментарий PIRLS и технология его оценивания» [8].

Таким образом, возникает проблема обоснования и апробации системы заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся начальных классов.

Цель исследования

Цель статьи заключается в выявлении возможности развития читательской грамотности младших школьников посредством внедрения предложенной системы заданий, направленных на развитие исследуемого качества.

Материал и методы исследования

Изучение особенностей развития читательской грамотности младших школьников посредством внедрения системы заданий является предметом изучения. Методом изучения стал анализ трудов философов, педагогов, психологов по теме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Следует отметить некоторые особенности формирования читательской грамотности обучающихся через систему учебных заданий: поэтапное формирование (1 этап – 1-2 класс; 2 этап – 3 класс; 3 этап – 4 класс).

Анализ Государственного общеобязательного стандарта начального образования [9], Типовой учебной программы по предмету «Литературное чтение» [10] позволил разработать электронный учебник «Система учебных заданий по формированию читательской грамотности обучающихся начальных классов».

В главном меню показана структура электронного учебника: содержание; информация об учебнике; помощь учителю; рекомендуемая литература.

В разделе «В помощь учителю» представлена основная информация об организации работы по формированию читательской грамотности обучающихся начальных классов.

В содержании отражены названия всех тем и разделов, представленных для работы. По каждой теме, в соответствии с предлагаемым календарно-тематическим планированием, размещены тестовые вопросы и учебные задания. На рисунке 1 представлен фрагмент содержания электронного учебника.

1

Рисунок 1. Фрагмент интерфейса электронного учебника. Содержание.

По каждой теме в электронном учебнике содержатся тесты и учебные задания. На рисунке 2 представлено размещение разработанных тестов и учебных заданий в окне электронного учебника.

2

Рисунок 2. Фрагмент интерфейса электронного учебника. Тесты и учебные задания.

При выполнении тестов необходимо обращать внимание на факты, числовые данные, а также взаимосвязь между различными данными. Среди предложенных вариантов ответа необходимо выбрать лишь один правильный. Когда ученик приступает к выполнению тестов, в окне программы появляются поочередно тестовые задания. Школьник выбирает ответ, нажимает на соответствующую кнопку (переход к следующему заданию осуществляется автоматически). Пока тест не проверен, ученик может вернуться к любому заданию и поменять свой ответ. После выполнения всех учебных заданий обучающийся нажимает кнопку «Завершить», программа проверяет тест. На рисунке 3 представлены результаты тестирования на примере темы «Смородина черная».

3

Рисунок 3. Фрагмент интерфейса электронного учебника. Результаты тестирования.

В окне результата ученик видит общее количество заданий теста, количество возможных и полученных баллов. По окончании тестирования обучающийся может ознакомиться с результатом, вернуться к любому учебному заданию и сравнить выбранный им вариант ответа с верным. В процессе данных учебных занятий реализуется возможность улучшить навыки работы с текстовым материалом, извлечения максимального количества информации из различных текстов.

Заключение

Таким образом, вопрос развития читательской грамотности обучающихся в настоящий период считается одной из наиболее значимых проблем педагогической науки. Следовательно, задачи по развитию читательской грамотности должны быть отражены в содержании начального образования, в частности в возможном внедрении системы заданий.

Список литературы

  1. Jennings Functional Literacy of Young Guyanese Adults International Review of Education. Internationale Zeitschrift für Erziehungswissenschaft / Revue Internationale de l'Education. 2000. vol. 46. no. 1/2 . P. 93-116.; URL: https://www.jstor.org/stable/3445429 (дата обращения: 24.03.23).
  2. ÖZENÇ E.G., DOĞANC. The Development of the Functional Literacy Experience Scale based upon Ecological Theory (FLESBUET) and Validity-Reliability Study. Educational Sciences: Theory & Practice. 2014. 14(6). P. 2249-2258. DOI: 10.12738/estp.2014.6.1791
  3. Özenç M., Çarkıt The relationship between functional literacy and problem-solving skills: A study on 4th-grade students. Participatory Educational Research (PER). 2021. vol. 8(3). P. 372-384.; URL: http://dx.doi.org/10.17275/per.21.71.8.3 (дата обращения: 24.03.23).
  4. AbersekK., Kerneža M. Primary school students’ functional literacy in digital learning environments - how to teach // DIVAI 2022 – The 14th international scientific conference on Distance Learning in Applied Informatics (Šturovo, Slovakia, May, 2022). P. 174-185.; URL: https://www.researchgate.net/publication/360778845 (дата обращения: 24.03.23).
  5. Popovic D. Functional literacy and text creation. European Journal of Social Sciences. 2014. vol. 1, issue 1. P. 95-105. DOI: https://doi.org/10.26417/ejser.v1i1.p95-105
  6. Khramova L.N., Lobanova O.B., Basalaeva N.V., Firerand A.V., Kirgizova E.V. The Model of Formation of Functional Literacy of Students in the Conditions of Digital Transformation Taking into Account Regional Specificity. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2022. 15(10). P. 1394–1403. DOI: 10.17516/1997-1370-0773
  7. Mendugalieva, Muss G., Ivkina J., Iskuzhieva Z. Readiness of teachers for the formation of functional literacy of younger students. 14th International Conference on Education and New Learning Technologies Dates (Palma, Spain, 4-6 July, 2022). P. 1216-1221.
    DOI:10.21125/edulearn.2022.0324
  8. Инструментарий PIRLS и технология его оценивания. Сборник / Составители А.Ж. Култуманова, А.Д. Байгулова. АО ИАЦ: Астана, 2017. 92 с.
  9. Государственный общеобязательный стандарт начального образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669 (дата обращения: 24.03.23).
  10. Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения). Приложение 14 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от «10» мая 2018 года № 199. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1300008424 (дата обращения: 24.03.23).

1 Статья подготовлена в рамках грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2022-2024 годы по теме АР14870260 «Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов в условиях цифровизации образования».

Интересная статья? Поделись ей с другими: