УДК 37

Особенности развития учебной автономии учащихся с использованием ИКТ при обучении английскому языку

Деткова Анастасия Леонидовна – магистрант Московской международной академии

Усачев Евгений Владимирович – директор Института лингвистики Московской международной академии

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению индивидуализации учебного процесса через развитие учебной автономии с помощью интернет-ресурсов и технологии образовательного индивидуального маршрута (ИОМ). Отдельно рассматриваются возможности ИКТ в организации самостоятельной работы учащихся и особенности развития учебной автономии, а также совмещение технологии ИОМ с онлайн-ресурсами для интенсификации учебного процесса. Приводится классификация интернет-ресурсов для организации самостоятельной работы и приводится пример технологической карты для проектирования индивидуального образовательного маршрута на основе интернет-ресурсов в условиях формирования автономии учащихся.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, автономия, самостоятельная работа, ИКТ, индивидуализация, интернет-ресурсы, обучение английскому языку.

Новые задачи, поставленные сегодня обществом перед образованием и представленные Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», направили образование в сторону индивидуализации учебного процесса. Признание активной роли обучаемого (как центра процесса обучения) привело к большому количеству исследований в области развития автономии обучаемого.

Решение вопроса о модернизации образовательной системы по ФГОС представляется во взаимосвязанных процессах - становление новых практик образовательной деятельности одновременно с развитием информационно-образовательного пространства. Именно поэтому в настоящее время в теории и практике образования идет поиск таких форм, методов и средств, которые позволят создавать максимально эффективные условия для развития умений и навыков в самостоятельной работе обучающихся при изучении английского языка.

В системе школьного и дополнительного образования наиболее эффективными технологиями для развития автономии являются, на наш взгляд, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) в сочетании с технологией индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ).

Несомненно, что интернет-ресурсам принадлежит особая роль в развитии автономии обучаемого в процессе изучения иностранного языка. Мультимедиа, информационные и коммуникационные свойства Интернета дают возможность создать особую, отличную от традиционной, учебную среду, позволяющую расширить рамки учебного пространства и, как следствие,  значительно интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс. Но несмотря на то, что многие исследования посвящены в последнее время теории применения онлайн-ресурсов в обучении английскому языку, прикладные аспекты пока еще исследованы недостаточно.

Проанализировав опубликованные материалы по теме индивидуального образовательного маршрута и методические рекомендации по его разработке, мы обнаружили, что проблема развития учебной автономии обучающегося и роли, отведенной в этом процессе ИКТ, актуальна. Именно в повышении эффективности самостоятельной учебной деятельности и будущей автономии выпускника школы кроется один из резервов интенсификации процесса обучения английскому языку.

В связи с этим для того, чтобы изучить, как данные технологии могут быть использованы в преподавании английского языка, нами было проведено исследование в области применения интернет-ресурсов совместно с ИОМ. В ходе нашего исследования мы рассмотрели понятия самостоятельной работы, индивидуализации и вариативности образовательного процесса, изучили особенности развития учебной автономии учащихся и возможность создания индивидуального образовательного маршрута в обучении английскому языку, с использованием онлайн-ресурсов.

Исследовав сущность самостоятельной работы в учебном процессе, мы обнаружили, что личностно-ориентированная образовательная парадигма предполагает развитие у обучающегося средней школы способности к автономии как высшей формы самостоятельной учебной деятельности. Мы пришли к выводу, что сфера дополнительного образования обладает большим потенциалом для сочетания различных технологий и развития будущей автономии учащихся.

Нами было выявлено, что ИКТ и онлайн-ресурсы несут в себе мощный потенциал для создания мотивирующей, насыщенной открытой информационно-образовательной среды, но требуют от педагога дополнительных усилий по освоению новых технологий, внедрению и применению дополнительных практик и приемов в новых условиях. Более того, ИКТ (интернет-ресурсы, в частности) обладают огромным потенциалом в развитии учебной автономии обучающихся английскому языку, но так как процесс формирования умений самостоятельной работы является поэтапным, то в достижении этой учебной цели полноценным средством является построение индивидуального образовательного маршрута обучающихся, с использованием модульной системы организации самостоятельной работы.

Наше исследование показало, что использование интернет-ресурсов в изучении и преподавании иностранного языка в сочетании с использованием индивидуального образовательного маршрута является областью, которая еще недостаточно изучена. Мы провели сопоставительный анализ некоторых популярных и наиболее востребованных онлайн-ресурсов для того, чтобы выявить, как они способствуют формированию определенных видов речевой деятельности и языковых навыков в процессе изучения английского языка. Несомненно, что интернет-ресурсы обладают мотивационной ценностью и гибкостью в их использовании, что позволяет использовать их для индивидуализации учебного процесса и построения ИОМ в ходе обучения.

В целом стоит отметить, что обращение к ИКТ в процессе обучения развивает речевые навыки и умения, способствует расширению лексического запаса, позволяет создать ситуацию иноязычного общения, стимулирует интерес и поддерживает активность учащегося, расширяет кругозор и повышает самооценку ребенка через создание ситуации успеха. Особое внимание заслуживают образовательные платформы, использование которых становится очень актуальным, так как позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся и дифференцировать задания по степени сложности для обучающихся с разным уровнем владения языком.

Немаловажным аспектом при изучении иностранного языка в средней школе является итоговая аттестация учащихся. Наше исследование показало, что и в этой области у ИКТ в сочетании с ИОМ есть огромный потенциал. Учитывая тот факт, что внедрение интернет-ресурсов в учебный процесс позволяет организовать автоматический тестовый контроль знаний, и таким образом помочь учащемуся производить самопроверку сформированности собственных языковых навыков и речевых умений, ИКТ становятся эффективными средствами в подготовке к государственной аттестации, а в сочетании с ИОМ, позволяют оптимизировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс подготовки к экзаменам.

Также в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что планирование ИОМ представляет собой многоаспектный процесс. Для того, чтобы построить маршрут правильно, педагогу нужно не только разработать содержательную часть в соответствии с целями и задачами курса, но и выстроить очередность действий и учесть много других факторов: уровень владения языком, формы взаимодействия, модули и уровни, аспекты и виды деятельности, объем и сроки. Все это имеет существенное значение  при разработке программы и должно выстраиваться поэтапно. Далее обучающийся сам выбирает определенные аспекты и задания, определяет формы и объем и таким образом выстраивает свой индивидуальный маршрут.

Используя ИОМ в качестве ведущей технологии для формирования будущей автономии школьника в самостоятельной деятельности, можно продемонстрировать обучающемуся все возможности использования онлайн-ресурсов в процессе изучения английского языка и сориентировать его на регулярную самостоятельную работу в информационной среде в дальнейшем. Помимо развития учебных умений, обучающиеся развивают личностные и метапредметные, с саморегуляцией и самоконтролем, но под руководством и наблюдением педагога в рамках спланированного маршрута.

Нами была составлена классификация онлайн-ресурсов, которые можно использовать вариативно – в очном, дистанционном, гибридном или смешанном формате обучения для формирования автономии учащихся приобучении иностранному языку. Классификация представлена в Приложении.

Представленный нами обзор онлайн-ресурсов и предложенный вариант организации технологической карты для навигации и создания траектории индивидуального образовательного маршрута представляют собой один из вариантов организации самостоятельной работы при изучении английского языка. Задания на основе интернет-сервисов дополняют традиционные формы самостоятельной работы, делают их разнообразнее, позволяют выстроить индивидуальную траекторию самостоятельной работы или организовать совместную самостоятельную работу и в любом случае приводят к развитию учебной автономии обучающихся.

Можно заключить, что для развития умений учебной автономии обучающихся при обучении иностранному языку целесообразно использование интернет-ресурсов в сочетании с технологией ИОМ. Самостоятельная работа учащихся средней школы, организованная с использованием интернет-ресурсов, способствует появлению положительной мотивации к изучению АЯ, повышению эффективности использования учебного времени, приводит к активизации мыслительной деятельности обучающихся и создает условия для комфортной среды обучения.  Более того, наличие интернет-сервисов позволяет осуществлять мгновенную связь с преподавателем для проведения учебных консультаций, усваивать материал на качественно новом уровне и в удобном режиме, получать доступ к неограниченным источникам информации.

Приложения

Приложение 1. Классификация интернет-источников для организации самостоятельной работы в обучении АЯ

Веб-ресурсы для развития навыков чтения:

Аудиокниги (для развития навыков аудирования):

Инструменты для создания подкастов, аудиовизуального материала:

Веб-ресурсы для развития навыков аудирования:

Платформы для создания тестов и заданий:

Онлайн-словари:

Справочные веб ресурсы по коллокациями и сочетаемости:

Проверка слов и грамматических конструкций:

Онлайн-задания и тесты для развития грамматических навыков:

Онлайн-задания и тесты, приложения для развития лексических навыков:

Приложение 2. Пример технологической карты для создания ИОМ

Тема

Образовательные результаты

(элементы модуля)

Форма

работы

Интернет-ресурсы

Мои результаты

примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие. Усть-Кут, 2015г. URL:  com(дата обращения: 19.04.2022).
  3. Григорьева Е.Я., Малеева Е.А. Автономия учащихся как принцип организации обучения иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2.;
    URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12621 (дата обращения: 18.04.2022).
  4. Кисель, О. В. Применение ИКТ при обучении различным аспектам иностранного языка / О. В. Кисель, Н. Н. Зеркина, Г. А. Босик // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 151-155. – EDN SQVVWC.
  5. Котова Светлана Аркадьевна, Цветков Валерий Викторович. Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута // Школьные технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektirovaniya-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta (дата обращения: 02.05.2022).
  6. Кустова, Ю. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в школе / Ю. Ю. Кустова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 137. – EDN YNPOXQ.
  7. Лыфенко, Д. В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов с использованием цифровых технологий / Д. В. Лыфенко // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 14 апреля 2021 года. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2021. – С. 127-133. – EDN FXMLHJ.
  8. Методические рекомендации «Модель построения индивидуального образовательного маршрута с помощью цифровой образовательной среды», СОШ № 37 им. Выдающегося земляка Тартышева А.М., Кострома, 2019, URL: pdf (xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai) (Дата обращения 1.05.2022).
  9. Симонян К. В. Использование информационно-компьютерных технологий как основы автономного обучения / К. В. Симонян // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. – № 519-2. – С. 72-81. – EDN JYCEOF.
  10. Титова, С. В. Методические основы разработки мобильного класса для обучения иностранным языкам в старшей школе / С. В. Титова, И. С. Коткова // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2019. – № 2. – С. 103-114. – EDN PQANOS.
  11. Чувилина О.В. Готовность обучающихся к самостоятельной работе при изучении иностранного языка и ее управление // Научные проблемы водного транспорта. 2016. №46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-obuchayuschihsya-k-samostoyatelnoy-rabote-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka-i-ee-upravlenie (дата обращения: 30.06.2022).
  12. Шеманаева Мария Александровна. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности // Концепт. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-kak-forma-sinhronno-asinhronnoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 20.04.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: