УДК 37
Особенности развития учебной автономии учащихся с использованием ИКТ при обучении английскому языку
Деткова Анастасия Леонидовна – магистрант Московской международной академии
Усачев Евгений Владимирович – директор Института лингвистики Московской международной академии
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению индивидуализации учебного процесса через развитие учебной автономии с помощью интернет-ресурсов и технологии образовательного индивидуального маршрута (ИОМ). Отдельно рассматриваются возможности ИКТ в организации самостоятельной работы учащихся и особенности развития учебной автономии, а также совмещение технологии ИОМ с онлайн-ресурсами для интенсификации учебного процесса. Приводится классификация интернет-ресурсов для организации самостоятельной работы и приводится пример технологической карты для проектирования индивидуального образовательного маршрута на основе интернет-ресурсов в условиях формирования автономии учащихся.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, автономия, самостоятельная работа, ИКТ, индивидуализация, интернет-ресурсы, обучение английскому языку.
Новые задачи, поставленные сегодня обществом перед образованием и представленные Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», направили образование в сторону индивидуализации учебного процесса. Признание активной роли обучаемого (как центра процесса обучения) привело к большому количеству исследований в области развития автономии обучаемого.
Решение вопроса о модернизации образовательной системы по ФГОС представляется во взаимосвязанных процессах - становление новых практик образовательной деятельности одновременно с развитием информационно-образовательного пространства. Именно поэтому в настоящее время в теории и практике образования идет поиск таких форм, методов и средств, которые позволят создавать максимально эффективные условия для развития умений и навыков в самостоятельной работе обучающихся при изучении английского языка.
В системе школьного и дополнительного образования наиболее эффективными технологиями для развития автономии являются, на наш взгляд, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) в сочетании с технологией индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ).
Несомненно, что интернет-ресурсам принадлежит особая роль в развитии автономии обучаемого в процессе изучения иностранного языка. Мультимедиа, информационные и коммуникационные свойства Интернета дают возможность создать особую, отличную от традиционной, учебную среду, позволяющую расширить рамки учебного пространства и, как следствие, значительно интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс. Но несмотря на то, что многие исследования посвящены в последнее время теории применения онлайн-ресурсов в обучении английскому языку, прикладные аспекты пока еще исследованы недостаточно.
Проанализировав опубликованные материалы по теме индивидуального образовательного маршрута и методические рекомендации по его разработке, мы обнаружили, что проблема развития учебной автономии обучающегося и роли, отведенной в этом процессе ИКТ, актуальна. Именно в повышении эффективности самостоятельной учебной деятельности и будущей автономии выпускника школы кроется один из резервов интенсификации процесса обучения английскому языку.
В связи с этим для того, чтобы изучить, как данные технологии могут быть использованы в преподавании английского языка, нами было проведено исследование в области применения интернет-ресурсов совместно с ИОМ. В ходе нашего исследования мы рассмотрели понятия самостоятельной работы, индивидуализации и вариативности образовательного процесса, изучили особенности развития учебной автономии учащихся и возможность создания индивидуального образовательного маршрута в обучении английскому языку, с использованием онлайн-ресурсов.
Исследовав сущность самостоятельной работы в учебном процессе, мы обнаружили, что личностно-ориентированная образовательная парадигма предполагает развитие у обучающегося средней школы способности к автономии как высшей формы самостоятельной учебной деятельности. Мы пришли к выводу, что сфера дополнительного образования обладает большим потенциалом для сочетания различных технологий и развития будущей автономии учащихся.
Нами было выявлено, что ИКТ и онлайн-ресурсы несут в себе мощный потенциал для создания мотивирующей, насыщенной открытой информационно-образовательной среды, но требуют от педагога дополнительных усилий по освоению новых технологий, внедрению и применению дополнительных практик и приемов в новых условиях. Более того, ИКТ (интернет-ресурсы, в частности) обладают огромным потенциалом в развитии учебной автономии обучающихся английскому языку, но так как процесс формирования умений самостоятельной работы является поэтапным, то в достижении этой учебной цели полноценным средством является построение индивидуального образовательного маршрута обучающихся, с использованием модульной системы организации самостоятельной работы.
Наше исследование показало, что использование интернет-ресурсов в изучении и преподавании иностранного языка в сочетании с использованием индивидуального образовательного маршрута является областью, которая еще недостаточно изучена. Мы провели сопоставительный анализ некоторых популярных и наиболее востребованных онлайн-ресурсов для того, чтобы выявить, как они способствуют формированию определенных видов речевой деятельности и языковых навыков в процессе изучения английского языка. Несомненно, что интернет-ресурсы обладают мотивационной ценностью и гибкостью в их использовании, что позволяет использовать их для индивидуализации учебного процесса и построения ИОМ в ходе обучения.
В целом стоит отметить, что обращение к ИКТ в процессе обучения развивает речевые навыки и умения, способствует расширению лексического запаса, позволяет создать ситуацию иноязычного общения, стимулирует интерес и поддерживает активность учащегося, расширяет кругозор и повышает самооценку ребенка через создание ситуации успеха. Особое внимание заслуживают образовательные платформы, использование которых становится очень актуальным, так как позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся и дифференцировать задания по степени сложности для обучающихся с разным уровнем владения языком.
Немаловажным аспектом при изучении иностранного языка в средней школе является итоговая аттестация учащихся. Наше исследование показало, что и в этой области у ИКТ в сочетании с ИОМ есть огромный потенциал. Учитывая тот факт, что внедрение интернет-ресурсов в учебный процесс позволяет организовать автоматический тестовый контроль знаний, и таким образом помочь учащемуся производить самопроверку сформированности собственных языковых навыков и речевых умений, ИКТ становятся эффективными средствами в подготовке к государственной аттестации, а в сочетании с ИОМ, позволяют оптимизировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс подготовки к экзаменам.
Также в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что планирование ИОМ представляет собой многоаспектный процесс. Для того, чтобы построить маршрут правильно, педагогу нужно не только разработать содержательную часть в соответствии с целями и задачами курса, но и выстроить очередность действий и учесть много других факторов: уровень владения языком, формы взаимодействия, модули и уровни, аспекты и виды деятельности, объем и сроки. Все это имеет существенное значение при разработке программы и должно выстраиваться поэтапно. Далее обучающийся сам выбирает определенные аспекты и задания, определяет формы и объем и таким образом выстраивает свой индивидуальный маршрут.
Используя ИОМ в качестве ведущей технологии для формирования будущей автономии школьника в самостоятельной деятельности, можно продемонстрировать обучающемуся все возможности использования онлайн-ресурсов в процессе изучения английского языка и сориентировать его на регулярную самостоятельную работу в информационной среде в дальнейшем. Помимо развития учебных умений, обучающиеся развивают личностные и метапредметные, с саморегуляцией и самоконтролем, но под руководством и наблюдением педагога в рамках спланированного маршрута.
Нами была составлена классификация онлайн-ресурсов, которые можно использовать вариативно – в очном, дистанционном, гибридном или смешанном формате обучения для формирования автономии учащихся приобучении иностранному языку. Классификация представлена в Приложении.
Представленный нами обзор онлайн-ресурсов и предложенный вариант организации технологической карты для навигации и создания траектории индивидуального образовательного маршрута представляют собой один из вариантов организации самостоятельной работы при изучении английского языка. Задания на основе интернет-сервисов дополняют традиционные формы самостоятельной работы, делают их разнообразнее, позволяют выстроить индивидуальную траекторию самостоятельной работы или организовать совместную самостоятельную работу и в любом случае приводят к развитию учебной автономии обучающихся.
Можно заключить, что для развития умений учебной автономии обучающихся при обучении иностранному языку целесообразно использование интернет-ресурсов в сочетании с технологией ИОМ. Самостоятельная работа учащихся средней школы, организованная с использованием интернет-ресурсов, способствует появлению положительной мотивации к изучению АЯ, повышению эффективности использования учебного времени, приводит к активизации мыслительной деятельности обучающихся и создает условия для комфортной среды обучения. Более того, наличие интернет-сервисов позволяет осуществлять мгновенную связь с преподавателем для проведения учебных консультаций, усваивать материал на качественно новом уровне и в удобном режиме, получать доступ к неограниченным источникам информации.
Приложения
Приложение 1. Классификация интернет-источников для организации самостоятельной работы в обучении АЯ
Веб-ресурсы для развития навыков чтения:
- Newsela https://newsela.com/
- CNN News https://edition.cnn.com/
- FOX News https://www.foxnews.com/
- Sky News https://news.sky.com/
- BBC Learning English http://www.bbc.co.uk/learningenglish
- BC Reading http://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/reading
- BBC UK Culture http://www.teachingenglish.org.uk/teaching-teens/uk-culture
- Learn English Read UK http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/read-uk
- http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/literature-uk
- British Council Magazine http://learnenglish.britishcouncil.org/magazine
- British Council Articles http://learnenglish.britishcouncil.org/articles
- British Council Reading http://learnenglish.britishcouncil.org/reading
- Teaching English BBC Stories and Poems http://www.teachingenglish.org.uk/teaching-teens/resources/stories-poems
- Sciences https://phys.org/tags/wimp/
Аудиокниги (для развития навыков аудирования):
- TubeQuizardhttp://tubequizard.com/
- Librivoxhttps://librivox.org/search
- com https://www.audiobooks.com/
- Loyal Books http://www.loyalbooks.com/
Инструменты для создания подкастов, аудиовизуального материала:
- Free Screen Video Recorder https://free-screen-video-recorder.ru.uptodown.com
- oCam Screen Recorder http://ocam-screen-recorder.ru/
- Camtasia Studio https://www.techsmith.com/video-editor.html
- ZD Soft Screen Recorder http://www.zdsoft.com/
- Bandicamhttps://www.bandicam.com
- Movavi Screen Capture https://www.movavi.ru/screen-capture/
- Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com/
- Screenpressohttps://www.screenpresso.com/
- Экранная камера http://screencam.ru/
- My Simpleshowhttps://www.mysimpleshow.com/, https://www.mysimpleshow.com/ex
- Vimeo https://vimeo.com/
- OBS Studio https://obsproject.com/ru
- Podomatichttps://www.podomatic.com/
- Voicethreadhttps://voicethread.com/myvoice/
- H5Phttps://h5p.org/
Веб-ресурсы для развития навыков аудирования:
- Teachertubehttps://www.teachertube.com/
- com https://www.ted.com
- News Sky https://news.sky.com/watch-live
- Film English http://film-english.com/
- Real English https://www.real-english.com/
- LyricsTraininghttps://lyricstraining.com/
- FluentUFluentUhttps://www.fluentu.com/
- Simple English Videos https://www.simpleenglishvideos.com/
- ESLVideohttps://www.eslvideo.com
- TEDEdhttps://ed.ted.com/
- BC Listening http://learnenglish.britishcouncil.org/listening
- Documentaries https://documentary.net/
- BBC News https://www.bbc.com/news BBCDocumentary.Net
- Explore Global Documentary Films https://explore.org/films
- Black and White Movieshttp://www.bnwmovies.com/
- Fox Video Newshttps://www.foxnews.com/video/
- BC Podcasts http://learnenglish.britishcouncil.org/learnenglish-podcasts
- Learn English Teens http://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/listening
- Breaking News English https://breakingnewsenglish.com/index.html
- org http://www.elllo.org/english/home.htm
- Learning English VOA News https://learningenglish.voanews.com/
- BBC Learning English http://www.bbc.co.uk/learningenglish
- BC Video UK http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk
- British Council Listening http://learnenglish.britishcouncil.org/listening
- National Geographic Perspectives https://eltngl.com/sites/perspectives/home
- BC Podcasts http://learnenglish.britishcouncil.org/learnenglish-podcasts
- Learn English Teens http://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/listening
Платформы для создания тестов и заданий:
- Just-the-word just-the-word.com
- it http://fraze.it
- My Crossword http://www.armoredpenguin.com/crossword/
- Kahoot! https://kahoot.com/
- Edpuzzlehttps://edpuzzle.com
- Quizlet https://quizlet.com/ru
- LearningAppshttps://learningapps.org/
- Easy Test Maker https://easytestmaker.com/
- MyQuizCreatorhttp://www.myquizcreator.com/
- Quibblohttp://www.quibblo.com/
- Quizboxhttp://quizbox.com/
- My Crossword http://www.armoredpenguin.com/crossword/
- Wordcloudshttps://www.wordclouds.com/для создания облаков из слов
- Wordlehttp://www.wordle.net/ - для создания облаков из слов
- Classflowhttps://classflow.com/ru/
- MIRO https://miro.com/
- Padlet https://padlet.com/dashboard
- Wordiserhttps://www.wordiser.com/en/home/
- Ask Ludwig https://ludwig.guru/
- Edpuzzlehttps://edpuzzle.com
- PlayPosithttps://learn.playposit.com/learn
- TubeQuizardhttp://tubequizard.com/
Онлайн-словари:
- Cambridge Dictionaries Online http://dictionary.cambridge.org
- Macmillan Dictionary macmillandictionary.com
- The Longman Dictionary of Contemporary English ldoceonline.com
- Oxford Learner's Dictionaries - NEW! oxfordlearnersdictionaries.com
- Merriam-Webster Visual Dictionary http://www.visualdictionaryonline.com/
- Merriam-Webster Dictionary and Thesaurihttps://www.merriam-webster.com/
- https://www.vocabulary.com/
Справочные веб ресурсы по коллокациями и сочетаемости:
- For Better English http://forbetterenglish.com
- Just-the-word just-the-word.com
- Oxford Collocation Dictionary ozdic.com
- HASK collocation browser http://pelcra.pl/hask_en/browser
- Concordancerlextutor.ca/concordancers/concord_e.html
- British National Corpus (BNC) http://corpus.byu.edu/bnc
- Phraseupphraseup.com
- Netspeak netspeak.org
- it http://fraze.it
- SKELL https://skell.sketchengine.eu/
- https://www.vocabulary.com/vocabtrainer/
Проверка слов и грамматических конструкций:
- Wordiserhttps://www.wordiser.com/en/home
- Проверка лексики https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/prescribe
- Text inspector http://www.englishprofile.org/wordlists/text-inspector
- Проверка лексики https://www.englishprofile.org/wordlists
- Проверка грамматики https://www.englishprofile.org/english-grammar-profile
- Text inspector http://www.englishprofile.org/wordlists/text-inspector
- Проверка лексики https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/prescribe
Онлайн-задания и тесты для развития грамматических навыков:
- British Council Games http://learnenglish.britishcouncil.org/games
- British Council Grammar http://learnenglish.britishcouncil.org/grammar
- British Council/Grammar http://learnenglishteens.britishcouncil.org/grammar
- Grammar Testhttp://learnteachweb.ru/grammar-test1.html
- Learnteachweb Грамматический тренажер 28 тестов http://learnteachweb.ru/grammar-test1.html
- BBC Learning English http://www.bbc.co.uk/learningenglish
- British Council Grammar http://learnenglish.britishcouncil.org/grammar
- Learn English Teens by Council/Grammar http://learnenglishteens.britishcouncil.org/grammar
Онлайн-задания и тесты, приложения для развития лексических навыков:
- Magooshhttps://gre.magoosh.com/builder/vocabulary/app#/sections
- Penny Dell crosswords http://www.puzzlenation.com/penny-dell-crosswords/
- com https://www.vocabulary.com/app/
- Words with friends https://www.zynga.com/games/words-with-friends-2/
- Vocabulary Trainer https://www.vocabulary.com/vocabtrainer/
- British Council Games http://learnenglish.britishcouncil.org/games
- Magooshhttps://gre.magoosh.com/builder/vocabulary/app#/sections
- com https://www.vocabulary.com/app/
- Words with friends https://www.zynga.com/games/words-with-friends-2/
- Penny Dell crosswords http://www.puzzlenation.com/penny-dell-crosswords/
- British Council Games http://learnenglish.britishcouncil.org/games
- Gamezonehttp://www.englishonline.org.uk/games/gamezone2.htm
Приложение 2. Пример технологической карты для создания ИОМ
Тема |
Образовательные результаты (элементы модуля) |
Форма работы |
Интернет-ресурсы |
Мои результаты примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
- Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации».
- Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие. Усть-Кут, 2015г. URL: com(дата обращения: 19.04.2022).
- Григорьева Е.Я., Малеева Е.А. Автономия учащихся как принцип организации обучения иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12621 (дата обращения: 18.04.2022). - Кисель, О. В. Применение ИКТ при обучении различным аспектам иностранного языка / О. В. Кисель, Н. Н. Зеркина, Г. А. Босик // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 151-155. – EDN SQVVWC.
- Котова Светлана Аркадьевна, Цветков Валерий Викторович. Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута // Школьные технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektirovaniya-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta (дата обращения: 02.05.2022).
- Кустова, Ю. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в школе / Ю. Ю. Кустова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 137. – EDN YNPOXQ.
- Лыфенко, Д. В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов с использованием цифровых технологий / Д. В. Лыфенко // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 14 апреля 2021 года. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2021. – С. 127-133. – EDN FXMLHJ.
- Методические рекомендации «Модель построения индивидуального образовательного маршрута с помощью цифровой образовательной среды», СОШ № 37 им. Выдающегося земляка Тартышева А.М., Кострома, 2019, URL: pdf (xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai) (Дата обращения 1.05.2022).
- Симонян К. В. Использование информационно-компьютерных технологий как основы автономного обучения / К. В. Симонян // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. – № 519-2. – С. 72-81. – EDN JYCEOF.
- Титова, С. В. Методические основы разработки мобильного класса для обучения иностранным языкам в старшей школе / С. В. Титова, И. С. Коткова // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2019. – № 2. – С. 103-114. – EDN PQANOS.
- Чувилина О.В. Готовность обучающихся к самостоятельной работе при изучении иностранного языка и ее управление // Научные проблемы водного транспорта. 2016. №46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-obuchayuschihsya-k-samostoyatelnoy-rabote-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka-i-ee-upravlenie (дата обращения: 30.06.2022).
- Шеманаева Мария Александровна. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности // Концепт. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-kak-forma-sinhronno-asinhronnoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 20.04.2022).