УДК 355.233.231.1

Организация патриотического воспитания младших школьников в форме классного часа

Олейник Анна Александровна  – студент факультет дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Хахова Варвара Валерьевна – студент факультет дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Научный руководитель Селюкова Екатерина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: В данной статье рассматривается организация патриотического воспитания младших школьников в форме классного часа. Описываются методы и приемы, которые позволяют сформировать у детей любовь к своей стране, уважение к ее истории и культуре. Автор подчеркивает, что классный час – это эффективный инструмент в формировании патриотических чувств, так как позволяет индивидуализировать подход к каждому ребенку. Рассмотрены конкретные примеры занятий, которые могут быть проведены в рамках классного часа, их цель и задачи. В заключении подчеркивается, что организация патриотического воспитания является одной из важнейших задач современной школы, и классный час – это один из наиболее эффективных способов ее решения.

Ключевые слова: организация, патриотическое воспитание, младшие школьники, классный час, любовь к стране, уважение к истории.

В современном обществе патриотизм является важным аспектом воспитания и развития личности, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь именно в этот период ребенок формирует свое мировоззрение и начинает понимать свою роль в обществе. Один из способов организации патриотического воспитания младших школьников – это проведение классных часов.

Классный час является эффективным инструментом в формировании патриотических чувств у детей, так как позволяет индивидуализировать подход к каждому ребенку. Одним из методов организации патриотического воспитания в рамках классного часа является использование игровых форм. Это может быть игра в «Слова о Родине», в которой дети говорят о своих чувствах к родной стране и делятся своими знаниями о ее истории и культуре [2].

Другим методом является использование познавательных занятий, направленных на знакомство детей с достопримечательностями и символами России. Так, можно провести занятие о Государственном гербе Российской Федерации и рассказать детям о его символике. Или же занятие о героях Отечества, в котором ребята узнают о подвигах российских воинов.

Для формирования у детей любви к своей стране, необходимо использовать методы, которые позволяют им прочувствовать связь с Родиной. Например, можно организовать экскурсию по местам памяти и достопримечательностям города, чтобы дети увидели, насколько много связано с историей нашей страны.

Одним из приемов патриотического воспитания является использование сказок и легенд о России. Сказки и легенды о России - это не только увлекательный способ познакомить детей с национальными традициями и культурой своей страны, но и мощный инструмент патриотического воспитания. Сказки позволяют детям увидеть свою Родину с новой стороны, узнать ее историю и наследие, а также оценить ее красоту и уникальность [4].

Сказка "Колобок", которую можно использовать для рассказа о народных традициях и обычаях, известна всем детям. Она повествует о маленьком колобке, который путешествует по лесу, встречает различных животных и, наконец, оказывается в пасти лисы. Сказка может использоваться для рассказа о традиционных блюдах русской кухни, например, о блинах, которые готовят в России на Масленицу. Колобок – это символ обжорства и независимости, а сказка учит детей о том, что самостоятельность и желание быть свободными может привести к опасности.

Еще одной известной сказкой, которую можно использовать для патриотического воспитания, является "Морозко". Она повествует о девушке, которая была замужем за бедняком, и о ее приключениях с Морозком. Сказка учит детей о том, что не следует оценивать людей по их материальному достатку, а также об уникальности русской зимы и ее красоте.

Кроме сказок, можно использовать и другие литературные произведения, такие как стихотворения, песни и притчи, чтобы показать детям разнообразие русской культуры и национальных традиций.

Важно отметить, что при использовании сказок и легенд для патриотического воспитания необходимо быть осторожным и не допускать искажения исторических фактов. Также следует помнить, что сказки не должны быть единственным средством патриотического воспитания, а должны дополняться другими методами, такими как экскурсии, музыкальные мероприятия и общение с ветеранами.

Классный час по патриотическому воспитанию может выполнять несколько задач. Одна из главных задач - это формирование у младших школьников чувства любви к своей Родине и уважения к ее истории, культуре и традициям. Важно, чтобы дети понимали, что они являются частью этой страны и могут внести свой вклад в ее развитие.

Другая задача – это формирование патриотического сознания у младших школьников, понимание значимости России в мировой истории и ее роли в современном мире. Для этого можно провести занятия о географии России, ее экономическом и культурном развитии, ее вкладе в мировую науку и искусство.

Третья задача – это формирование у детей уважительного отношения к своим соотечественникам, независимо от национальности, религии или социального статуса. Важно показать детям, что Россия является многонациональной страной и ее разнообразие – это ее богатство [1].

Конкретные примеры проведения классных часов по патриотическому воспитанию:

  • Для организации классного часа по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы и приемы. Например, можно провести игру в «Что? Где? Когда?» на тему России. В игре дети отвечают на вопросы о достопримечательностях, географии и истории России.
  • Другой пример – это проведение экскурсии в музей, посвященный истории России. В музее можно рассказать детям о национальных героях, российских царях и императорах, знаковых событиях в истории страны.
  • Также можно провести занятие на тему «Как защищать свою Родину?» и рассказать детям о службе в армии, полиции и других силовых структурах [5].

Важно помнить, что каждый классный час должен быть индивидуализирован под конкретный класс и возрастную категорию д етей. Например, для младших классов можно использовать более простые формы игр и более доступный язык, а для старших классов - более серьезные темы и задания.

Примеры тем для классных часов по патриотическому воспитанию:

  • «Моя Родина - Россия». Занятие на тему России, ее географии, истории и культуре.
  • «Герои нашей Родины». Занятие о национальных героях России, их подвигах и значимости для страны.
  • «Музей России». Экскурсия в музей, посвященный истории России и ее культуре.
  • «Защитники Родины». Занятие о службе в армии, полиции и других силовых структурах.
  • «Праздник Дня Победы». Занятие о значении Дня Победы для России и ее граждан, включая историю Великой Отечественной войны и ее героев.
  • «Многонациональная Россия». Занятие о разнообразии национальностей и культур в России, и их вкладе в ее развитие.

Несмотря на то, что классные часы по патриотическому воспитанию могут быть организованы различными способами, они все должны иметь общую цель: воспитание любви к Родине и готовности служить ей.

Помимо классных часов, патриотическое воспитание также может быть интегрировано в различные уроки и мероприятия, такие как конкурсы, спортивные соревнования и т.д. Главное, чтобы воспитание патриотизма было системным и включало в себя не только знания об истории и культуре своей страны, но и воспитание духовных и моральных качеств, таких как честность, доброта и справедливость [3].

Также важно помнить, что патриотизм не должен быть понимаем, как враждебность к другим странам и народам. Патриотизм – это любовь к своей Родине и готовность служить ей, но это не должно быть связано с ненавистью к другим народам и культурам. Воспитывая любовь к Родине, мы также должны уважать и любить другие страны и культуры.

Таким образом, классный час по патриотическому воспитанию является важным инструментом в формировании патриотического сознания у младших школьников. Он помогает детям понять свою роль в развитии страны, любить ее и уважать ее историю и культуру. Каждый классный час должен быть индивидуализирован под конкретный класс и возрастную категорию детей, чтобы достичь наибольшей эффективности в воспитании патриотизма и гражданственности.

Список литературы

  1. Белоусова, Т.И. Организация патриотического воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы / Т.И. Белоусова, О.С. Белоусова – М.: Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 75-78.
  2. Громова, Т.В. Организация патриотического – воспитания младших школьников в современной школе / Т.В. Громова – М.: Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 101-106.
  3. Колесникова, Ю.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Ю.А. Колесникова — М.: Начальное образование. – 2016. – № 4. – С. 84-88.
  4. Сидорова, Е.Ю. Организация патриотического воспитания младших школьников в условиях современной школы / Е.Ю. Сидорова – М.: Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 43-46.
  5. Черникова, Н.А. Организация патриотического воспитания младших школьников в условиях образовательного учреждения / Н.А. Черникова – М.: Современное образование: проблемы, поиски и решения. – 2017. – № 2. – С. 67-71.

Интересная статья? Поделись ей с другими: