УДК 37

Дидактические игры как средство развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни

Хинтуханова Елена Александровна – студент Иркутского государственного университета

Шинкарева Надежда Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент Иркутского государственного университета

Аннотация: Формирование полоролевой идентичности происходит с раннего возраста. В ходе анализа определена роль полоролевой идентичности для дошкольника, ее актуальность. Представлены результаты исследования уровня полоролевой идентичности детей пятого года жизни, компетентность педагогов, родительский интерес и анализ развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: полоролевая идентичность, дети пятого года жизни, дидактическая игра.

Формирование половой идентичности и половой роли у детей реализуется в процессе воспитания, начиная с самого рождения, и приобретает особую актуальность в дошкольный период. Для этого воспитывающим взрослым необходимо создать благоприятные условия, в которых мальчики и девочки смогут достичь гендерной константности, усвоить гендерные роли. Определяя половую идентификацию, С.Ю. Головин обозначил ее как процесс и результат приобретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление ребенком себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение [2].

Половая идентичность, представляя собой осознанную принадлежность к определенному полу, является результатом сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания [2].

Половая идентичность, по определению С. Бема, представляет собой схемы, которые применяются человеком по отношению к собственному Я в зависимости от поддержки, поощрения поведения, которое принято для данного пола в той или иной культуре [1].

Еще до школы дети проявляют знания о полоролевых различиях в игрушках, одежде, занятиях. Начиная со среднего дошкольного возраста, дети начинают осознавать характеристики ролей; полоролевыми различиями регулируется выбор игрушек, одежды. Именно в среднем дошкольном возрасте у детей проявляются осознанные полоролевые различия особенностей половой идентификации, которые будут рассмотрены в работе.

По определению О.И. Ивановой, А.М. Щетининой дети среднего дошкольного возраста еще не способны выстроить половозрастную последовательность, они идентифицируют себя со старшими дошкольниками или школьниками, приводя аргументы, типа: «Я большой», «Я скоро пойду в школу» и т.п. В крайне редких случаях дети этого возраста идентифицируют себя с малышами, что свидетельствует о подходе к ним как к маленьким со стороны воспитывающих взрослых [3, с. 12].

Средний дошкольный возраст выступает тем периодом, в ходе которого вопрос развития полоролевой идентификации малоисследован, тогда как в старшем дошкольном возрасте этот аспект изучен достаточно глубоко. В тоже время именно средний дошкольный возраст является важным периодом, в рамках которого происходит развитие представлений, что обеспечивает формирование адекватного полоролевого поведения.

При изучении психолого-педагогической литературы, нами были выявлены следующие противоречия:

  • между требованиями, предъявляемыми со стороны социума к поведению и образу жизни представителей разных полов и недостаточным вниманием к полоролевому воспитанию в дошкольных образовательных организациях и семье;
  • между необходимостью развивать навыки полоролевого поведения у детей дошкольного возраста и неготовностью многих педагогов к деятельности по их развитию в связи с отсутствием алгоритмов и методик;
  • важностью создания педагогических условий развития полоролевой идентичности в образовательном процессе ДОУ и недостаточной обоснованностью условий.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр в развитии полоролевой идентичности детей пятого года жизни.

Объект исследования: полоролевая идентичность детей пятого года жизни.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие полоролевой идентичности детей пятого года жизни будет эффективнее, если будут учтены следующие педагогические условия:

  • разработано планирование и организованы занятия, направленные на развитие полоролевой идентичности детей пятого года жизни, с использованием дидактических игр;
  • обогащена развивающая предметно-пространственная среда (центр игры) карточками с дидактическими играми и материалами к ним с учетом принципа дифференциации и учета половых различий детей;
  • организован комплекс мероприятий с педагогами и родителями по повышению компетентности по проблеме развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни посредством дидактических игр.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

  • научные подходы к изучению полоролевой идентичности (О.Г. Лопухова, И.В. Ильенков, И.С. Кон);
  • положения о сущности процесса развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте (Н.Л. Белопольская, В.Е. Каган, В.С. Мухина);
  • подходы к организации процесса развития полоролевой идентичности (О.И. Иванова, А.М. Щетинина).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий);
  • количественно-качественный анализ полученных результатов;
  • метод анкетирования, опроса.

Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад № 138. В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста, 20 родителей,4 педагога.

В качестве оценки педагогических условий развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни мы рассматривали готовность педагогов к развитию полоролевой идентичности детей пятого года жизни, оснащенность центра игры и степень компетентности родителей по проблеме развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни.

Изучение профессиональной готовности педагогов по вопросу развития полоролевой идентичности детей среднего дошкольного возраста осуществлялось с помощью анкетирования, которое  позволило выявить преимущественно средний и низкий уровень. Показатели повышенного уровня мы выявили у 25% педагогов, количество педагогов с базовым уровнем составило 25%, количество педагогов с критическим уровнем составило 50%.

Как было сказано нами ранее, одним из условий развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни и, является организация развивающей предметно-пространственной среды.

Опираясь на примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, мы провели анализ предметной развивающей среды группы «Центра игры» и «Центра книги».

Анализируя оснащенность развивающей предметно-пространственной среды групп, мы отметили, что в группе не имеются игр и заданий, направленные на обогащение и систематизацию нравственных представлений детей об этических нормах, правилах поведения и общения, а так же направленных на формирование представлений о сверстнике как носителе определенного пола и свойств; развития социально-нравственных эмоций и чувств, нравственных переживаний.

По результатам анализа среды мы выявили то что, наполняемость центра недостаточная, она не в полной мере соответствует возможностям воспитания ценностных ориентаций детей среднего дошкольного возраста.

Для определения уровня готовности родителей по вопросу развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни нами было проведено анкетирование на тему: «Развитие полоролевой идентичности у детей пятого года жизни». Анкета состоит из 5 вопросов. В эксперименте приняли участие родители воспитанников средней группы в количестве двадцати человек.

Результаты анкетирования показали, что уровни сформированности компонентов готовности родителей развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни, сформированы на различных уровнях. У 65% родителей был выявлен низкий уровень сформированности готовности, у 25% средний уровень и у 10 % опрошенных нами родителей выявлен достаточный уровень представлений о развитии полоролевой идентичности у детей пятого года жизни.

Для изучения полоролевой идентичности детей пятого года жизни возраста были использованы методики, направленные на изучение когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов (Полустандартизированное интервью» В.Е. Кагана, методика «Беседа с ребенком» (А.М. Щетинина, О.И. Иванова), методика «Наблюдение за поведением ребенка» (автор Н.Е. Татаринцева)).

Анализ результатов по всем методикам показал, что к высокому уровню были отнесены 25% дошкольников. Уровень характеризуется тем, что дети знают и называют отличия мальчика от девочки, понимают необратимость своей полоролевой принадлежности, называют несколько особенностей пола. Они демонстрируют желание остаться в своей половой роли, адекватно относятся к своему полу, оценка половой роли позитивна. Ведут себя в соответствии со своей половой ролью, у них проявляется адекватное отношение к противоположному полу, проявляют качества личности (женственности, мужественности) в соответствии с полом.

Средний уровень был выявлен у 35% детей. Дети в основном знают и называют отличия мальчика от девочки, иногда затрудняюсь ответить, демонстрируют частичные знания отличий мальчика от девочки, понимают необратимость полоролевой принадлежности, называют один-два отличия пола. Они частично демонстрируют желание остаться в своей половой роли, не всегда адекватно относятся к своему полу, оценка половой роли как позитивна, так и негативна. Не всегда адекватно ведут себя в соответствии со своей половой ролью, у них проявляется больше позитивное адекватное отношение к противоположному полу, не всегда проявляют качества личности (женственности, мужественности) в соответствии с полом.

Низкий уровень имеют 40% детей. Воспитанники этого уровня частично соответствуют их полоролевой принадлежности, у детей недостаточно сформированы признаки отличий мальчика от девочки, не сформировано понимание необратимости полоролевой принадлежности. Они не демонстрируют желание остаться в своей половой роли, не адекватно относятся к своему полу, оценка половой роли больше негативна. Не всегда адекватно ведут себя в соответствии со своей половой ролью, у них проявляется не адекватное отношение к противоположному полу, не проявляют качества личности (женственности, мужественности) в соответствии с полом.

На основании полученных результатов в соответствии с выделенными условиями, формирующий этап эксперимента мы разделили на этапы:

Первый этап – подготовительный.

Цель: обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду, учитывающую особенности мальчиков и девочек, а также наполнить ее дидактическими играми, способствующими развитию полоролевой идентичности детей пятого года жизни.

Продолжительность – 2 недели.

Второй этап – основной.

Цель: разработка комплекса совместной образовательной деятельности, направленной на развитие полоролевой идентичности детей пятого года жизни с помощью дидактических игр. Организовать консультативную помощь для родителей, способствующие расширению их знаний по вопросам развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни.

Продолжительность: 7 недель.

Третий этап – обобщающий.

Цель: закреплять полоролевое поведение в самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность: 2 недели.

На формирующем этапе эксперимента нами была выстроена последовательная работа по развитию полоролевой идентичности мальчиков и девочек пятого года жизни с помощью дидактических игр

На подготовительном этапе в рамках каждой темы недели было спланировано обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели. При этом в игровой центр мы поместили для девочек дидактические игры, отражающие содержание женской роли, связанной с ведением домашнего, для заботы о ребенке, материалы для ухода за собой. Для мальчиков мы подобрали дидактические игры, связанные с реализацией мужской роли, а именно отражающие умения и навыки мужчины оказывать помощь по хозяйству, материалы для освоения мужских профессий, таких как водитель, строитель, пилот, разведчик, военный и т.д.

На основном этапе для выполнения задач формирующего эксперимента мы разработали систему групповых развивающих занятий с детьми пятого года жизни «Я мальчик, я девочка», включающих в себя дидактические игры. Комплекс работы с детьми пятого года жизни состоял из 9 занятий. Продолжительность занятий: 3 месяца, по 20-25 минут 1 раз в неделю. А так же была выстроена организация взаимодействия с родителями и педагогами, направленная на решение проблемы развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни, посредством дидактических игр.

содержание работы по развитию полоролевой идентичности детей пятого года жизни осуществлялось поэтапно:

Блок 1. Кто я: мальчик, девочка?

Цель: формировать представления ребенка о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного отношения к себе.

Блок 2. Какой я мальчик? Какая я девочка?

Цель: знакомство мальчиков и девочек с основными качествами «мужественности», «женственности».

Блок 3. Мужчина и женщина в семье и обществе.

Цель: формировать у детей представления о социальных функциях мужчин и женщин, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

Параллельно была спроектирована работа с педагогами – это практическая работа с педагогами по развитию профессиональной компетентности в вопросах развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни (планируемыми результатами реализации работы являются формирование у педагогов всех структурных компонентов профессиональной готовности: когнитивный, практический и рефлексивный). С педагогами были проведен семинар: «Критерии развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни», семинар «Педагогические условия развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни» и семинар-практикум «Технология развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни посредством дидактической игры».

Эффективными формами работы с родителями, безусловно, является семинар-практикум и педагогические тренинг. В рамках семинара-практикума «Особенности развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни» родители познакомились с такими понятиями как «идентичность», «пол», «половая идентичность», и их содержанием, которое могут усвоить дети пятого года жизни. В рамках педагогического тренинга «Дидактическая игра как средство развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни», родителей важно было познакомить с дидактической игрой и продемонстрировать их применение для развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни, чтобы они могли наглядно представить, как это можно применить с детьми в условиях семьи.

Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что произошла положительная динамика в показателях.

Педагоги стали понимать значение развития полоролевой идентичности, грамотно определять цель и задачи работы, методы и приемы работы, уделять внимание развитию полоролевой идентичности у детей пятого года жизни в стали стремится к повышению качества работы. Кроме того педагоги стали регулярно планировать работу по развитию полоролевой идентичности с помощью дидактических игр, путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды групп, взаимодействуют с родителями.

Было выявлено, что родители стали понимать, что такое полоролевая идентичность, родители стали называть особенности полоролевой идентичности мальчиков и девочек и стали использовать дидактическую игру для развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни. Стали учитывать особенности пола при воспитании детей.

Изучение уровня полоролевой идентичности детей пятого года жизни по всем методикам показал, что высокий уровень был определен у 45% детей (уровень увеличился с 25% до 45%), средний уровень изменился с 35% до 55% (уровень уменьшился на 20%), низкий уровень был определен у5 % (уровень снизился с 40% до 5%).

Полученные данные свидетельствуют об эффективности проделанной работы.

Таким образом, наша гипотеза о том, что при учете ряда выделенных и апробированных нами педагогических условий развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни посредством дидактических игр проходит более эффективно была доказана, цель исследования достигнута.

Список литературы

  1. Бем, С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства [Электронный документ]. — Режим доступа: https://bookap.info/book/bem_linzy_gendera_transformatsiya_vzglyadov_na_problemu_neravenstva_polov/bypage/147. – Загл. с экрана.
  2. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.libok.net/writer/8480/kniga/31201/golovin_s_yu/slovar_prakticheskogo_psihologa/read. – Загл. с экрана.
  3. Иванова, О. И. Формирование позитивной половой идентичности у детей среднего дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / О. И. Иванова, А. М. Щетинина. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – 124 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: