УДК 37

Педагогическая диагностика мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования

Жукова Людмила Александровна – преподаватель кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Курдубова Варвара Вениаминовна – старший преподаватель кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Шахвердова Елена Олеговна – доцент кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Аннотация: В статье представлены результаты изучения мотивации обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования. Обоснована необходимость разработки инструментария для педагогической диагностики мотивационного потенциала курсантов. Описаны результаты констатирующего эксперимента, позволившие выявить основные мотивы обучающихся при выборе учебного заведения.

Ключевые слова: военная образовательная организация, курсанты, мотив, мотивация, мотивационный потенциал.

Изучение феномена мотивации человека к деятельности, в частности, к учебной, занимает значимое место в педагогических и психологических исследованиях: его результаты отражены в диссертационных исследованиях, монографиях, научных статьях. Исследуются виды мотивации, структура, методы формирования. Однако, в педагогических и психологических исследованиях практической направленности, опубликованных за последние 10 лет, отмечается отрицательная динамика мотивации к обучению учащихся российской высшей школы. Это обстоятельство приводит к необходимости глубокого изучения мотивационной сферы учащихся в условиях современной образовательной ситуации.

Уточним смысловое содержание основных понятий, используемых в данной статье (отмечая терминологические различия в научных исследованиях в области изучения мотивации).

Так, под мотивацией обучающегося будем понимать «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности» [2, с.88].

Мотивом будем называть «сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием» [1, c.344].

Опираясь на подход Е.П. Ильина, под мотивационным потенциалом обучающегося будем понимать «степень «мощности» мотивации – ее сформированность [1].

В психолого-педагогической практике оценивание мотивационного потенциала обучающегося осуществляется, как правило, при помощи методик педагогической диагностики учебной мотивации («педагогическая диагностика - совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия») [5].

Широко применяется «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» (авторы – К. Замфир, модификация А.А. Реана), «Методика диагностики учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая), «Изучение мотивации обучения студентов» Т.И. Ильиной, «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) и другие [6].

Указанные методики представлены опросниками, разработанными на основаниях различных методологических подходов к исследованию мотивационной сферы обучающихся. Шкалы опросников, как правило, определяются основными мотивами обучающихся, выделяемыми авторами методик. Оценивается субъективная значимость каждого мотива для респондента. Таким образом, для оценивания степени сформированности мотивации обучающегося необходимо иметь представление о его основных учебных мотивах, определить их для отдельных образовательных ситуаций (ступени и уровни образования, виды образовательных организаций и пр.). В рамках данной статьи представляется полезным перечислить основные мотивы к учебной деятельности, выделяемые в психолого-педагогической литературе. Они представлены ниже, в Таблице 1 (по исследованию М.В. Ляшенко) [3, с.60].

Таблица 1. Основные мотивы к учебной деятельности ([3, с.60]).

Название мотива

Социальный мотив, стремление быть полезным для окружающих

Мотив достижения, стремление занять определенное место в обществе

Мотив приобретения профессиональных знаний, удовлетворение учебной деятельностью

Мотив овладения специальностью, ценностные и смысловые установки, мотив самоопределения

Мотив преодоления неудач, достижения успеха, творческое развитие

Профессиональный мотив, мотив учебной деятельности, познавательный мотив, мотив выбора профессии

Предметом научного интереса авторов является изучение и оценивание сформированности учебной мотивации учащихся военных образовательных организаций высшего образования (ВООВО) – мотивационного потенциала курсантов. Следует отметить специфическую особенность военно-профессиональной подготовки, реализуемой в военных образовательных организациях высшего образования – совмещение образовательного процесса и военной службы. Подготовка курсантов включает в себя как обучение по специальности, определяемой федеральным государственным образовательным стандартом, так и по воинской специальности из перечня, определяемого Министром обороны РФ. Это обстоятельство обуславливает психологические, умственные, физические перегрузки курсантов; приводит к вынужденным пропускам занятий, ограниченности круга общения и субординации взаимоотношений; недостаточным ресурсам свободного времени и времени на самостоятельную учебную деятельность.

Отметим, что указанная выше специфика образовательного процесса в ВООВО (совмещение образовательного процесса и военной службы), связанная с необходимостью исполнения воинского долга, престижем будущей профессии, коммуникациями, носящими субординационный характер и пр., требует глубокого изучения влияния на мотивационный потенциал курсанта таких мотивов, как: «воинский долг и честь», мотивов, связанных с престижем профессии военного, коммуникативного мотива. Помимо этого, специфика военно-профессиональной подготовки обуславливает значимость формирования у курсантов внешней мотивации. Анализ представленных в научных исследованиях методик позволил констатировать отсутствии в них возможности учета перечисленных выше мотивов – что приводит к необходимости разработки специальных инструментов педагогической диагностики для оценивания мотивационного потенциала обучающихся ВООВО.

Авторами был осуществлен педагогический эксперимент, заключающийся в разработке такого инструментария. Эксперимент осуществлялся по этапам (Рисунок 1), рассмотрим содержание каждого.

1

Рисунок 1. Этапы педагогического эксперимента по разработке инструментария для педагогической диагностики мотивационного потенциала обучающихся военных образовательных организаций высшего образования.

Целью первого этапа педагогического эксперимента, названного «Подготовка», было определение основных мотивов обучающихся ВООВО, побудивших абитуриентов поступить в военное учебное заведение, а также мотивов, позволяющих обучающимся (курсантам) осуществлять военно-профессиональную подготовку в условиях психологических и физических перегрузок. Осуществлялся констатирующий эксперимент, результаты которого позволили выделить основные мотивы обучающихся к поступлению и обучению в ВООВО; эти мотивы были положены в основу шкалирования для оценивания мотивационного потенциала.

На этапе «Разработка» была определена структура опросников для методик оценивания ситуативной и долгосрочной мотиваций, разработаны вопросы анкет и методики обработки результатов.

На этапе «Внедрение» осуществлялась апробация разработанных методик педагогической диагностики мотивационного потенциала обучающихся ВООВО путем внедрения в образовательный процесс.

Завершающий этап – «Рефлексия», содержал анализ полученных результатов, а также оценку качества разработанных инструментов педагогической диагностики.

В рамках данной статьи ниже представлены результаты первого этапа («Подготовка»).

Рассмотрим подготовительный этап педагогического эксперимента по разработке инструментария для педагогической диагностики мотивационного потенциала обучающихся военных образовательных организаций высшего образования. На данном этапе был осуществлен констатирующий эксперимент, задачей которого было выявление основных мотивов к поступлению и обучению в ВООВО (целевая аудитория – юноши и девушки возрастом от 17 до 22 лет). Эксперимент осуществлялся на базе ВАС им. С.М. Буденного, в нем участвовали 145 человек.

Исследование проводилось последовательно двумя методами: анкетирования (респондентам требовалось ответить на вопросы, разработанной для обучающихся высшей школы) и интервьюирования (для учета военно-профессиональных мотивов).

При анкетировании респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты – выбрать из предлагаемых: основные мотивы, которые были решающими при поступлении ими в учебное заведение; указать ориентиры при выборе специальности; отметить факторы, необходимые для усиления мотивации в процессе учебы обучения в рамках отдельной предметной области (была использована анкета, представленная в работе А.М. Николаенко [4, с.1040]).

Результаты анкетирования оказались следующими. Решающими мотивами при выборе образовательной организации обучающиеся назвали желание получить выбранную специальность (34%), рекомендации семьи и друзей (33%) и намерение получить качественные знания (20%) (Рисунок 2).

2

Рисунок 2. Мотивы обучающихся при поступлении в военную образовательную организацию высшего образования (по результатам анкетирования).

При выборе специальности будущие курсанты в первую очередь ориентировались на личные убеждения (28%), изучали рынок труда с целью изучения востребованных специальностей (27%), опирались на представление о своих способностях (30%). Остальные мотивы имели существенно меньший вклад (<20%) (Рисунок 3).

3

Рисунок 3. Мотивы обучающихся военной образовательной организации высшего образования при выборе специальности (по результатам анкетирования).

В процессе учебы курсантов мотивировали: перспективы карьерного роста (43%), желание не разочаровать окружающих (27%), намерение получить диплом (21%) (Рисунок 4).

4

Рисунок 4. Факторы мотивации обучающихся военной образовательной организации высшего образования в процессе учебы (по результатам анкетирования).

Таким образом, анализ результатов анкетирования выявил, что основным учебным мотивом обучения курсантов является профессиональный мотив (намерение получить выбранную специальность).

Для уточнения влияния мотивов, связанных со спецификой военно-профессиональной подготовки, а также дифференциации внутренней и внешней мотивации, было осуществлено интервьюирование обучающихся – респондентам предлагалось самим назвать мотивы, определившие выбор высшего военного образования. Здесь следует отметить, что под внутренней мотивацией понимается совокупность мотивов, определяемых потребностями и желаниями самого человека; под внешней – совокупность мотивов, формирующихся под влиянием внешнего воздействия.

Результаты интервьюирования оказались следующими. Решающие мотивы, определившие выбор респондентами военной образовательной организации для обучения:

  • мотив «воинская честь и долг» (желание стать офицером из соображений долга перед Родиной (самостоятельный выбор или выбор семьи));
  • династический мотив (продолжить дело отца или деда-офицера);
  • мотив получения специальности (намерение получить определенную специальность, востребованную и в гражданских профессиях);
  • мотив престижа и комфорта (перспективы престижа карьеры военного; легкость поступления в ВООВО по сравнению с поступлением в гражданский вуз).

Выявленные мотивы позволили определить шкалы опросника для измерения мотивационного потенциала курсантов. При разработке опросника каждый мотив был рассмотрен с позиций внешней и внутренней мотивации, которые, в свою очередь, представлялись с помощью мотивов избегания и достижения (для внутренней); положительной и отрицательной для внешней мотивации (Рисунок 5).

5

Рисунок 5. Структурная модель содержания шкал опросника для педагогической диагностики мотивационного потенциала обучающихся военной образовательной организации высшего образования в процессе учебы.

Таким образом, была определена структура опросника для педагогической диагностики курсантов: четыре группы вопросов, каждая из которых соответствует одному из выделенных выше мотивов, каждая группа содержит по четыре вопроса, сформулированных в соответствии с моделью, представленной на Рисунке 5.

В рамках данной статьи авторами начато изучение мотивационного потенциала обучающихся современной российской военной образовательной организации. Определены основные термины понятийного поля (мотив, мотивация, мотивационный потенциал), обозначена проблема (отсутствие разработанного инструментария для педагогической диагностики мотивационного потенциала обучающихся ВООВО). Описаны результаты первого, подготовительного этапа педагогического эксперимента по разработке и внедрению методик оценивания уровня сформированности мотивации курсантов (к полученным результатам отнесены выявленные основные учебные мотивы обучающихся). Полученные на подготовительном этапе результаты положены в основу разработки методик оценивания мотивационного потенциала курсантов; их описание будет представлено авторами в дальнейших публикациях.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. – 176 с.
  3. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 53–73.
  4. Николаенко А.М. Мотивация студентов к получению высшего образования: результаты опроса // Научный аспект. 2022. Т. 8. № 6. С. 1037 – 1044.
  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.Г. Панов. М.: Большая рос. энцикл, 1993. – 1160 с.
  6. ТЕСТотека [Электронный ресурс]. – URL: http://testoteka.narod.ru/ms/0.html (дата обращения: 01.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: