УДК 372.8

Авторская деловая игра как средство формирования профессиональных компетенций студентов

Гуляк Дмитрий Русланович – магистрант Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского.

Научный руководитель Нечаева Ольга Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского.

Аннотация: В данной статье представлено понятие деловой игры, анализ деловых игр как средства развития профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Менеджмент», представлен перечень профессиональных компетенций, которые формируются с помощью деловых игр. Показана связь использования деловых игр в образовательном процессе и критериев психологии обучения. Также представлена авторская деловая игра, с помощью которой происходит более эффективное формирование профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: деловая игра, менеджмент, профессиональные компетенции, формирование компетенций, образовательный процесс.

Сегодня игровые технологии прочно входят в образовательный процесс высших учебных заведений. Их используют при формировании различных профессиональных и общих компетенций на разных направлениях подготовки и специальностях. Существует большое количество сборников деловых игр в абсолютно разных сферах. В чем же особенность и важность применения технологии деловых игр в образовательном процессе вуза?

Деловая игра в широко распространенном, обычном понимании – это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей. [1] Также, часто встречается термин: «игровое моделирование». Этот термин подчеркивает имитационный характер деловых игр по отношению к управленческой деятельности. Деловая игра позволяет имитировать реальные процессы деятельности компаний. Она является активным методом обучения, который одинаково хорошо применим и к студентам, и к реальным работникам.

Мы рассмотрим, в чем преимущества использования деловых игр для формирования профессиональных компетенций студентов направления подготовки «менеджмент».

Деловые игры основаны на том, что в них воспроизводится не материально-техническая, а информационно-процедурная сторона реального процесса хозяйствования. [2] Из этого следует, что разного рода и содержания деловые игры имеют общее: информационную структуру, на которую опирается процесс принятия решений. Иначе говоря, информационная структура представляет собой то, что обусловливает связи между ее участниками. Мотивы деловой игры запечатлены в интересах ее участников, в переплетении интересов «ролей» и личностей, причем участники принимают управленческие решения в условной ситуации, но при этом совершенно всерьез.

В ходе проведения деловой игры ставится две цели: игровая и дидактически-воспитательная, для достижения которых необходима действенная мотивация деятельности студента. С одной стороны – мотивация результативная (установка игры на промежуточные и конечный результаты). С другой стороны, мотивация должна быть познавательной (интерес к самому процессу и усвоению порождаемых ею ценностей, развивающих личность игрока). [3]

В целом, деловая игра – это средство, с помощью которого развивается творческое профессиональное мышление. В ходе деловой игры студент приобретает возможность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Участники деловой игры создают проблемную ситуацию, анализируют ее, разыгрывают и находят управленческие решения, в ходе непосредственного общения друг с другом. Деловые игры отвечают критериям психологии обучения:

  • Мотивация, или ощущение цели. Студенты лучше поддаются образовательному процессу, когда видят конкретный, реальный результат, к которому приходят во время обучения. В деловых играх это – управленческое решение, которое принимают студенты – участники деловой игры.
  • Уместность с точки зрения личного интереса и выбора – если студент считает обучение уместным, он будет лучше мотивирован. Студенты в ходе деловых игр уже примеряют на себе те реальные должности, в которых будут работать после окончания обучения. Примеряя должности на себе, студенты понимают уместность использования деловых игр, так как ощущают на себе связь образовательного процесса и практического результата обучения.
  • Обучение с практикой. Как говорил Конфуций: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Деловые игры как никакой другой метод обучения основаны именно на практикоориентированности обучения. Несомненным плюсом деловой игры является то, что зачастую деловые игры одинаковые для студентов и для реальных работников предприятий. Что еще раз подчеркивает практическую направленность в обучении.
  • Возможность безнаказанно делать ошибки. Обучение практикой означает, что люди подвергаются риску неудачи. Принимая неправильные управленческие решения в ходе деловых игр, студенты не рискуют реальными потерями, как, например, потеря капитала. Они лишь имеют возможность услышать анализ и корректировку своих решений от преподавателя.
  • Обратная связь – лучший способ для обучающихся узнать, что они делают, и увидеть собственный прогресс. Преподаватель, организующий деловую игру, должен всегда давать обратную связь студентам.

Используя деловые игры в процессе обучения студентов направления «менеджмент», мы формируем следующие профессиональные компетенции:

  • владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
  • владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде;
  • умение организовывать и поддерживать связи с деловыми партнёрами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного и муниципального управления);
  • владение навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес- плана всеми участниками; Деловые игры способствуют более эффективному формированию компетенций.

Нами предложена авторская деловая игра, направленная на формирование всех перечисленных выше компетенций.

Деловая игра «Кого уволить?»

Цель деловой игры: приобретение навыков ведения деловых переговоров, разрешение конфликтных ситуаций с партнерами.

Сценарий деловой игры: в компании IT-гуру необходимо решить кадровый вопрос. IT-гуру специализируется на решении широкого спектра задач в области информационных технологий. Но последние 3 месяца заказов на верстку сайтов поступает все меньше. В отделе проектирования сайтов 3 сотрудника: начальник отдела и два специалиста. Начальник отдела занимается переговорами с заказчиками, документацией, управлением. Специалисты занимаются непосредственным проектированием сайтов. Так как заказов на проектирование сайтов становится все меньше, руководство решило сократить одного из специалистов.

Анна – женщина 40-ка лет, профессионал своего дела. В компании работает 8 лет. Мать двоих детей.

Сергей – молодой специалист, 25 лет. В компании работает 5 лет, руководство оставило его после прохождения производственной практики, так как он очень перспективный специалист с современным креативным видением.

Оба выполняют работу исправно, нареканий от начальника отдела нет.

Цель – в ходе переговоров определить, кого из двух специалистов: Анну или Сергея сократить, избежав конфликтной ситуации.

Роли: генеральный директор IT-гуру, операционный директор IT-гуру, HR менеджер IT-гуру, главный бухгалтер IT-гуру, начальник отдела проектирования сайтов, маркетинг-менеджер, специалист по проектированию сайтов Анна, специалист по проектированию сайтов Сергей.

Информация для участников:

Генеральный директор: компания развивается, по экономическим показателям самое слабое звено организации – отдел проектирования сайтов. Необходимо сократить одного из сотрудников, потому что по факту со всеми заказами может справиться один сотрудник. Вы знаете этих сотрудников лично, поскольку Анна часто отпрашивалась у Вас работать дома: не с кем детей оставлять; Сергея Вы лично пригласили работать по результатам производственной практики.

Операционный директор: Вы нстаиваете на увольнении Анны, так как по Вашим подсчетам она не дорабатывает по времени. Часто уходит раньше, приходит позже. Хотя с работой справляется, но дисциплина оставляет желать лучшего.

HR менеджер: в профессиональном плане Вам без разницы, кого уволят. Но есть личные предпочтения: Анна Ваша подруга. Естественно, Вам не хочется, чтобы уволили ее. Необходимо отстоять ее максимально. 

Главный бухгалтер: по Вашим подсчетам

Начальник отдела проектирования сайтов: Вы настаиваете на том, что не нужно увольнять сотрудников. А проблема маленького количества заказов – проблема отдела маркетинга компании. У Вас есть претензии к маркетинг-менеджеру.

Маркетинг-менеджер: рынок проектирования сайтов очень развит, по характеристикам сайтов, которые создает Ваша компания, сложно конкурировать с гигантами на рынке. Вы делаете регулярную рекламу в интернете по продвижению услуг компании, рекламная компания по предложению услуг по созданию сайтов самая не эффективная, заказчиков мало.

Специалист по проектированию сайтов Анна: работа в этой компании – Ваш единственный источник дохода. У Вас двое детей: ученики начальной школы. Искать новую работу – слишком долгий процесс. Вам удобно работать в этой компании, у Вас прекрасные отношения с начальником отдела. Он разрешает Вам иногда уйти/прийти раньше, если работа выполнена. Вы не хотите увольняться из этой организации.

Специалист по проектированию сайтов Сергей: у Вас большие амбиции – Вы молодой, яркий специалист. Большой профессионал своего дела. Помимо работы в компании IT-гуру Вы часто берете подработки как фрилансер. Расставаться с компанией Вы не хотите, так как она обеспечивает Вам стабильный уровень дохода. Фриланс – дело не стабильное. Вы привыкли к рабочему месту, Вам нравится офис и возможность делать проекты фриланса на рабочем компьютере. Взгляд на проектирование сайтов у Вас более современный, креативный, нежели чем у Анны.

Вывод

Таким образом, деловая игра - активный метод обучения, который позволяет эффективно формировать профессиональные компетенции студентов. Предложенная авторская деловая игра позволит более эффективно сформировать профессиональные компетенции студентов направления подготовки «Менеджмент».

Список литературы

  1. Аристов С.А. Имитационное моделирование экономических систем: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та. 2004/123 с.
  2. Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация [Электронный ресурс]. / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – 192 с. – URL : https://znanium.com/read?id=363427.
  3. Бельчиков, Я. М. Деловые игры [Электронный ресурс]. / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. – Рига : Авотс, 1989. – 234 с. – URL http://managementlib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st003.shtml.

Интересная статья? Поделись ей с другими: