УДК 372.8
Авторская деловая игра как средство формирования профессиональных компетенций студентов
Гуляк Дмитрий Русланович – магистрант Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского.
Научный руководитель Нечаева Ольга Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского.
Аннотация: В данной статье представлено понятие деловой игры, анализ деловых игр как средства развития профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Менеджмент», представлен перечень профессиональных компетенций, которые формируются с помощью деловых игр. Показана связь использования деловых игр в образовательном процессе и критериев психологии обучения. Также представлена авторская деловая игра, с помощью которой происходит более эффективное формирование профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: деловая игра, менеджмент, профессиональные компетенции, формирование компетенций, образовательный процесс.
Сегодня игровые технологии прочно входят в образовательный процесс высших учебных заведений. Их используют при формировании различных профессиональных и общих компетенций на разных направлениях подготовки и специальностях. Существует большое количество сборников деловых игр в абсолютно разных сферах. В чем же особенность и важность применения технологии деловых игр в образовательном процессе вуза?
Деловая игра в широко распространенном, обычном понимании – это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей. [1] Также, часто встречается термин: «игровое моделирование». Этот термин подчеркивает имитационный характер деловых игр по отношению к управленческой деятельности. Деловая игра позволяет имитировать реальные процессы деятельности компаний. Она является активным методом обучения, который одинаково хорошо применим и к студентам, и к реальным работникам.
Мы рассмотрим, в чем преимущества использования деловых игр для формирования профессиональных компетенций студентов направления подготовки «менеджмент».
Деловые игры основаны на том, что в них воспроизводится не материально-техническая, а информационно-процедурная сторона реального процесса хозяйствования. [2] Из этого следует, что разного рода и содержания деловые игры имеют общее: информационную структуру, на которую опирается процесс принятия решений. Иначе говоря, информационная структура представляет собой то, что обусловливает связи между ее участниками. Мотивы деловой игры запечатлены в интересах ее участников, в переплетении интересов «ролей» и личностей, причем участники принимают управленческие решения в условной ситуации, но при этом совершенно всерьез.
В ходе проведения деловой игры ставится две цели: игровая и дидактически-воспитательная, для достижения которых необходима действенная мотивация деятельности студента. С одной стороны – мотивация результативная (установка игры на промежуточные и конечный результаты). С другой стороны, мотивация должна быть познавательной (интерес к самому процессу и усвоению порождаемых ею ценностей, развивающих личность игрока). [3]
В целом, деловая игра – это средство, с помощью которого развивается творческое профессиональное мышление. В ходе деловой игры студент приобретает возможность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Участники деловой игры создают проблемную ситуацию, анализируют ее, разыгрывают и находят управленческие решения, в ходе непосредственного общения друг с другом. Деловые игры отвечают критериям психологии обучения:
- Мотивация, или ощущение цели. Студенты лучше поддаются образовательному процессу, когда видят конкретный, реальный результат, к которому приходят во время обучения. В деловых играх это – управленческое решение, которое принимают студенты – участники деловой игры.
- Уместность с точки зрения личного интереса и выбора – если студент считает обучение уместным, он будет лучше мотивирован. Студенты в ходе деловых игр уже примеряют на себе те реальные должности, в которых будут работать после окончания обучения. Примеряя должности на себе, студенты понимают уместность использования деловых игр, так как ощущают на себе связь образовательного процесса и практического результата обучения.
- Обучение с практикой. Как говорил Конфуций: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Деловые игры как никакой другой метод обучения основаны именно на практикоориентированности обучения. Несомненным плюсом деловой игры является то, что зачастую деловые игры одинаковые для студентов и для реальных работников предприятий. Что еще раз подчеркивает практическую направленность в обучении.
- Возможность безнаказанно делать ошибки. Обучение практикой означает, что люди подвергаются риску неудачи. Принимая неправильные управленческие решения в ходе деловых игр, студенты не рискуют реальными потерями, как, например, потеря капитала. Они лишь имеют возможность услышать анализ и корректировку своих решений от преподавателя.
- Обратная связь – лучший способ для обучающихся узнать, что они делают, и увидеть собственный прогресс. Преподаватель, организующий деловую игру, должен всегда давать обратную связь студентам.
Используя деловые игры в процессе обучения студентов направления «менеджмент», мы формируем следующие профессиональные компетенции:
- владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде;
- умение организовывать и поддерживать связи с деловыми партнёрами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного и муниципального управления);
- владение навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес- плана всеми участниками; Деловые игры способствуют более эффективному формированию компетенций.
Нами предложена авторская деловая игра, направленная на формирование всех перечисленных выше компетенций.
Деловая игра «Кого уволить?»
Цель деловой игры: приобретение навыков ведения деловых переговоров, разрешение конфликтных ситуаций с партнерами.
Сценарий деловой игры: в компании IT-гуру необходимо решить кадровый вопрос. IT-гуру специализируется на решении широкого спектра задач в области информационных технологий. Но последние 3 месяца заказов на верстку сайтов поступает все меньше. В отделе проектирования сайтов 3 сотрудника: начальник отдела и два специалиста. Начальник отдела занимается переговорами с заказчиками, документацией, управлением. Специалисты занимаются непосредственным проектированием сайтов. Так как заказов на проектирование сайтов становится все меньше, руководство решило сократить одного из специалистов.
Анна – женщина 40-ка лет, профессионал своего дела. В компании работает 8 лет. Мать двоих детей.
Сергей – молодой специалист, 25 лет. В компании работает 5 лет, руководство оставило его после прохождения производственной практики, так как он очень перспективный специалист с современным креативным видением.
Оба выполняют работу исправно, нареканий от начальника отдела нет.
Цель – в ходе переговоров определить, кого из двух специалистов: Анну или Сергея сократить, избежав конфликтной ситуации.
Роли: генеральный директор IT-гуру, операционный директор IT-гуру, HR менеджер IT-гуру, главный бухгалтер IT-гуру, начальник отдела проектирования сайтов, маркетинг-менеджер, специалист по проектированию сайтов Анна, специалист по проектированию сайтов Сергей.
Информация для участников:
Генеральный директор: компания развивается, по экономическим показателям самое слабое звено организации – отдел проектирования сайтов. Необходимо сократить одного из сотрудников, потому что по факту со всеми заказами может справиться один сотрудник. Вы знаете этих сотрудников лично, поскольку Анна часто отпрашивалась у Вас работать дома: не с кем детей оставлять; Сергея Вы лично пригласили работать по результатам производственной практики.
Операционный директор: Вы нстаиваете на увольнении Анны, так как по Вашим подсчетам она не дорабатывает по времени. Часто уходит раньше, приходит позже. Хотя с работой справляется, но дисциплина оставляет желать лучшего.
HR менеджер: в профессиональном плане Вам без разницы, кого уволят. Но есть личные предпочтения: Анна Ваша подруга. Естественно, Вам не хочется, чтобы уволили ее. Необходимо отстоять ее максимально.
Главный бухгалтер: по Вашим подсчетам
Начальник отдела проектирования сайтов: Вы настаиваете на том, что не нужно увольнять сотрудников. А проблема маленького количества заказов – проблема отдела маркетинга компании. У Вас есть претензии к маркетинг-менеджеру.
Маркетинг-менеджер: рынок проектирования сайтов очень развит, по характеристикам сайтов, которые создает Ваша компания, сложно конкурировать с гигантами на рынке. Вы делаете регулярную рекламу в интернете по продвижению услуг компании, рекламная компания по предложению услуг по созданию сайтов самая не эффективная, заказчиков мало.
Специалист по проектированию сайтов Анна: работа в этой компании – Ваш единственный источник дохода. У Вас двое детей: ученики начальной школы. Искать новую работу – слишком долгий процесс. Вам удобно работать в этой компании, у Вас прекрасные отношения с начальником отдела. Он разрешает Вам иногда уйти/прийти раньше, если работа выполнена. Вы не хотите увольняться из этой организации.
Специалист по проектированию сайтов Сергей: у Вас большие амбиции – Вы молодой, яркий специалист. Большой профессионал своего дела. Помимо работы в компании IT-гуру Вы часто берете подработки как фрилансер. Расставаться с компанией Вы не хотите, так как она обеспечивает Вам стабильный уровень дохода. Фриланс – дело не стабильное. Вы привыкли к рабочему месту, Вам нравится офис и возможность делать проекты фриланса на рабочем компьютере. Взгляд на проектирование сайтов у Вас более современный, креативный, нежели чем у Анны.
Вывод
Таким образом, деловая игра - активный метод обучения, который позволяет эффективно формировать профессиональные компетенции студентов. Предложенная авторская деловая игра позволит более эффективно сформировать профессиональные компетенции студентов направления подготовки «Менеджмент».
Список литературы
- Аристов С.А. Имитационное моделирование экономических систем: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та. 2004/123 с.
- Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация [Электронный ресурс]. / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – 192 с. – URL : https://znanium.com/read?id=363427.
- Бельчиков, Я. М. Деловые игры [Электронный ресурс]. / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. – Рига : Авотс, 1989. – 234 с. – URL http://managementlib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st003.shtml.