УДК 781

Подготовка музыканта-исполнителя к работе над фортепианными произведениями Ференца Листа

Громова Руслана Михайловна – доцент, профессор, заведующая кафедрой Фортепиано Приднестровского государственного института искусств им. А.Г. Рубинштейна.

Аннотация: Статья рассматривает особенности работы исполнителя над фортепианными произведениями Ференца Листа. Основной задачей статьи является передача основных аспектов подготовки к работе пианиста над репертуаром, включающим сочинения выдающегося венгерского композитора и выделение тех качеств, которыми необходимо обладать опытному интерпретатору произведений Листа. В работе подчеркивается значение ознакомления молодого исполнителя с миром образов Листа и определяется педагогический эффект, который достигается в процессе репетиционной работы над фортепианными произведениями данного композитора.

Ключевые слова: музыкант-исполнитель, фортепианная музыка, фортепианная техника, художественная интерпретация.

Ференц Лист, – выдающийся композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог, – известен как пианист феноменального дарования. Фортепианная музыка Ф.Листа формирует художественный вкус, музыкально-эстетические взгляды; развивает мировоззрение, способность понимать содержание музыкальных образов. Формирование пианиста как творческой личности и артиста-интерпретатора немыслимо вне его приобщения к работе над фортепианными произведениями венгерского композитора-виртуоза.

Однако, исполнение сочинений Листа требует не только определенной технической подготовки, но и способности к глубокому психологическому осмыслению композиторского замысла, серьёзной интеллектуальной работы.

Лист всегда утверждал, что исполнитель – творец, а не раб композитора, он не только передаёт созданное другими, но и создаёт нечто своё, демонстрируя этим собственное отношение к исполняемой музыке [4, с.348]. Поэтому, интерпретация фортепианных произведений Листа традиционно понимается исполнителями как гармоничное сочетание авторского начала и личностной трактовки образов произведения [5, с. 96]. Сложность задачи интерпретатора заключается в необходимости поиска художественного равновесия между авторскими намерениями композитора и творческим прочтением исполнителя. Как учил сам Лист, «исполнение не должно превращаться в борьбу исполнителя с автором, … главное — это воссоздать целое, и притом таким, каким оно виделось автору в процессе творчества» [1, с.15].

Известно, что фортепианная музыка Ф. Листа, – композитора романтической направленности, – занимает значительные позиции в его грандиозном творческом наследии. Его фортепианные сочинения отмечены стремлением к обновлению музыкального языка, формы произведений, известной палитры жанров. В фортепианных концертах и сонатах Листа завершилось формирование одночастной формы поэмного типа, которую начинали разрабатывать в своём творчестве Ф.Шопен и Р.Шуман. Новаторским вкладом композитора в фортепианное искусство явилось создание им нового жанра – рапсодии, отразившей глубокий интерес композитора к венгерскому фольклору. Лист значительно преобразовал жанр транскрипции и, тем самым, утвердил его значение для формирования программного инструментального творчества. Он активно использовал принцип программности в обозначении содержания музыкального произведения, что позволило приблизить высокое искусство к миллионам слушателей [3, с. 19]; разрабатывал прием монотематизма в развитии музыкального материала, обеспечивавший достижение эффекта единства в многообразии. Сложна и образная сфера произведений Ф.Листа. Трагические, героические, лирические образы порой даны композитором в противопоставлении силам зла, олицетворяющим дьявольскую стихию. Подобный конфликт впоследствии получит дальнейшее развитие в творчестве авторов последующих поколений.

Новации Листа в области исполнительской техники, прежде всего, связаны с симфонической трактовкой выразительных ресурсов фортепиано. Стремясь колористически обогатить звучание данного инструмента, Лист, вслед за Бетховеном стал применять все регистры инструмента, используя новые приемы полу-педали, четверть-педали, педального тремоло и др. Добиваясь полноты звучания, композитор ввел приемы особого распределения музыкального материала с помощью перекрещивания и перекладывания рук, быстрых их переносов. Виртуозные пьесы Листа включают такие технические новации в области фортепианной игры, как различные октавные и аккордовые формы движения, пассажи через всю клавиатуру, технику репетиций и другие приёмы.

Музыку Ференца Листа отличает утончённый интеллектуализм, глубина чувств, открытая эмоциональность, непревзойдённая виртуозность. Композитор посвятил своё творчество решению проблемы, глубоко его волновавшей – обновлению музыки путём её внутренней связи с поэзией, живописью и другими видами искусства. Следуя этой идее, Лист разработал программный метод, связанный в его творчестве с новаторским преобразованием музыкальных форм и с развитием принципа монотематизма. Таким образом, для того чтобы глубоко проникнуть в содержание, пианист, приступающий к изучению пьес, должен ориентироваться не только в творческом наследии композитора, но и хорошо знать литературу, поэзию, живопись, скульптуру. В современной фортепианной методике подчеркивается, что только музыкант с большим художественным кругозором сможет охватить весь сложный комплекс эстетических и исполнительских проблем, связанных с интерпретацией сочинений Листа [4, с.325].

Огромное фортепианное наследие Ф. Листа дает возможность исполнителю, на разных этапах подготовки, знакомиться с произведениями различной степени сложности, которые, вместе с тем, вызывают к жизни широкий круг художественных и исторических образов. Прежде всего, представляют интерес сочинения Ф.Листа в жанре этюда: от юношеских технически ориентированных опусов до его двенадцати трансцендентных этюдов, среди которых «Мазепа», «Вечерние гармонии», «Блуждающие огни» и другие. Популярны и ноктюрны Ф.Листа, также связанные с определенными программными аспектами: их играют как концертирующие пианисты, так и студенты учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. Особой любовью среди исполнителей любого уровня пользуются пронизанные национальным колоритом «Венгерские рапсодии», «Пештский карнавал», «Венгрия», «Ракоци-марш», цикл «Годы странствий».

Современному исполнителю музыки Ф. Листа необходимо хорошо разбираться в особенностях музыкального языка композитора. Фортепианный стиль Листа отличается жанровым разнообразием, имеет ярко выраженный концертный характер. Композитор мастерски достигал на инструменте удивительного богатства колорита с помощью оригинального использования звуковых средств каждого регистра, тонкого сочетания открытий в области гармонии и фактуры, революционных новшеств педализации и др. Все средства выразительности и технические приёмы игры Лист подчинял одной цели – воспроизведению на фортепиано красочных богатств оркестрового звучания. Таким образом, исполнитель произведений Листа должен слышать тембровую насыщенность фортепианной фактуры и владеть разнообразными пианистическими приёмами, способными придавать объёмность, экспрессию, «оркестральностъ» звучанию инструмента. Во многих фортепианных произведениях венгерского композитора обнаруживаются яркие фрагменты оркестровой трактовки фортепиано. Среди таковых: коды Первого фортепианного концерта Es-dur; многих рапсодий, в том числе «Испанской рапсодии»; транскрипций произведений Л. ван Бетховена, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ф. Шуберта.

Воплощение образов фортепианной музыки Листа требует от пианиста свободного владения всем техническим исполнительским арсеналом, дающим возможность легко исполнять арпеджированные пассажи, мощные аккордовые комплексы, гаммообразные пассажи и др. Эти технические приёмы имели исключительное значение для обогащения колористической звучности инструмента, необходимой для воплощения художественного замысла композитора в каждом его произведении. Поэтому, приступая к изучению произведений Листа, в первую очередь, необходимо обратить внимание на тщательное изучение гамм, аккордов, арпеджио, октав, двойных нот. Все эти приемы используются композитором в его рапсодиях, пьесах цикла «Годы странствий», транскрипциях, «Мефисто-вальсе» и многих других сочинениях.

Особой работы требует реализация динамических оттенков Листа отличающихся новаторскими преобразованиями устоявшихся традиций и характеризующихся точным расчётом звуковых динамических градаций. Необходимо уметь подчинять динамику общему художественному замыслу пьесы, учитывая при этом фактурные, гармонические, тембровые особенности музыкального материала, а также собственно технические составляющие исполнительского процесса воплощения творческого замысла, необходимые для передачи всего богатства и разнообразия настроений музыки Листа. Огромная палитра динамических градаций обнаруживается, например, в Концерте для фортепиано с оркестром №2 A-dur, Сонате h-moll, в пьесе «Фонтаны виллы Д’Эсте», произведениях танцевального наклонения.

Темповые обозначения у Листа обычно в большей мере связаны с моментами выявления характера, чем скорости исполнения и зависят от корректной трактовки авторского содержания. Встречаются указания не только на контрастные темпы (медленные и подвижные), но и на темпы, обозначающие незначительные изменения, например, Un роса piu moto sempre lento и др. Известно, что Лист очень свободно относился к темпам, особенно это касалось оперных транскрипций: фрагментов «Риголетто» Дж.Верди; таких музыкальных драм Р. Вагнера, как «Тангейзер», «Лоэнгрин»; оперы «Дон Жуан» Моцарта; музыкально-театральных произведений В.Беллини, Дж.Мейербера. Тем не менее, исполнитель может более свободно трактовать указанные Листом темпы, однако, при этом, должен следить за сохранением в своей интерпретации авторских стилевых особенностей.

Разнообразие туше является одной из самых отличительных черт пианистической техники Листа. В его основе – искусство подражания инструментальным эффектам. Согласно рекомендациям методистов, особое внимание в данном случае следует уделять звучаниям, связанным с психологически-образной сферой. Они обозначены терминами, предполагающими достижение исполнителем глубины звучания: espressivo, pesante, dolente и др. [2, с. 325]. Сфера мечтаний обычно связана с применением legato. Этот штрих в пьесе применяется разнообразно, – выбор звучаний зависит от художественного образа и слухового контроля пианиста.

Новаторские аппликатурные принципы Листа нашли блистательное отражение в пьесах. К ним относится применение исполнительских ресурсов первого пальца: скольжение, использование в полнозвучной кантилене, в декламационных и других оборотах. Техника первого пальца, способствующая созданию эффекта звучания определенной оркестровой партии, требует от пианиста особого умения и художественного такта. Новаторский подход к аппликатуре в произведениях Листа часто связан с принципом распределения рук: переброской рук по клавиатуре, чередованием рук, распределением фрагментов темы между правой и левой руками, перекрещиванием рук и др. Преобразованные Ф.Листом аппликатурные принципы демонстрируют, в частности, его «Поэтические и религиозные гармонии», баллады, легенды, вариации, марши. Однако, учитывая новаторские подходы Ф.Листа, выбирать аппликатурные решения пианист должен исходя из особенностей строения своей руки и специфики выполняемой художественной задачи.

Преобразование Листом педальной техники, связанное со стремлением композитора воссоздавать оркестровые эффекты на фортепиано, требует отдельной работы исполнителя над техникой выполнения полу-педали, четверть-педали, педального тремоло, дисгармонической педали, колористической педали и многих других приёмов, благодаря которым фортепиано приобретало необыкновенную полноту звучания. Новаторский подход Ф.Листа к педализации можно изучать по многим произведениям, однако, более всего данным педагогическим целям соответствуют «Шесть этюдов» по Паганини, 3 концертных этюда, 3 забытых вальса, полонез c-moll, пьеса «Обручение».

Музыкальный материал фортепианных произведений Листа требует от пианиста способности воссоздавать оригинальную образную сферу, отображенную в них; умения ярко выявить контрасты и конфликты, подчеркнуть красоту и выразительность трагических и лирических, величественных и глубоко личностных, субъективных образов, раскрывая при этом в исполнении свою творческую индивидуальность. Для выражения авторского замысла композитора и достижения целостности восприятия художественного образа в исполнительской интерпретации, к примеру, таких произведений, как фортепианные концерты, соната «По прочтении Данте», Большие этюды по Паганини, концертные этюды, рапсодии, вальсы, марши, – следует искать гармоничное равновесие всех элементов выразительности в произведении. Таким образом, чем больше в игре пианиста будет искреннего воодушевления, рождённого эмоциональным переживанием поэтической идеи сочинения, тем ярче будет и впечатление от его игры.

Музыка Ференца Листа является величайшей духовной ценностью, она обладает особым исполнительским секретом, разгадать который – трудная задача для пианиста. Вместе с тем, изучение творческого наследия композитора, воплощение его образов в собственной исполнительской интерпретации предоставляет пианисту возможность не только обеспечить развитие собственного профессионального уровня, но и постичь глубину смыслов и ценностей, скрытых в музыкальных образах; сформировать в себе готовность и желание передавать их слушателям в практике концертной исполнительской деятельности.

Список литературы

  1. Бородин, Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: автореф. дис. доктора искусствоведения / Б. Б. Бородин. – Москва: Музыка, 2006. – 44 с. – Текст: непосредственный.
  2. Друскин, М. С. История зарубежной музыки. Вторая половина XIX века / М.С. Друскин. – Москва: Музыка, 1983. – Вып. 4. – 528 с. – Текст: непосредственный.
  3. Левашева, О. Е. Ференц Лист. Молодые годы / О.Е. Левашева. – Москва: Музыка, – 1998. – 331 с. – Текст: непосредственный.
  4. Мильштейн, Я.И. Ф. Лист / Я.И. Мильштейн. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1956. – Т. 1. – 529 с. – Текст: непосредственный.
  5. Скорбященская, О. А. История фортепиано: инструмент и его мастера / О.А. Скорбященская. – Санкт-Петербург: Скифия-принт – 2016. – 110 с. – Текст: непосредственный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: